Текст

Сергей Голиков

Двадцатый по счету концерт в рамках фестиваля Sound Up посвящен Дэвиду Лэнгу — американскому композитору, сооснователю фестиваля Bang on a Can и лейбла Cantaloupe, лауреату Пулитцеровской премии, два года назад номинированному на «Оскар» за лучшую музыку к фильму.

Постминимализм — термин достаточно условный и означает, скорее, конкретную музыкальную тусовку, поколение, воспитанное идеями даунтаунской сцены. Начав работать в 80-х, Лэнг и его коллеги испытывали сильное влияние академического минимализма с одной стороны и панк-культуры с другой. Она в то время буквально захватила американские арт-школы и консерватории, породив многообразное явление, обозначаемое термином «арт-панк», который также больше говорил о принадлежности к определенной среде и тусовке, чем о непосредственном сходстве музыки.

Соединить бунтарский дух и грубость форм, характерных для панка, со знаниями, полученными в Йельском университете, — к этому стремились молодые композиторы Дэвид Лэнг, Джулия Вольф и Майкл Гордон, когда организовали свой первый 12-часовой музыкальный марафон с говорящим названием Bang on a Can в 1987 году. Первый же опыт увенчался успехом: среди слушателей были Джон Кейдж, Стив Райх, Милтон Бэббит и Полина Оливерос.

Сегодня Лэнг считается едва ли не самым часто исполняемым современным композитором. Главный профессиональный интерес Лэнга — вокальная музыка. Он написал целый ряд опер и произведений для хора.

На концерте исполнят его «Страсти по девочке со спичками» и другие вокальные и инструментальные произведения. Пока вы решаете, идти на концерт или нет, предлагаем послушать небольшой плейлист, который точно поможет собраться.

Одна из ранних работ композитора, своего рода манифест постминимализма. Название соответствует явлению, подразумевающему определенную степень иронии — как и любое другое с приставкой «пост-».

Сочинение для перкуссии, оммаж Терри Райли и его циклу «Drumming», написанное Лэнгом для группы его студентов из Йельского университета, известных с тех пор как коллектив So Percussion, — участников сообщества Bang on a Can, издающихся на лейбле Cantaloupe.

Опера Лэнга по мотивам одноименного рассказа Амброза Бирса о фермере из Алабамы, таинственным образом исчезнувшем посреди собственного поля. Неясно, что появилось раньше — рассказ Бирса или городская легенда о фермере из Теннесси, который якобы исчез без следа в 1880 году на глазах у своей семьи. В данном случае примечательно, что этого фермера тоже звали Дэвид Лэнг.

Главное произведение Лэнга, за которое он получил Пулитцера, — опера по мотивам сказки Андерсена. Трагедия девочки со спичками здесь развивается в канве страданий Христа: Лэнг адаптировал сюжет сказки, фактически переписав либретто «Страстей по Матфею» Баха.

«Death Speaks»

Песенный цикл, написанный от лица Смерти. Лирика — собственные переводы с немецкого текстов песен Шуберта. Примечательно, что Лэнг никогда не использует заглавные буквы. Он объясняет это необходимостью «нейтрализации» смыслов своих произведений, избегания патетики любыми способами. Даже Смерть у Лэнга просто «говорит», а не «Говорит», как обычно бывает в англоязычных названиях. Ее партию исполнила Шара Уорден из группы My Brightest Diamond. В записи также поучаствовали Брайс Десснер из The National и монреальский инди-музыкант Оуэн Паллетт.

Пожалуй, самое популярное произведение Лэнга — незамысловатая песенка из финальной сцены «Молодости» Паоло Соррентино в исполнении корейской оперной дивы Суми Чо принесла Лэнгу номинацию на «Оскар». Удачная попытка академического композитора написать шлягер. Главный герой фильма — современный английский композитор, так что Лэнг, также являющийся большим поклонником английской классической музыки, поставил перед собой задачу выразить английскую элегичность. Произведения Лэнга также можно услышать и в «Великой красоте» Соррентино, кроме того, он автор аранжировок саундтрека к «Реквиему по мечте».

Sound Up


Когда

09 ноября 2018, 20:00

Где

Трёхгорная мануфактура, цех Надежда. Адрес: Рочдельская улица, 15 стр. 24


Фотографии: Питер Серлинг / Cantaloupe