Каждый месяц The Village рассказывает о самых громких новых альбомах, вышедших за последнее время. В этот раз — неудачные дебюты рэперов Ченса и Масло Черного Тмина, ремиксы на альбом Софи, ЕР Нины Кравиц с практически песнями, очередной альбом Арсения Морозова и многое другое.

Текст: Лев ЛевченкоПаша Яблонский, Артем Макарский 

Ченс

«The Big Day»

Apple Music

Артем: С начала десятилетия уже тогда подававший большие надежды рэпер Ченселор Беннетт из принципа записывал микстейпы, а не альбомы. Он аргументировал это тем, что не хочет брать с слушателей деньги за музыку (правда, за двухнедельный эксклюзив с размещением одного из них — «Coloring Book» — он получил от Apple 500 тысяч долларов). Поэтому когда Ченс, чьи релизы все это время занимали первые места в годовых списках лучших записей, объявил, что «The Big Day» станет его дебютным альбомом, это воспринималось с легким недоумением. И, как оказалось, недоумение — это единственное чувство, которое может вызвать этот альбом.

Ченс, позиционирующий себя как просвещенный христианин, читает о действительно важных вещах (что произойдет с тобой после смерти, какова цена славы, что не так с его отношениями с близкими и так далее), но делает это с самой ленивой интонацией в мире, выстраивая свои тексты, как школьник. Огромное количество гостей, среди которых Бен Гиббард из Death Cab For Cutie (что?), Cocorosie (что?), Рэнди Ньюман (что?!), Гуччи Мейн и Ники Минаж, не меняют ровным счетом ничего. «The Big Day», за исключением заглавного трека и, пожалуй, песни «Do You Remember», — это торжество неубедительного фальшивого позитивизма, лицемерия и мегаломании, которое сложно дослушать до конца. Человек, который когда-то зачитал «Я встретил Канье Уэста, я больше никогда не ошибусь», так и не понял, что для этого нужно быть кем-то уровня Канье Уэста. Увы и ах.

Масло Черного Тмина

«Kensshi»

Apple Music

Артем: Кажется диким, что в 2019 году:

  Альбом может начинаться со слов «Пока ты не порвешь этой суке все [рот], она не перестанет рвать [рот] над тобой»

 Журналисты находят в этих строчках метафору славы

 Все еще приходится цитировать Гуфа и напоминать, что не все девушки — суки

 Наша любовь к трип-хопу оправдает даже самую жалкую музыкальную подделку под этот, безусловно, полный великих альбомов жанр

 Ресторанный звук кому-то кажется откровением, полным атмосферы и настроения

 Любимый альбом Скриптонита у многих — «Дом с нормальными явлениями»

 Может выйти альбом, который будет полон всего того, за что не любят русский рэп люди, не слушающие русский рэп из-за своих предрассудков

 И он будет похож на сборник демо-версий

 И это издаст мейджор-лейбл

Тем не менее, именно это и произошло.

Purple Mountains

«Purple Mountains»

Apple Music

Паша: Смерть матери, расставание с женой после 20 лет брака, дом в Нэшвилле, заваленный книгами, отец — лоббист, поддерживающий свободную продажу оружия и алкоголя, долгая дружба со Стивеном Малкмусом из группы Pavement и десятилетнее отрешение от музыки — примерно так можно описать последние несколько лет из жизни Дэвида Бермана. В конце 80-х Дэвид основал инди-рок-группу Silver Jews, которую распустил в 2009 году: «Я всегда говорил, что мы остановимся перед тем, как скатиться». Дэвид уехал в Нэшвилл, зарылся в книги и через какое-то время приступил к записи нового альбома: сначала работал с Дэном Ауэрбахом из The Black Keys, затем с Джеффом Твиди из Wilco, а потом попросил спродюсировать альбом Дэна Бейара — лидера группы Destroyer. Правда, ни с тем, ни с другим, ни с третьим ничего не вышло — в итоге пластинку записывали с группой Woods. Получился циничный, выверенный, олдскульный альбом, словно из 90-х. Парадоксально, но сейчас это очень в духе времени.

«Порез на собаке»

«Михаиловы глаза»

VK

Паша: Мрачная и экзистенциальная сказка от очередной екатеринбургской группы Александра Ситникова («4 позиции Бруно», «Птицу емъ»). Песни, стихи и инструментальные вставки сопровождают двадцатиминутный кукольный мультфильм, в котором «Порез на собаке» — Ситников и Оля Чернавских — в два голоса рассказывают историю про подпольного хирурга и двух друзей. Песни Ситникова и его соратников всегда отличались исключительной кинематографичностью и давно нуждались хотя бы в такой экранизации.

The Flaming Lips

«King’s Mouth»

Apple Music

Артем: У американцев The Flaming Lips настолько обширная дискография, что даже обложки могут дать ключ к тому или иному альбому. Так, обложка последнего альбома группы «King’s Mouth» напоминает их же рождественский ЕР, записанный под именем Imagene Peise 12 лет назад. Необязательная запись, которая тем не менее была довольно обаятельной, что присуще любому подарку. Новый альбом носит в первую очередь прикладной характер: два года назад группа озвучила им одноименную выставку, он и в целом производит скорее впечатление музыкальной сказки, чем полноценной записи. Но изобретательнее и интереснее, чем здесь, группа не звучала со времен великого альбома «The Terror»: тут в нужные моменты появляется и шум, и бит, да и обычное для поздних The Flaming Lips состояние пасторальной радости вовсе не раздражает.

Floating Points

«LesAlpx/Coorabell»

Apple Music

Паша: Двадцатиминутный сингл от бывшего нейробиолога Сэма Шэппарда. Выдерживая баланс между дип-хаусом и эмбиентом, Сэм пишет то, что принято называть просто электроникой. Чувствуется, что до конца года эти две песни можно будет услышать не на одной вечеринке.

Софи

«Oil Of Every Pearl's Un-Insides Non-Stop Remix Album»

Артем: Блистательно выступившая на «Боли» бескомпромиссная электронщица Софи, переехавшая в Лос-Анджелес из Лондона, первоначально говорила о своем ремикс-альбоме как о дополнении к клатчу за 285 долларов, который практически моментально был распродан. Когда клатч пришел заказавшим, Софи залила альбом на ютьюб, опередив фанатов, и это правда вещь, которой стоило оказаться в свободном доступе.

Не из-за низкого качества, а наоборот: было бы обидно, если бы она оказалась доступной лишь избранному количеству людей. В отличие от других таких альбомов ремиксы делали не специально отобранные музыканты, а сама продюсерка, и в ее трактовке ремикс — это сон, нечто, имеющее связь с реальностью, то есть оригиналом, вещь со своим собственным контекстом и посылом. «Non-Stop Remix Album» более танцевален (особенно — «Whole New World (Doss And Sophie Remix)» и «Pony Whip»), но вершин достигает в моменты расслабленности: эмбиент-версия песни «Infatuation», разделенная на пять частей и растянутая на 18 минут, запомнится слушателю надолго.

Нина Кравиц

«странно-странно. необъятно»

VK

Лев: Двадцать пятый релиз Нина Кравиц — EP из трех треков, где одна из самых известных русских электронщиц снова запела. Да, как справедливо отмечают рецензенты, мы уже слышали такую Нину в начале карьеры на треках вроде «Ghetto Kravitz», но если в тот раз это были боевые вещи, практически гимны, то теперь это что-то вроде психоделики, пусть и при том же боевом ритме. Странно, странно.

Сборник

«Summer Storms»

Артем: Датский лейбл Posh Isolation за десять лет своего существования издал огромное количество интересных и меняющих электронную музыку альбомов и свою первую круглую дату отмечает при помощи почти двухчасового сборника (и шоукейсов, которые уже прошли в Копенгагене и Санкт-Петербурге). Поначалу он восхищает, настолько последовательно треки переходят из одного в другой и настраивают на одно настроение. Но, как это часто бывает с компиляциями, под конец даже от этой очень красивой музыки сильно устаешь. Подписанты лейбла и примкнувший к ним Янг Лин занимаются, по сути, одним и тем же: сталкивают ультрасовременность с чем-то давно знакомым, очень человеческое с механическим.

Здесь есть место и авант-попу, и поэзии, и гитарным балладам, и шуму, но все это можно описать названием серии московских концертов «Музыка конца света» — или, если следовать логике авторов, конца лета (если знать, что несколько треков здесь посвящены Эзре, скончавшейся в начале года участнице датской подпольной тусовки, эта конечность ощущается еще сильнее). «Summer Storms» не производит такого оглушительного впечатления, как предыдущий сборник лейбла «I Could Go Anywhere But Again I Go With You», однако позволяет увидеть Posh Isolation как единое целое, как сообщество, чего лейбл явно и добивался.

Blood Orange

«Angel’s Pulse»

Apple Music

Паша: Новый микстейп Девонте Хайнса для многих скорее стал предлогом переслушать его превосходный прошлогодний альбом «Negro Swan» — вероятно, лучшую работу британского певца. «Angel’s Pulse» в отличие от него кажется легкой, ни к чему не обязывающей работой: хип-хоп редко можно слушать как фоновую музыку, но у Девонте каким-то образом удалось сделать этот альбом именно таким.

Кармен Виллейн

«Both Lines Will Be Blue»

Артем: Подобно тому, как подруга Виллейн Дженни Валь ушла от фолка практически в духе Эньи к проникновенному арт-попу на самые сокровенные темы, так и она сама постепенно избавилась от слов. Если раньше музыку Кармен сравнивали с Sonic Youth и психоделией 60-х, то теперь она составляет подборки норвежского эмбиента двадцатого века. Оставшись без голоса внешнего, Виллейн говорит со слушателем на чувственном уровне, руководствуясь внутренними ощущениями: сэмплирует часы, пускает в ход запрещенный прием — полевую запись из берлинского метро, часто обращается к флейте и перкуссии. Это музыка о доверии и понимании, об эмпатии и принятии — очень красивая, нисколько не скучная и доступная, музыка о времени, которое в приятные моменты будто застывает. Мгновение здесь не заканчивается — и не думает исчезать.

«Сахарный человек»

«Ветер цвета смеющихся радуг»

vk

Паша: Второй альбом московской группы «Сахарный человек» — привет из 60-х. Клавиши как у Джона Лорда из Deep Purple, гитары в духе братьев Оллман, отголоски Jefferson Airplane: как и минчанам из группы «Союз», «Сахарному человеку» удалось удачно переработать уже, казалось бы, изжившие себя мотивы. Записанный на магнитную ленту (а это все равно слышно даже через «ВКонтакте»), этот альбом успешно справляется с главной задачей психоделики — плавить реальность.

«Арсений Креститель»

«23»

vk

Лев: Предыдущий альбом «Арсения Крестителя» — второй на данный момент группы Арсения Морозова после Sonic Death — назывался «31», по его возрасту на тот момент. Сейчас кажется, что «31» — взрослая запись взрослого человека, ностальгирующего («Строкс»), озабоченного здоровьем («Бен Хорн»), но в целом разобравшегося в жизни. «23» (столько лет сейчас Диане — девушке Морозова и басистки Sonic Death и «Крестителя»), напротив, показывает Арсения в смятении: он признает, что он «просто у****н», грозится убить эмо-рэп, но воспевает его же, приглашая прогуляться по кладбищу, признается, как раньше, в любви к Гребенщикову, переживает из-за отношений. Это по-прежнему напоминает очень личные записи из дневника, это по-прежнему немного неловко слушать, но сейчас в русской инди-музыке нет сонграйтера лучше, чем Морозов, также как и нет музыкантов сыграннее, чем он и его группа — не получить удовольствие от этого альбома практически невозможно.


Обложка: Bella Union