3 июля, воскресенье
Москва
Войти

Сумки как искусство и сумки в искусстве: Изучаем чемодан Тишкова и кошелку Б.У. Кашкина Гид по выставке «Что ты несешь» от ее кураторов

С 17 февраля в Екатеринбургском музее изобразительных искусств проходит выставка «Что ты несешь», которая станет отличным пунктом в культурной программе предстоящих трех выходных. Ее организаторы и участники ищут смыслы в повседневном предмете — сумке. Экспозиция делится на тематические разделы, в которых сумка выступает в разных амплуа: как атрибут повседневности или профессиональной принадлежности, символ торговли и потребления, элемент внешнего образа обладателя, вместилище для нематериального багажа и самостоятельный художественный объект. Специально для The Village кураторы выставки Ирина Кудрявцева и Дарья Костина выбрали несколько произведений, которые ярко демонстрируют многогранность образа сумки, и рассказали о них.

Текст: Ирина Кудрявцева, Дарья Костина

Когда:

17 февраля – 1 апреля 2018

Где:

Музей ИЗО, Воеводина, 5

ЦЕНА Билета:

250 рублей

«Тамара! Подожди! (Подъезд)», 1986

Автор: Иван Лубенников

коллекция: ЕМИИ

Эта картина стала одним из центральных произведений выставки «Что ты несешь». Случайная, будто выхваченная из повседневной жизни мимолетная сцена в подъезде собирается автором из деталей, среди которых надпись «ЦСКА» на лестничной стене и сетчатая авоська с продуктами. Все эти элементы работают на создание достоверного контекста эпохи и очаровательного образа главной героини — Тамары, обладающей завораживающим взглядом.

«Де Геннин и Татищев», 2006/«Алапаевский вокзал», 2004

Автор: Павел Устюгов

КОЛЛЕКЦИЯ: ЕМИИ

Павлу Устюгову изображения самых разных сумок помогают раскрыть тему пути и дороги в его произведениях. В картине на исторический сюжет, связанный с основанием Екатеринбурга, большие наполненные мешки в повозках переселенцев словно обещают будущее процветание города, в который, спустя время, превратится закладываемый завод. На холсте «Алапаевский вокзал» художник изображает пассажиров, готовящихся к посадке в поезд. Практически каждый из показанных героев держит в руках свой багаж, уложенный в чемоданы. Работа «Эх, яблочко! Кадр из кинофильма — Александр Пархоменко», в свою очередь, отсылает к киногероям военного времени. На ней художник изображает сцену, увиденную им в знаменитом фильме режиссера Леонида Лукова, и выписывает героев с планшетами и торбами через плечо и тюки с медикаментами.

Кошелка Старика Б.У. Кашкина с рекламой юридической фирмы «Левъ», 2000-е/Кошелка Старика Б.У. Кашкина с рекламой кондитерского магазина «Марципан», 2000-е

АвторЫ: Старик Б.У. Кашкин и общество «Картинник»

Коллекция: Собрание Евгения Ройзмана

Кошелка для старика Б.У. Кашкина была неотъемлемой частью внешнего образа и верным спутником. Елена Маркина, вспоминая первую встречу с художником, писала: «Открылась дверь, и вошла коричневая фигура в колпачке, с котомками, мешками и кошелками. Ожившая коненковская скульптура с сапфировыми глазищами. Ряженый, ахнула я». Неудивительно, что сумки наряду с другими обыденными предметами, попадавшими в руки яркого представителя неформального искусства и членов основанного им общества «Картинник», подвергались эстетизации. На выставке представлены две кошелки — фабричные сумки советского времени, расписанные руками участников объединения под чутким руководством Евгения Малахина, или Б.У. Кашкина.

«Трудные годы», 1966

Автор: Михаил Никонов

Коллекция: ЕМИИ

Сюжет картины «Трудные годы» посвящен периоду, на который приходится детство автора Михаила Никонова — сложные, тревожные, голодные послевоенные времена, с продуктовыми карточками, очередями за хлебом, «мешочниками», меняющими на еду соль, спички, последнее имущество. Мешок здесь не только неотъемлемый атрибут скитающихся и неприкаянных людей, но и символ обнищавшей опустошенной души.

«Перевозчицы», 1939

Автор: Михаил Кичигин

Коллекция: ЕМИИ

Лучшие творческие годы, с 1921 по 1947-й, Михаил Кичигин провел в Китае. Оттого произведения художника, созданные в эмиграции, изобилуют сюжетами с участием народных типажей и характерных бытовых сюжетов, экзотической и разнообразной натуры. В коллекции акварелей Кичигина, принадлежащих ЕМИИ, художник обращает внимание на специфические предметы, которые герои везут в поклаже.

Ролики с YouTube, 2011–2018

Демонстрация содержимого сумок на протяжении последних лет является распространенной практикой в социальных сетях и на YouTube. В экспозиции представлена подборка видео с блогерских каналов wikky3000, DankeFest, Надежды Рогачевой, MargaritaMuradova, Shimabty, SashaSpilberg, TheBrianMaps, YanaLan, Андрея Петрова, VogueRussia, AprilJane, LoveAnuta и PolinaRepik. Свой повседневный набор вещей и необходимые предметы для поездок показывают блогеры совершенно разных возрастов. Среди них есть и популярные герои YouTube, и начинающие. Тема «базового сумочного набора» вписывается в контент каналов, посвященных моде и красоте, лайфстайл, минимализму, а также становится поводом для пародий. Характерно, что многие видео из этой серии начинаются с комментариев их авторов о том, почему они записывают ролик о сумке. Эти объяснения представляют отдельный интерес для понимания стремления людей к самопрезентации через материальные предметы и получению социального одобрения, а популярность этих роликов свидетельствует о притягательности подробностей частной жизни для зрителей.

Снимки из Instagram, сделанные в рамках конкурса для выставки «Что ты несешь», 2018

Чтобы осмыслить обзор сумок в сети, музей ИЗО провел перед выставкой конкурс фотографий в Instagram, на которых пользователи показывали свои сумки и их содержимое. Неожиданно участники начали сопровождать свои снимки комментариями о вещах, которые они ежедневно носят с собой. Созданная по итогам конкурса инсталляция позволяет составить представление о том, какие предметы являются для людей основными инструментами для жизни и какие ценности они отражают.

«Хорошего дня», 2017

Автор: Джереми Планкетт

Коллекция: ЕМИИ

Для Джереми Планкетта пластиковый продуктовый пакет стал одним из ведущих мотивов. В своих произведениях художник осмысляет парадоксальную природу этих разновидностей сумок, использующихся один раз, но сохраняющихся практически навсегда. Называя мешки «пластиковыми призраками человечества», он старается выявить их достоинства, делая в изображениях акцент на их фактуре и способности рассеивать свет. В графическом листе «Хорошего дня», представленном в экспозиции выставки, Планкетт создает по-своему эпический образ однодневной вещи.

«ШарМирДобро. Журнал-пакет», 2017

Автор: «ЖКП»

Коллекция: Собственность авторов

Художественный журнал «ШарМирДобро» повествует «о культурной жизни Новых Уральских художников и мира» и принимает вариативную форму пакета, сшитого из обоев, газет и остатков бумаги. Каждый экземпляр является неповторимым и уникальным объектом, созданным в духе книги художника. Открывая «ШарМирДобро», читатель может обнаружить внутри пакета распечатанные авторские статьи и оригинальные манифесты, артефакты, документирующие жизнь и творчество тагильских художников, а также художественные произведения в форме коллажей, рисунков, блокнотов, наклеек и так далее. Журнал является спонтанным архивом, фиксирующим художественный процесс, который складывается вокруг арт-группы ЖКП.

«Консервация зимы», 1993

АвторЫ: Олег Еловой, Дмитрий Кунилов

Коллекция: Собственность авторов

Задокументированная Дмитрием Куниловым акция Олега Елового — это попытка манипулировать естественным процессом смены сезонов так, как если бы логика природы поддавалась художественным законам. Жест консервации заведомо несохранимого в его первозданном виде становится метафорой важных, несмотря на свою тщетность, усилий. Прозрачный полиэтиленовый пакет выступает здесь как главный инструмент, своеобразный сообщник в реализации этой смелой идеи.

«Чемодан отца», 2006

Автор: Леонид Тишков

коллекция: Собственность автора

Старый чемодан, когда-то принадлежавший отцу художника, сегодня хранит мягкий свет, оберегающий своим теплом воспоминания о родителях, семье и доме. Чемодан — не только символ пути и скитаний, но и верного возвращения, прихода отца после военных и лагерных испытаний. Архивная фотография, закрепленная на крышке, напоминает о времени, предшествующем разлуке: на ней запечатлены родители Тишкова в 1941 году.


Фото: ЕМИИ/Георгий Сапожников

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Львы ши-цзы, снежные хлопья и гу: Как рассматривать китайские вазы на выставке в Екатеринбурге
Львы ши-цзы, снежные хлопья и гу: Как рассматривать китайские вазы на выставке в Екатеринбурге Понятный гид по выставке «Стекло и керамика Китая» в Музее ИЗО
Львы ши-цзы, снежные хлопья и гу: Как рассматривать китайские вазы на выставке в Екатеринбурге

Львы ши-цзы, снежные хлопья и гу: Как рассматривать китайские вазы на выставке в Екатеринбурге
Понятный гид по выставке «Стекло и керамика Китая» в Музее ИЗО

12 шедевров в час: Анимация о NASA, Камю и медведице с голосом Хелены Бонем-Картер в Екатеринбурге
12 шедевров в час: Анимация о NASA, Камю и медведице с голосом Хелены Бонем-Картер в Екатеринбурге Что смотреть на Лондонском фестивале анимации в «Колизее»
12 шедевров в час: Анимация о NASA, Камю и медведице с голосом Хелены Бонем-Картер в Екатеринбурге

12 шедевров в час: Анимация о NASA, Камю и медведице с голосом Хелены Бонем-Картер в Екатеринбурге
Что смотреть на Лондонском фестивале анимации в «Колизее»

Крупнейшая коллекция поп-арта и зал уральских художников в новом центре искусств «Главный проспект»
Крупнейшая коллекция поп-арта и зал уральских художников в новом центре искусств «Главный проспект» Музей камня, ночная филармония и перформансы: Чего ждать от международной галереи на Ленина
Крупнейшая коллекция поп-арта и зал уральских художников в новом центре искусств «Главный проспект»

Крупнейшая коллекция поп-арта и зал уральских художников в новом центре искусств «Главный проспект»
Музей камня, ночная филармония и перформансы: Чего ждать от международной галереи на Ленина

Ромовый дневник и гавайский крафт: Тики-бар Aloha в здании «Трансагентства»
Ромовый дневник и гавайский крафт: Тики-бар Aloha в здании «Трансагентства» Равиоли с креветками, ньокки и свиные ребра с ананасами в гавайском баре Aloha на Восточной
Ромовый дневник и гавайский крафт: Тики-бар Aloha в здании «Трансагентства»

Ромовый дневник и гавайский крафт: Тики-бар Aloha в здании «Трансагентства»
Равиоли с креветками, ньокки и свиные ребра с ананасами в гавайском баре Aloha на Восточной

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Идея была моя, но сделал это не я»

Первая полоса

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«С точки зрения искусства это убийство»
«С точки зрения искусства это убийство» Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»
«С точки зрения искусства это убийство»

«С точки зрения искусства это убийство»
Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

«Идея была моя, но сделал это не я»
«Идея была моя, но сделал это не я» Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование
«Идея была моя, но сделал это не я»

«Идея была моя, но сделал это не я»
Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды Мы с ними поговорили
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
Мы с ними поговорили

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности» Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

Подпишитесь на рассылку