6 декабря, понедельник
Москва
Войти

«(Не)подвижность»: Зачем идти на первую масштабную выставку русской скульптуры Она открылась в петербургском «Манеже»

«(Не)подвижность»: Зачем идти на первую масштабную выставку русской скульптуры

24 марта в «Манеже» открылась выставка «(Не)подвижность» — первый в России масштабный проект, посвященный русской классической скульптуре. Он создан в партнерстве с Русским музеем, Эрмитажем, Третьяковской галереей, при участии Мариинского театра, Санкт-Петербургской академии художеств и 32 ведущих музеев страны.

Подготовка выставки длилась более двух лет: за это время кураторы отобрали значимые для отечественного искусства скульптурные произведения второй половины XVIII — начала XX века. Всего на выставке можно увидеть работы 65 ключевых русских скульпторов.

Отдельная интрига была связана с архитектурным решением экспозиции, которой занимались оперный режиссер Василий Бархатов и творческая мастерская «Циркуль» во главе с архитектором Александром Кривенцовым. Их идея заключалась в том, чтобы трансформировать выставочное пространство в прообраз императорских театров. Так, например, аванзал превратили в театральное фойе с эффектной инсталляцией из подвешенных к потолку канатов, в котором слышны звуки настройки оркестра. Первый этаж стал аллегорией к историческим мировым сценам, а второй — стилизованным закулисьем театра.

The Village поговорил с одним из кураторов проекта — Елизаветой Павлычевой, заведующей выставочным отделом музея — и нашел четыре причины посетить «Манеж».

«(Не)подвижность. Русская классическая скульптура

от Ф. И. Шубина до А. Т. Матвеева»


Когда

24 марта — 16 мая

Где

ЦВЗ «Манеж»

Сколько

300 рублей

Это первая масштабная выставка русской скульптуры в истории

Елизавета Павлычева

куратор выставки

 «Так сложилось, что обычно скульптура присутствует на выставках в соседстве с другими видами изобразительных искусств — живописью, графикой, фотографией. Почему-то скульптуру саму по себе, как самодостаточный и самоценный вид изобразительных искусств, никто никогда не выставлял. Ну или были отдельные выставки, посвященные конкретным скульпторам: например, выставка Клодта или выставка Лансере. Но это небольшие экспозиции, как правило включавшие незначительное количество работ. В данном же случае мы показываем 150 самых редких и значимых для отечественного искусства скульптур и охватываем временной отрезок с 1757 года, когда была основа Императорская академия художеств, по 1917 год, когда произошла революция, исторический перелом. После 1917-го это была уже другая скульптура, совсем иная история, и ее по-другому нужно рассказывать.

Получается 160 лет русской скульптуры, 150 очень ценных произведений. Нам даже сложно выделить какие-то топовые, особенно значимые вещи — они все уникальны».

В выставке участвуют более 30 российских музеев

«Работать над выставкой было непросто — и с точки зрения логистики, и с точки зрения возможности собрать одномоментно такое количество работ из 35 музеев. Не только из Москвы и Петербурга, но и из регионов России. Это была большая работа по отбору в фондах. Мы показываем много произведений, которые раньше не экспонировались, но тем не менее представляют большую ценность для истории искусств.

Сама по себе скульптура — материал тяжелый, в том числе в прямом смысле: просто доставка работ в «Манеж» потребовала колоссальных дополнительных затрат. И, конечно, некоторые скульптуры мы обнаружили в состоянии, которое требовало реставрации. Соответственно, в рамках подготовки выставки была проведена реставрационная работа лучшими специалистами Государственного Эрмитажа».

Среди экспонатов есть вещи, которые непросто увидеть неспециалисту

«На выставке представлена, например, «Венера, снимающая сандалю» — это произведение Ивана Витали из дворца Лейхтенбергских: сейчас дворец находится в ведомстве Санкт-Петербургского государственного университета, там расположен филиал биологического факультета. Это необычное место, даже не музей.

Еще ряд очень интересных работ нам предоставил Дом ученых на Дворцовой набережной. Оттуда, например, скульптура Орловского «Мальчик с уткой», ее как раз для выставки специально отреставрировали. Это такой яркий образец копии с антиков — работы наших русских скульпторов с античными, итальянскими образцами.

Есть великолепный бюст Шубина «Портрет Александра Первого» из Воронежского музея изобразительных искусств, замечательные произведения предоставил Вятский музей — это работы Анны Голубкиной, например ее ваза «Туман». Есть произведения из Дворца культуры железнодорожников, расположенного в бывшем доме графини Паниной, которая устраивала выставки для представителей среднего класса в конце XIX — начале ХХ века. Там находились два мрамора работы Матвея Чижова: «Крестьянин в беде» и «Мать, обучающая дочь грамоте». Мраморы эти ценны тем, что это авторские работы — по ним позднее были сделаны бронзовые копии, которые сейчас находятся в Третьяковской галерее и в Русском музее».

У выставки необычная архитектура: залы стилизованы под Императорские театры, а входную зону украшает инсталляция из канатов

«Скульптура часто воспринимается как довольно тяжелый вид изобразительного искусства и в переносном смысле. Кому-то она кажется скучной, часто ее просто не замечают, настолько она вошла в повседневность. Мы в Петербурге вообще избалованы скульптурой: она на каждом углу в центре города, мы ее воспринимаем как что-то само собой разумеющееся.

А в реальности скульптура, если ее внимательно изучать, не уступает другим видам искусств: в ней можно найти все те же моменты, которые привлекают нас в живописи. Чтобы показать значимость скульптуры, мы в прямом смысле слова захотели поставить ее на сцену, а зрителя поместить тоже на сцену, рядом со скульптурой. Попадая в фойе, в первую зону, где стоят девять бюстов Шубина, мы будто, если можно использовать термин из «Гарри Поттера», «трансгрессируем» — вот этот переход в другую реальность символизируют подвешенные в воздухе канаты. А потом, переходя из зала в зал, как бы попадаем из одного петербургского Императорского театра в другой, с одной сцены — на другую. И становимся свидетелями разыгрывающихся на этих сценах спектаклей».

Фотографии: Василий Буланов / ЦВЗ «Манеж»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Билл Виола в Пушкинском музее: Что нужно знать о творчестве «Рембрандта эпохи видео»
Билл Виола в Пушкинском музее: Что нужно знать о творчестве «Рембрандта эпохи видео»
Билл Виола в Пушкинском музее: Что нужно знать о творчестве «Рембрандта эпохи видео»

Билл Виола в Пушкинском музее: Что нужно знать о творчестве «Рембрандта эпохи видео»

Факультет печальных вещей: Что можно узнать из выставки Музея Москвы о ВХУТЕМАСе — месте, где зародился советский дизайн
Факультет печальных вещей: Что можно узнать из выставки Музея Москвы о ВХУТЕМАСе — месте, где зародился советский дизайн
Факультет печальных вещей: Что можно узнать из выставки Музея Москвы о ВХУТЕМАСе — месте, где зародился советский дизайн

Факультет печальных вещей: Что можно узнать из выставки Музея Москвы о ВХУТЕМАСе — месте, где зародился советский дизайн

26 главных событий этой недели
26 главных событий этой недели Концерт Pompeya, «(Не)подвижность» в «Манеже» и ретроспектива Паоло Соррентино
26 главных событий этой недели

26 главных событий этой недели
Концерт Pompeya, «(Не)подвижность» в «Манеже» и ретроспектива Паоло Соррентино

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Бренды

Новое и лучшее

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Как перестать выбрасывать еду

Первая полоса

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию «Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату И могут ли обеды и корпоративный фитнес компенсировать более низкий доход
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
И могут ли обеды и корпоративный фитнес компенсировать более низкий доход

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике Что слушать, читать и смотреть в выходные
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Что слушать, читать и смотреть в выходные

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект
Советы горожан, которые взяли ипотеку Брать на максимальный срок и не экономить на себе
Советы горожан, которые взяли ипотеку
Спецпроект

Советы горожан, которые взяли ипотеку
Брать на максимальный срок и не экономить на себе

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

Подпишитесь на рассылку