Софья Капкова — о Центре документального кино Директор ЦДК и фестиваля Context — о внутренней эмиграции и преодолении себя

Софья Капкова — о Центре документального кино

В этом году единственному в России Центру документального кино исполнилось пять лет. За это время небольшой кинотеатр, который находится на территории Музея Москвы, показал более 5 тысяч фильмов для 200 тысяч зрителей и создал собственный фестиваль Center. Институция не зависит от министерства культуры и подбирает репертуар самостоятельно, более того, с 2014 года успешно выпускает в российский прокат документальные картины со всего мира (среди них история Эми Уайнхаус и оскаровский номинант «Анимированная жизнь»). Вся команда ЦДК — это 12 человек, включая киномехаников и кассира. Основала центр продюсер Софья Капкова. The Village встретился с ней и выяснил, как ей удается делать независимый культурный проект после того, как в Москве закончилась «капковская оттепель».

Софья Капкова


Уже несколько лет я живу в состоянии внутренней эмиграции. В сутках только 24 часа, и времени у меня едва хватает даже на мои проекты: ЦДК и фестиваль современной хореографии Context. В Москве пять лет назад мы открыли первый в России кинотеатр документального кино. Пожалуй, после дома это главное место.

Если Москва — город, который забирает мою энергию, то есть другой мегаполис, который мне возвращает силы. Поэтому, если я не в Москве, я, как правило, в Нью-Йорке. Там в течение года проходит максимальное количество гастролей, любопытных встреч и важных для моих проектов переговоров. Особенно это важно сейчас для Context — обязательно нужно самой сначала посмотреть спектакль и почувствовать то, что испытывает зал. Конечно, сидя в офисе в Москве такой фестиваль не сделать.

Центр документального кино случился спонтанно. Я работала директором дирекции документальных проектов РИА «Новости», у нас был проект «Открытый показ» — мы показывали документальное кино раз в неделю и устраивали после него публичные дискуссии. Даже большой зал не вмещал всех желающих, и тогда мы решили открыть клуб. Я провела переговоры и про контент, и про партнерские программы. А потом с РИА «Новости» случилось то, что случилось. Я ушла, и клуб документального кино стал моим личным проектом.

Стала сама на него собирать деньги, просто было жалко все это бросать, были уже люди, которые поверили в эту идею. В основном сначала идея казалось утопичной — многие говорили, что это никому не нужно и ничего у меня не получится. Я не придумывала велосипед — мы взяли за основу одно из любимых мест в Нью-Йорке — IFC Center. В центре многих больших городов можно было в хорошем комфортном зале посмотреть документальное кино. А в Москве такого места не было.

Я по образованию журналист, работала на телевидении почти 15 лет, в основном продюсером. Когда информационное поле зачистили, переключилась на документальное кино. Мы сделали с Катей Гордеевой документальный проект «Победить рак». Это была особенная история для меня, потому что главная героиня фильма — моя мама. Проект закончился, и для себя я уже не видела смысла оставаться. По телевидению не скучаю совсем.

Мне в принципе не нравится работать лицом — не только потому, что это большая ответственность, а потому что мне комфортнее быть в тени. Я с детства хотела быть серым кардиналом, вторым человеком при сильном первом. В ЦДК так не получается, а на Context все сложилось удачно.

 Меня благодарят не как человека, который все это придумал и реализовал, а как девушку, которая отрывала корешок их билетика

Как вообще работает кинорынок? Если вы хотите показать кино в России, то находите правообладателя, покупаете права и показываете его как хотите и где хотите в рамках вашей договоренности. Для этого нужно иметь бюджеты на закупки. У нас этих бюджетов не было совсем. Первый год я сама приходила к компаниям, продюсерам, режиссерам — как к российским, так и к западным — и просила у них кино для показа, 50 % от продажи билетов им возвращали. Надо сказать, что по такой схеме в принципе не работают нигде в мире. Но я просто счастливый человек и умею быть убедительной. Очень многие соглашались на такие условия. Как ни странно, отказывали в основном крупные российские компании, которые закупают документальные фильмы в пакете с каким-то мейнстримовым игровым кино и зачастую даже не показывают их потом. И вот они просили заплатить заранее неустойки, а дальше продавать билеты. Для нас выделить такую сумму из бюджета было нереально. Западные компании шли навстречу, потому что всем была интересна Россия.

Сейчас мы стали зарабатывать и начали покупать фильмы для показа в России, то есть превратились еще и в прокатчиков. Но нам все равно сложно, поскольку у нас нет никакого государственного финансирования: чтобы кино крутили завтра, нужно обязательно продать билеты вчера и организовать что-то сегодня. Конечно, у нас есть партнеры, на каждый конкретный проект мы привлекаем тех или иных партнеров.

Вся команда ЦДК — это 12 человек, включая тех, кто крутит кино в аппаратной, продает билеты на кассе, составляет программу, заключает договоры на каждый фильм… Когда мы открывались, я сама продавала билеты и отрывала корешки на входе. Я и сейчас это иногда делаю, потому что интересно смотреть, кто идет в кино, какая аудитория, что они говорят и какие у них ожидания. Самое приятное, когда после показа люди выходят и говорят «спасибо». Меня в лицо многие не знают и благодарят не как человека, который все это придумал и реализовал, а как девушку, которая отрывала корешок их билетика. И ты осознаешь, что у них с кинозалом получилась любовь.

Мы частная институция и поэтому можем формировать свою программу без оглядки на министерство культуры. Поэтому выбираем кино, которое считаем важным. Я честно смотрю почти все фильмы, которые показывает ЦДК. Правда, мы ввели линейку игровых фильмов, и стало сложнее — если документальное кино я очень люблю, то к игровому чаще всего отношусь прохладно.

Как мы оказалась в этом здании? Помещение не принадлежит нам, оно принадлежит Музею Москвы. Когда все начиналось, бывший директор рассказала, что у них есть пустующее место на одном из складов начала XIX века. Это было огромное пространство без внутренних перегородок: деревянные балки, красные кирпичные стены. Кругом какой-то строительный мусор. Помещение толком не использовалось никогда, иногда разве что что-то хранилось. Сначала были конюшни, потом здание передали министерству обороны, а потом, спустя годы, Музею Москвы. Это была редкая удача. Я зашла и поняла: вот же оно, то место, которое мы искали! К проекту подключился Wowhaus, Олег Шапиро и Дмитрий Ликин. У меня до сих пор сохранилась переписка с ними — это совершенно замечательные, уникальные, талантливые люди. Что еще немаловажно — терпеливые.

Надо понимать, что мы находимся в памятнике архитектуры, и все пространство — это рамочная выносная конструкция: внутренние стены никак не связаны с корпусом здания. Около стены лежит камень — это для того, чтобы пол, который был залит, не соприкасался со стенками.

Сам кинозал построен по принципу амфитеатра. На мой взгляд, сегодня это лучший зал в Москве и России. Обычные кинотеатры делают так, чтобы можно было поставить стулья поближе и посадить людей побольше — но мне этого не хотелось. Зато у нас есть лестница, которая легко превращается в дополнительные места за счет подушек. Когда идет обсуждение, вы сидите вполоборота к соседу, и это создает пространство для обмена энергией, мыслями, потому что есть зрительный контакт между вами.

У зала один недостаток: он маленький, всего на 90 мест. Но мы гордимся тем, что зрительский интерес растет. В первый год у нас было 13 тысяч зрителей, в прошлом году цифра была чуть больше 50 тысяч, прирост в пять раз для гуманитарного проекта — это очень много, учитывая размер зала. На нашей площадке прошли фактически все возможные фестивали, которые существуют сегодня в России.

Предположим, Московский кинофестиваль — здесь проходит документальная программа, Beat Film Festival, анимационные фестивали, фестиваль Tomorrow. И мне важно, что эти фестивали к нам возвращаются каждый год. А еще четыре года идет наш собственный фестиваль Center Festival. Мы его задумали как серию спецпоказов в рамках Дня города. Это серия кинопоказов о городской культуре. Задача была показать москвичу, как человек и общество сосуществуют в других таких же больших городах, как Москва.

Документальное кино чем хорошо — редко так бывает, что прошли титры, вы встали и забыли о нем. Как правило, хороший документальный фильм с вами остается надолго, он живет в вас какой-то своей жизнью. В прошлом году в фестивале участвовал Даниил Дондурей — вместе с Татой Дондурей они выбирали лучший фильм программы. До этого куратором фестиваля была Вика Белопольская. В этом году мы решили, что курировать программу будет Майя Кузина, которая работает с нами в Центре документального кино. На мой взгляд, она отлично справилась.

 Зачастую мы находили информацию о фильме, но не могли найти фильмокопию, или мы находили фильмокопию, но у людей, у которых ее находили, не было никаких документов, подтверждающих право на фильм

У нас есть «Медиатека». В России нет ни одного места, куда можно прийти и посмотреть документальное кино из архива. Мы решили собрать лучшие российские фильмы с помощью экспертного совета, тех, кто точно разбирается в кино — представителей фестивалей, кинокритиков, профессоров университетов. Возглавил совет Александр Роднянский. Было сложно собрать это все.

С развалом Союза многое перестало существовать, и студии документального кино в том числе. Зачастую мы находили информацию о фильме, но не могли найти фильмокопию, или мы находили фильмокопию, но у людей, у которых ее находили, не было никаких документов, подтверждающих право на фильм. Мы открытая организация, и на все, что мы здесь делаем, есть своя бумажка — как известно, в наше время это очень важно. Поэтому мы не показывали фильм, если не были уверены, что сможем объяснить, есть ли у нас на это юридическое право. И, соответственно, от каких-то фильмов нам пришлось отказаться в силу бюрократических причин. Но основной фонд мы создали. И теперь каждый, кто приходит к нам с улицы, может пройти в «Медиатеку», сесть и в хорошем оцифрованном качестве посмотреть фильмы на компьютере. У человека нет возможности скопировать это кино. Но это совершенно бесплатно для посетителей. Как правило, приходят студенты, но есть и просто кинолюбители, которые специально идут сюда ради того или иного фильма. У меня даже был случай, когда человек пришел в кино и, пока ждал начала сеанса, начал смотреть фильм из «Медиатеки». Ему так понравился фильм, что он не пошел в зал и остался смотреть фильмы на компьютере. Это здорово. Все фильмы у нас идут еще и с неким объяснением: есть информация и про режиссера, и про фильм.

За пять лет в ЦДК прошло много важных событий. На премьеру фильма про композитора Олега Каравайчука мы привезли рояль, на котором он сыграл в нашем кафе. Это было его последнее прижизненное выступление. Самое обидное, что потом в СМИ появились публикации про то, что «в ЦДК прошла светская премьера», а про то, что гений впервые за долгие годы играл на рояле публично, умолчали. Но это мелочи. Главное, что зрители запомнят такой вечер навсегда.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Зарядье» — главный подарок Путина Москве
«Зарядье» — главный подарок Путина Москве Редакция The Village изучила новый московский парк «Зарядье». Там супер, но пока не для всех
«Зарядье» — главный подарок Путина Москве

«Зарядье» — главный подарок Путина Москве
Редакция The Village изучила новый московский парк «Зарядье». Там супер, но пока не для всех

Как реконструировали парк «Лужники» к ЧМ-2018
Как реконструировали парк «Лужники» к ЧМ-2018 The Village побывал на открывшейся после реконструкции территории вокруг главного стадиона города
Как реконструировали парк «Лужники» к ЧМ-2018

Как реконструировали парк «Лужники» к ЧМ-2018
The Village побывал на открывшейся после реконструкции территории вокруг главного стадиона города

Мое сердце биться перестало: Что не так с «Аритмией»?
Мое сердце биться перестало: Что не так с «Аритмией»? Мария Кувшинова — об одном из главных российских фильмов года
Мое сердце биться перестало: Что не так с «Аритмией»?

Мое сердце биться перестало: Что не так с «Аритмией»?
Мария Кувшинова — об одном из главных российских фильмов года

Кто и зачем перепродает товары с AliExpress
Кто и зачем перепродает товары с AliExpress Футболки, спиннеры и наушники с наценкой в 700 % — как устроен рынок перепродажи китайских товаров
Кто и зачем перепродает товары с AliExpress

Кто и зачем перепродает товары с AliExpress
Футболки, спиннеры и наушники с наценкой в 700 % — как устроен рынок перепродажи китайских товаров

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест