20 мая, пятница
Москва
Войти

Дизайнеры придумывают идеальную двухтысячную купюру Кандинский, Мандельштам и медведи на новых российских банкнотах

Дизайнеры придумывают идеальную двухтысячную купюру

К концу 2017 года в кошельках российских граждан появятся две новые купюры — номиналом в 200 и 2 000 рублей. Что на них будет изображено, пока неизвестно и решится путём народного голосования. До 28 июля в рамках первого этапа на сайте Твоя-россия.рф можно выбрать населённый пункт и характеризующие его достопримечательности, которые появятся на новых деньгах, — Банк России остаётся по-прежнему верен географической банкнотной традиции. При этом предлагать символы городов, которые уже изображены на имеющихся в обороте банкнотах — Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Архангельска, Ярославля, Хабаровска и Великого Новгорода, — нельзя.

Не принимая во внимание правила народного голосования, The Village попросил дизайнеров и художников создать собственные версии двухтысячных купюр и порассуждать о дизайне бумажных рублей.

Иван Корзун

арт-директор Auto.ru и основатель Gifka.tv

Я практически не использую бумажные деньги, а все расчёты веду с помощью карты или переводов через приложение. Но когда бумажные деньги у меня появляются, особенно в поездке, то для меня важно только цветовое кодирование — главная фишка номинала банкноты. Если вижу купюры в первый раз, то разглядываю их и нахожу какие-то интересные детали, но быстро об этом забываю.

Так как времени на концепт у меня совсем не было, я решил немного схитрить и использовать в качестве основной иллюстрации для купюры картину «Последовательность» одного из моих любимых художников — Василия Кандинского. Мне нравится её биологическая и динамичная структура, ведь это не просто формы — это звуки, отражённые на холсте. Каждую форму можно интерпретировать как звук. Вот так могут звучать деньги. На обратную сторону меня не хватило, но я думаю, что Александр Скрябин составил бы в данном случае хорошую компанию Кандинскому.

Поскольку это всё-таки купюра, очень важно, чтобы её быстро можно было идентифицировать, — не доставая из бумажника, понимать её номинал. Для этого я использовал жёлтый цвет. Тем более жёлтый — это последний цвет, который различают слабовидящие люди (привет жёлтым кружкам на дверях в метро и магазинах). Не стоит забывать и о полностью незрячих людях, им поможет тактильно определить номинал метка рядом с номером купюры.

Механизмы защиты от подделок можно встроить в саму иллюстрацию: некоторые её части специально окрасить волшебной краской, в боковые жёлтые полоски внедрить защитную ленту (техническая сторона мне неизвестна, но экономить в данном случае нужно на всём). Для увеличения цикла износа можно использовать пример из мировой практики — не помню, чьи деньги я безуспешно пытался порвать в порыве радости, но такие существуют.

Безусловно, это совершенно сырой концепт и вряд ли из меня получится денежный дизайнер, но мне было весьма интересно ненадолго погрузиться в эту тему. Что касается текущих купюр РФ — больше всего меня, конечно, раздражает их ничтожная стоимость в большинстве стран мира, но и в плане дизайна они перегружены деталями и скучны. Хотя при этом, безусловно, объединены одной идеей и стилистикой. Конечно, новая двухтысячная купюра будет выполнена в том же духе, что и остальные. Вообще, купюры себя изживают и скоро останутся только в цепких лапах нумизматов.


В концепте использовался шрифт Gerbera от студии Brownfox

Роман Любимов

арт-директор и сооснователь White Russian Studio

Я выбрал этот дизайн для банкноты, потому что мне хотелось сделать что-то современное, использовав различные виды печати и материалов, чтобы тактильно передать весомость банкноты и при этом сохранить некий классический подход в виде ключевых образов. У меня, например, на купюре медведь — мне животные больше нравятся, чем достопримечательности или известные личности.

Я бы использовал смесь из разных типов бумаг — матовую, прорезиненную, с пупырышками и серебряную плёнку на звёздах. Почему эта банкнота такая тёмная? Потому что дело происходит ночью, звёзды в небе и медведь гуляет, а остальные купюры могут быть и цветными.

Вообще в традиции изображать на купюрах достопримечательности разных городов России я ничего плохого не вижу. В любом случае со временем ты уже не замечаешь никаких городов, а основным маркером является цвет купюры.

На мой взгляд, все ныне существующие отечественные банкноты одинаково удачные, меня в них ничего не раздражает, деньги есть деньги. А если говорить о былых временах, то больше всего мне нравится дизайн купюр 1934 года — посмотрите, какая там композиция элементов и дизайн цифры. И ещё рубли 1947 года тоже были очень красивыми.

Аглая Демиденко

художник

Однажды я работала главным художником (это как арт-директор, но звучит приятнее) в издательстве, где выпускали огромный каталог «Банкноты стран мира». Тогда-то я и поняла, что гораздо интереснее выглядят яркие банкноты, на которых нарисованы растения, животные и произведения искусства, — примерно так, как я нарисовала.

Я не стала прорисовывать слишком детально, чтобы меня не обвинили в подделке. Брошюру с подделками в этом издательстве тоже выпускали, и я вам скажу, что некоторые банкноты легче заработать, чем подделать.

Почему я выбрала именно Крым? Всё очень просто: я там родилась и очень его люблю. К сожалению, рисунком не удалось передать красоту природы и отключения электричества, но это, наверное, и к лучшему. Что за мост на обороте? Можно подумать, что это Голден-Гейт-Бридж, но нет. Это, конечно же, мост в Крым.

Современные русские купюры мне кажутся ужасно скучными. Как будто сами говорят: «Не относитесь к нам слишком серьёзно». Унылые цвета, дурацкие шрифты, даже достопримечательности. Напоминают молодого человека, который очень старается понравиться твоей бабушке. Купюра в 5 000 рублей ещё ничего — она хотя бы поярче.

Илья Переведенцев

motion-дизайнер и основатель студии Peremirie, плакатист

Я хотел привлечь внимание к тому, что нельзя доверять такие задачи людям неграмотным, не специалистам в своём деле. Например, мне — я работаю совсем в другой области дизайна. Тем более выбирать дизайн с помощью народного голосования — никуда не годится. Нужно обратиться к профессионалам и работать не в рамках уже существующего дизайна, а разрабатывать новую линейку купюр, современный, функциональный, качественный продукт. У нас много достойных дизайнеров и дизайн-бюро, шрифтовиков, которые могли бы сделать хороший дизайн, и не пользоваться этим просто глупо.

Что я думаю о традиции изображать на купюрах достопримечательности разных городов России? В принципе, это неплохо. Хотя мне больше нравится идея изображать на банкнотах достойных людей, тогда бумажка приобретает лицо, оживает, что ли.

Наши современные отечественные купюры я считаю устаревшим наследием. Ни одна из банкнот мне не кажется удачной, всё пока вызывает ужас, паралич, обморок.

Алексей Ивановский

дизайнер

Когда я думал над этой задачей, я точно понимал, что:

а) Хотел бы видеть на купюрах людей, а не абстрактные места или города — никаких эмоций по поводу нынешних купюр я не испытываю совсем. Кажется, что они просто констатируют факт наличия города в стране, чего абсолютно недостаточно, чтобы полюбить купюру.

б) Идея ставить только победы и подвиги на купюры — какая-то странная, почти нервозная попытка убедить себя в том, что в твоей жизни и в жизни твоей страны было и будет только хорошее. Такой взгляд мне в принципе кажется крайне вредным. У меня нет желания говорить купюрой, что всё было плохо, но хочется, чтобы она отображала какой-то взрослый, не чёрно-белый мир, где есть место и подвигу, и горю. Однажды по какому-то великому, видимо, недосмотру купюра в 500 рублей печаталась у нас с изображением Соловков, но времени не монастыря, а лагеря — вот Соловецкий лагерь на купюре меня по сложности посыла устраивает.

Я выбрал фигуру Мандельштама, так как считаю, что это, наверное, лучшее, что случалось с русской поэзией в XX веке. Но на купюре точно так же могли быть Гагарин, Пушкин, Ландау или Лихачёв и ещё сотни других имен. При этом купюра является прекрасным носителем текстов — я бы очень хотел жить в стране, где на купюрах напечатаны стихи, тем более что ничего не мешает печатать там 20 разных стихотворений в одной серии. Таким образом купюры могли бы стать формами памяти, так необходимыми сейчас, когда прежние формы (статуи, площади и постаменты) неизбежно устаревают.

Зачем нужна память не только о победах, но и о горе, я не возьмусь писать в комментарии к дизайну, могу только порекомендовать книгу «Кривое горе» Александра Эткинда, в которой он подробно описывает, как культура работала и работает с горем и как катастрофически мало этой работы сделано у нас в стране. А ещё на вопрос, зачем это делать, пожалуй, может ответить вот это последнее письмо, отправленное Надеждой Мандельштам и так и не дошедшее до адресата.

Общий тон банкноты при этом, конечно же, торжествующий, так как при ужасе смерти Мандельштама другая победа была чудом совершена — его тексты были сохранены и дошли до нас. Как писал лучший из вымышленных поэтов Джон Шейд, «Lafontaine was wrong: Dead is the mandible, alive the song» — «Лафонтен ошибался, тот, кто со жвалами, умер, а песня осталась». В конечном счёте купюра именно про это — про то, что песня осталась.

Cтас Хрусталёв

дизайнер и основатель студии Just Be Nice

У России достаточно ярко выраженная и узнаваемая графика, но в тоже время очень спорная с точки зрения брендинга — много неудачных примеров использования. Но, оценивая объективно, русские орнаменты — красивые и гармоничные. Поэтому я использовал классическую форму, поместив её в современную среду.

Традиция Банка России изображать на купюрах достопримечательности разных городов мне кажется просто одним из возможных ходов. Наверное, люди, которые принимали решение о дизайне банкнот, посчитали, что это хорошая идея: она передаёт монументальность и устойчивость, судя по всему. А вообще, кто-то любит достопримечательности, кто-то — деятелей культуры, кто-то — животных. Это просто предпочтение определённой группы людей, принимающей решение. Спорить тут особо не о чем, одни любят памятники, другие — традиционные орнаменты.

Если говорить о современных русских купюрах, то мне сложно выделить какую-то одну как более или менее удачную, так как все они созданы в рамках одной графической системы — в этом их плюс и минус. Меня в них больше всего раздражает выбор гарнитуры шрифта.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Никогда не сниму ничего подобного»: Операторы советуют любимое кино
«Никогда не сниму ничего подобного»: Операторы советуют любимое кино Профессионалы — о вдохновляющих их фильмах и телешоу
«Никогда не сниму ничего подобного»: Операторы советуют любимое кино

«Никогда не сниму ничего подобного»: Операторы советуют любимое кино
Профессионалы — о вдохновляющих их фильмах и телешоу

«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть»
«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть» Московские стрит-артисты оценивают патриотические граффити с точки зрения искусства
«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть»

«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть»
Московские стрит-артисты оценивают патриотические граффити с точки зрения искусства

«Какое-то наедалово»: Рекламщики оценивают противоречивый российский копирайт
«Какое-то наедалово»: Рекламщики оценивают противоречивый российский копирайт The Village посмотрел рекламные хиты последних месяцев вместе с профессионалами отрасли
«Какое-то наедалово»: Рекламщики оценивают противоречивый российский копирайт

«Какое-то наедалово»: Рекламщики оценивают противоречивый российский копирайт
The Village посмотрел рекламные хиты последних месяцев вместе с профессионалами отрасли

Я почти не пользуюсь деньгами
Я почти не пользуюсь деньгами The Village пообщался с жительницей Петербурга, которая решила ограничить взаимодействие с рублями
Я почти не пользуюсь деньгами

Я почти не пользуюсь деньгами
The Village пообщался с жительницей Петербурга, которая решила ограничить взаимодействие с рублями

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Первая полоса

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Подпишитесь на рассылку