18 октября, понедельник
Москва
Войти

Дизайнеры придумывают идеальную двухтысячную купюру Кандинский, Мандельштам и медведи на новых российских банкнотах

Дизайнеры придумывают идеальную двухтысячную купюру

К концу 2017 года в кошельках российских граждан появятся две новые купюры — номиналом в 200 и 2 000 рублей. Что на них будет изображено, пока неизвестно и решится путём народного голосования. До 28 июля в рамках первого этапа на сайте Твоя-россия.рф можно выбрать населённый пункт и характеризующие его достопримечательности, которые появятся на новых деньгах, — Банк России остаётся по-прежнему верен географической банкнотной традиции. При этом предлагать символы городов, которые уже изображены на имеющихся в обороте банкнотах — Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Архангельска, Ярославля, Хабаровска и Великого Новгорода, — нельзя.

Не принимая во внимание правила народного голосования, The Village попросил дизайнеров и художников создать собственные версии двухтысячных купюр и порассуждать о дизайне бумажных рублей.

Иван Корзун

арт-директор Auto.ru и основатель Gifka.tv

Я практически не использую бумажные деньги, а все расчёты веду с помощью карты или переводов через приложение. Но когда бумажные деньги у меня появляются, особенно в поездке, то для меня важно только цветовое кодирование — главная фишка номинала банкноты. Если вижу купюры в первый раз, то разглядываю их и нахожу какие-то интересные детали, но быстро об этом забываю.

Так как времени на концепт у меня совсем не было, я решил немного схитрить и использовать в качестве основной иллюстрации для купюры картину «Последовательность» одного из моих любимых художников — Василия Кандинского. Мне нравится её биологическая и динамичная структура, ведь это не просто формы — это звуки, отражённые на холсте. Каждую форму можно интерпретировать как звук. Вот так могут звучать деньги. На обратную сторону меня не хватило, но я думаю, что Александр Скрябин составил бы в данном случае хорошую компанию Кандинскому.

Поскольку это всё-таки купюра, очень важно, чтобы её быстро можно было идентифицировать, — не доставая из бумажника, понимать её номинал. Для этого я использовал жёлтый цвет. Тем более жёлтый — это последний цвет, который различают слабовидящие люди (привет жёлтым кружкам на дверях в метро и магазинах). Не стоит забывать и о полностью незрячих людях, им поможет тактильно определить номинал метка рядом с номером купюры.

Механизмы защиты от подделок можно встроить в саму иллюстрацию: некоторые её части специально окрасить волшебной краской, в боковые жёлтые полоски внедрить защитную ленту (техническая сторона мне неизвестна, но экономить в данном случае нужно на всём). Для увеличения цикла износа можно использовать пример из мировой практики — не помню, чьи деньги я безуспешно пытался порвать в порыве радости, но такие существуют.

Безусловно, это совершенно сырой концепт и вряд ли из меня получится денежный дизайнер, но мне было весьма интересно ненадолго погрузиться в эту тему. Что касается текущих купюр РФ — больше всего меня, конечно, раздражает их ничтожная стоимость в большинстве стран мира, но и в плане дизайна они перегружены деталями и скучны. Хотя при этом, безусловно, объединены одной идеей и стилистикой. Конечно, новая двухтысячная купюра будет выполнена в том же духе, что и остальные. Вообще, купюры себя изживают и скоро останутся только в цепких лапах нумизматов.


В концепте использовался шрифт Gerbera от студии Brownfox

Роман Любимов

арт-директор и сооснователь White Russian Studio

Я выбрал этот дизайн для банкноты, потому что мне хотелось сделать что-то современное, использовав различные виды печати и материалов, чтобы тактильно передать весомость банкноты и при этом сохранить некий классический подход в виде ключевых образов. У меня, например, на купюре медведь — мне животные больше нравятся, чем достопримечательности или известные личности.

Я бы использовал смесь из разных типов бумаг — матовую, прорезиненную, с пупырышками и серебряную плёнку на звёздах. Почему эта банкнота такая тёмная? Потому что дело происходит ночью, звёзды в небе и медведь гуляет, а остальные купюры могут быть и цветными.

Вообще в традиции изображать на купюрах достопримечательности разных городов России я ничего плохого не вижу. В любом случае со временем ты уже не замечаешь никаких городов, а основным маркером является цвет купюры.

На мой взгляд, все ныне существующие отечественные банкноты одинаково удачные, меня в них ничего не раздражает, деньги есть деньги. А если говорить о былых временах, то больше всего мне нравится дизайн купюр 1934 года — посмотрите, какая там композиция элементов и дизайн цифры. И ещё рубли 1947 года тоже были очень красивыми.

Аглая Демиденко

художник

Однажды я работала главным художником (это как арт-директор, но звучит приятнее) в издательстве, где выпускали огромный каталог «Банкноты стран мира». Тогда-то я и поняла, что гораздо интереснее выглядят яркие банкноты, на которых нарисованы растения, животные и произведения искусства, — примерно так, как я нарисовала.

Я не стала прорисовывать слишком детально, чтобы меня не обвинили в подделке. Брошюру с подделками в этом издательстве тоже выпускали, и я вам скажу, что некоторые банкноты легче заработать, чем подделать.

Почему я выбрала именно Крым? Всё очень просто: я там родилась и очень его люблю. К сожалению, рисунком не удалось передать красоту природы и отключения электричества, но это, наверное, и к лучшему. Что за мост на обороте? Можно подумать, что это Голден-Гейт-Бридж, но нет. Это, конечно же, мост в Крым.

Современные русские купюры мне кажутся ужасно скучными. Как будто сами говорят: «Не относитесь к нам слишком серьёзно». Унылые цвета, дурацкие шрифты, даже достопримечательности. Напоминают молодого человека, который очень старается понравиться твоей бабушке. Купюра в 5 000 рублей ещё ничего — она хотя бы поярче.

Илья Переведенцев

motion-дизайнер и основатель студии Peremirie, плакатист

Я хотел привлечь внимание к тому, что нельзя доверять такие задачи людям неграмотным, не специалистам в своём деле. Например, мне — я работаю совсем в другой области дизайна. Тем более выбирать дизайн с помощью народного голосования — никуда не годится. Нужно обратиться к профессионалам и работать не в рамках уже существующего дизайна, а разрабатывать новую линейку купюр, современный, функциональный, качественный продукт. У нас много достойных дизайнеров и дизайн-бюро, шрифтовиков, которые могли бы сделать хороший дизайн, и не пользоваться этим просто глупо.

Что я думаю о традиции изображать на купюрах достопримечательности разных городов России? В принципе, это неплохо. Хотя мне больше нравится идея изображать на банкнотах достойных людей, тогда бумажка приобретает лицо, оживает, что ли.

Наши современные отечественные купюры я считаю устаревшим наследием. Ни одна из банкнот мне не кажется удачной, всё пока вызывает ужас, паралич, обморок.

Алексей Ивановский

дизайнер

Когда я думал над этой задачей, я точно понимал, что:

а) Хотел бы видеть на купюрах людей, а не абстрактные места или города — никаких эмоций по поводу нынешних купюр я не испытываю совсем. Кажется, что они просто констатируют факт наличия города в стране, чего абсолютно недостаточно, чтобы полюбить купюру.

б) Идея ставить только победы и подвиги на купюры — какая-то странная, почти нервозная попытка убедить себя в том, что в твоей жизни и в жизни твоей страны было и будет только хорошее. Такой взгляд мне в принципе кажется крайне вредным. У меня нет желания говорить купюрой, что всё было плохо, но хочется, чтобы она отображала какой-то взрослый, не чёрно-белый мир, где есть место и подвигу, и горю. Однажды по какому-то великому, видимо, недосмотру купюра в 500 рублей печаталась у нас с изображением Соловков, но времени не монастыря, а лагеря — вот Соловецкий лагерь на купюре меня по сложности посыла устраивает.

Я выбрал фигуру Мандельштама, так как считаю, что это, наверное, лучшее, что случалось с русской поэзией в XX веке. Но на купюре точно так же могли быть Гагарин, Пушкин, Ландау или Лихачёв и ещё сотни других имен. При этом купюра является прекрасным носителем текстов — я бы очень хотел жить в стране, где на купюрах напечатаны стихи, тем более что ничего не мешает печатать там 20 разных стихотворений в одной серии. Таким образом купюры могли бы стать формами памяти, так необходимыми сейчас, когда прежние формы (статуи, площади и постаменты) неизбежно устаревают.

Зачем нужна память не только о победах, но и о горе, я не возьмусь писать в комментарии к дизайну, могу только порекомендовать книгу «Кривое горе» Александра Эткинда, в которой он подробно описывает, как культура работала и работает с горем и как катастрофически мало этой работы сделано у нас в стране. А ещё на вопрос, зачем это делать, пожалуй, может ответить вот это последнее письмо, отправленное Надеждой Мандельштам и так и не дошедшее до адресата.

Общий тон банкноты при этом, конечно же, торжествующий, так как при ужасе смерти Мандельштама другая победа была чудом совершена — его тексты были сохранены и дошли до нас. Как писал лучший из вымышленных поэтов Джон Шейд, «Lafontaine was wrong: Dead is the mandible, alive the song» — «Лафонтен ошибался, тот, кто со жвалами, умер, а песня осталась». В конечном счёте купюра именно про это — про то, что песня осталась.

Cтас Хрусталёв

дизайнер и основатель студии Just Be Nice

У России достаточно ярко выраженная и узнаваемая графика, но в тоже время очень спорная с точки зрения брендинга — много неудачных примеров использования. Но, оценивая объективно, русские орнаменты — красивые и гармоничные. Поэтому я использовал классическую форму, поместив её в современную среду.

Традиция Банка России изображать на купюрах достопримечательности разных городов мне кажется просто одним из возможных ходов. Наверное, люди, которые принимали решение о дизайне банкнот, посчитали, что это хорошая идея: она передаёт монументальность и устойчивость, судя по всему. А вообще, кто-то любит достопримечательности, кто-то — деятелей культуры, кто-то — животных. Это просто предпочтение определённой группы людей, принимающей решение. Спорить тут особо не о чем, одни любят памятники, другие — традиционные орнаменты.

Если говорить о современных русских купюрах, то мне сложно выделить какую-то одну как более или менее удачную, так как все они созданы в рамках одной графической системы — в этом их плюс и минус. Меня в них больше всего раздражает выбор гарнитуры шрифта.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Никогда не сниму ничего подобного»: Операторы советуют любимое кино
«Никогда не сниму ничего подобного»: Операторы советуют любимое кино Профессионалы — о вдохновляющих их фильмах и телешоу
«Никогда не сниму ничего подобного»: Операторы советуют любимое кино

«Никогда не сниму ничего подобного»: Операторы советуют любимое кино
Профессионалы — о вдохновляющих их фильмах и телешоу

«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть»
«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть» Московские стрит-артисты оценивают патриотические граффити с точки зрения искусства
«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть»

«Стыд, позор, абсурд, нелепость»: Граффитчики комментируют работы группы «Сеть»
Московские стрит-артисты оценивают патриотические граффити с точки зрения искусства

«Какое-то наедалово»: Рекламщики оценивают противоречивый российский копирайт
«Какое-то наедалово»: Рекламщики оценивают противоречивый российский копирайт The Village посмотрел рекламные хиты последних месяцев вместе с профессионалами отрасли
«Какое-то наедалово»: Рекламщики оценивают противоречивый российский копирайт

«Какое-то наедалово»: Рекламщики оценивают противоречивый российский копирайт
The Village посмотрел рекламные хиты последних месяцев вместе с профессионалами отрасли

Я почти не пользуюсь деньгами
Я почти не пользуюсь деньгами The Village пообщался с жительницей Петербурга, которая решила ограничить взаимодействие с рублями
Я почти не пользуюсь деньгами

Я почти не пользуюсь деньгами
The Village пообщался с жительницей Петербурга, которая решила ограничить взаимодействие с рублями

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

«Без усилий»: Как начать действовать

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке

Первая полоса

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской» Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе

«Без усилий»: Как начать действовать
«Без усилий»: Как начать действовать И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав
«Без усилий»: Как начать действовать

«Без усилий»: Как начать действовать
И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе

Вещи со смыслом
Промо
Вещи со смыслом Почему нам больше не интересны просто кроссовки
Вещи со смыслом
Промо

Вещи со смыслом
Почему нам больше не интересны просто кроссовки

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения

Безопасно ли участвовать в переписи населения?

И зачем она вообще нужна

Безопасно ли участвовать в переписи населения?
И зачем она вообще нужна

Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»
Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»
Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»

Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет» «Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
«Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»

Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок
Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок «Алиса это придумала, чтобы кайфануть самой в безопасной среде. Но что-то пошло не так»
Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок

Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок
«Алиса это придумала, чтобы кайфануть самой в безопасной среде. Но что-то пошло не так»

Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой
Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой
Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой

Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры Холодная война, единороги и хиппи
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
Холодная война, единороги и хиппи

Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша
Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша Проблемы и нарушения, которые вскрыла трагедия
Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша

Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша
Проблемы и нарушения, которые вскрыла трагедия

Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие»
Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие» The Village запускает рубрику «Люди в городе» в видеоформате
Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие»

Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие»
The Village запускает рубрику «Люди в городе» в видеоформате

Как комик Женя Сидоров писал стендап для «Пингвинов моей мамы» — нового сериала Наталии Мещаниновой
Как комик Женя Сидоров писал стендап для «Пингвинов моей мамы» — нового сериала Наталии Мещаниновой «Мне не нравятся шутки, потому что они математические»
Как комик Женя Сидоров писал стендап для «Пингвинов моей мамы» — нового сериала Наталии Мещаниновой

Как комик Женя Сидоров писал стендап для «Пингвинов моей мамы» — нового сериала Наталии Мещаниновой
«Мне не нравятся шутки, потому что они математические»

Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара»
Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара» Рецепт сахарных сот от шеф-кондитера
Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара»

Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара»
Рецепт сахарных сот от шеф-кондитера

Как восстановить ногти после гель-лака
Как восстановить ногти после гель-лака Самостоятельно дома и в салоне
Как восстановить ногти после гель-лака

Как восстановить ногти после гель-лака
Самостоятельно дома и в салоне

Подпишитесь на рассылку