1 июля, пятница
Москва
Войти

Вместо тысячи слов: «Тихое место» — хоррор о мире, где спасает только молчание Джон Красински продолжает череду заметных американских инди-хорроров

Вместо тысячи слов: «Тихое место» — хоррор о мире, где спасает только молчание

В прокат вышел фильм «Тихое место» американского режиссера Джона Красински — хоррор о постапокалиптическом мире, населенном чуткими на слух монстрами-насекомыми. Кинообозреватель The Village Алиса Таёжная посмотрела «Тихое место» и поставила его в один ряд с другими важными инди-хоррорами соотечественников Красински последних лет, включая оскароносный «Прочь» и «Оно» Дэвида Роберта Митчелла.

Текст

Алиса Таежная

По пустому заброшенному городу идет семья из троих человек — аккуратно, медленно, не издавая никаких звуков: после неназванной катастрофы Америку и, возможно, всю планету захватили прожорливые существа, появляющиеся из ниоткуда на любой неосторожный звук, изданный человеком. Все, кроме едва слышного шепота, компрометирует: кашель, смех, песня — и тем более крик. В подвале выживающей семьи — домашняя радиостанция и стена в вырезках из газет о том, как спастись от монстров. На доске маркером выведен главный вопрос: какие у них слабости? Спустя месяцы уязвимые места все еще не найдены: слепые твари обладают феноменальной скоростью и реакцией и кажутся неуязвимыми. Родители — любящие муж и жена — давно придумали подробную схему выживания в молчаливой антиутопии: от запасов еды и тревожных сигналов до оружия и системы звукоизоляции. Им нужно не только спасти себя, но и проследить, чтобы подрастающие дети могли о себе позаботиться. Старшая дочь — глухонемая и нуждается в постоянной настройке слухового аппарата: для удобства вся семья давно общается жестами и, возможно, именно поэтому приспособилась к постреальности, где никто не тратит слов напрасно, а привязанность и опека становятся главным ресурсом к спасению.

Жизнь в «Тихом месте» принципиально отличается от уклада, к которому мы привыкли: это рутинное выживание, строительство баррикад и забота для сохранения себя. Единственная отдушина — наушники с любимой песней, ужин с молитвой, прочитанной про себя, разговоры у реки и крики под водопадом: монстры слышат только громкие звуки — находясь вблизи источника более громкого шума, можно расслабиться на несколько минут. Обесцененная в нашем болтливом мире речь кажется в «Тихом месте» необязательной роскошью, приметой беззаботного и легкомысленного прошлого, стертого целиком. Продуктивное, шумное и болтливое общество забыто: пришло время микросообществ с медитативным ритмом и мизерными возможностями для самовыражения.

Хоррор об инстинкте самосохранения и человеческой сверхспособности к адаптации показывает жизнь, в которой не хочется находиться в принципе, но выбирать не приходится. Жизнь в «Тихом месте» замедляется и прибивает к земле: все механическое, автоматическое, громкое уступает место ручному труду с собирательством и бельевыми веревками — американцы XXI века, когда у них отнимают речь и шум, напоминают амишей. Как и в случае выживающей семьи в другом недавнем хорроре «Оно приходит ночью», где тоже не бросались словами, параноидальный отец берет винтовку, мать отправляется на кухню, а дети маются от тоски — им хочется двигаться, испытывать мир на прочность и играть. Герои фильма Красински не могут раскрыться до конца ни перед нами, ни перед собой и выглядят условными, схематичными: когда ты в перманентной осаде, ты просто теряешь лицо.

«Тихое место» продолжает известную тенденцию инди-триллеров и хорроров изучать препятствия и ограничения. Действие недавнего «Кловерфилд, 10» сужалось до бункера, где трое отчаявшихся людей спасались от других прожорливых инопланетян. «Не дыши» целиком разворачивался в доме слепого ветерана — накачанный старик слеп, как и монстры «Тихого места», и ориентируется только на шум, издаваемый ворами в его доме: говорить и даже громко дышать опасно для жизни. «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера напичкан неразборчивой шотландской речью, но главная героиня тоже не болтает попусту, а ритм фильму диктует демонический саундтрек. В «Тихом месте» разбитый фонарь, скрипящая ступенька и кукурузные кусты — такие же действующие лица, что и люди (вспомните шедевр Брайана Де Пальмы «Прокол», построенный целиком на звуке порванной шины), и это абсолютное слияние человека и окружающих его вещей в звуковом мире способно погрузить зрителя в транс: воспринимая себя, мир и кино на четыре пятых через глаза, мы забываем о звуковом отпечатке нас и наших поступков.


Все неравнодушные к страшным жанрам знают, что важнейшие американские фильмы последнего времени — от «Ведьмы» Роберта Эггерса до «Оно» Дэвида Роберта Митчелла — стоит искать на полке с недорогими страшными фильмами: вот где сейчас происходит настоящий ренессанс


Все фанаты хорроров отлично знакомы с ритмом жанра, где часто скорее звук, чем изображение, вжимает зрителя в кресло. Чередование саспенса и разрядки и постоянные нарушенные ожидания держат жанр больше полувека, и крик — его встроенная и никогда не обесценивающаяся валюта. Режиссер «Тихого места» Джон Красински отменяет этот прием: самое чудовищное в его вселенной необходимо проживать в испарине с зажатым ртом, до последней секунды надеясь на спасение. Оба крика, звучащих в фильме, — по сути, суицидальные миссии. «Тихое место» — вообще фильм о терпении, о том, как сжать зубы, когда нога напоролась на огромный торчащий гвоздь, когда монстр пришел сожрать тебя и твоего будущего ребенка, когда на верхнем этаже стая рыщет в поисках крови.

Критик The New Yorker рассмотрел в «Тихом месте» портрет молчаливого белого человека с бременем вынужденной тишины (отсюда и спасительный белый шум), но кажется, что опыт Джона Красински, снимающего в главной роли себя и свою реальную жену Эмили Блант, — в первую очередь про автоматическую зрительскую эмпатию и владение вниманием. В момент, когда еще явно влюбленные друг в друга муж и жена танцуют под песню Нила Янга в сцене принудительного усыпления ребенка, все, на что хочется надеяться, — чтобы эти не названные по именам, посторонние люди все-таки выжили. Просто потому что они люди.

Показательно и интересно, что Красински — актер и режиссер скорее комедийного толка — заходит на территорию хоррора, быстро улавливая правила игры и потенциал жанрового кино. «Прочь», только что получивший «Оскар» за лучший сценарий прошлого года, — похожая попытка: это не автор десятков триллеров наконец получает долгожданную награду, а независимый дебютант рассмотрел в хорроре возможность рассказать знакомую историю немного по-другому. Все неравнодушные к страшным жанрам знают, что важнейшие американские фильмы последнего времени — от «Ведьмы» Роберта Эггерса до «Оно» Дэвида Роберта Митчелла — стоит искать на полке с недорогими страшными фильмами: вот где сейчас происходит настоящий ренессанс. «Тихое место» — еще одно отлично сделанное кино в этом списке американских удач.

фотографии: «Централ Партнершип»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Лучшие хорроры XXI века: «Антихрист», «Монстро», «28 дней спустя»
Лучшие хорроры XXI века: «Антихрист», «Монстро», «28 дней спустя» Самая антигуманная хоррор-драма, самая безупречная хоррор-аллегория и другие
Лучшие хорроры XXI века: «Антихрист», «Монстро», «28 дней спустя»

Лучшие хорроры XXI века: «Антихрист», «Монстро», «28 дней спустя»
Самая антигуманная хоррор-драма, самая безупречная хоррор-аллегория и другие

Выживальщики
Выживальщики The Village поговорил с людьми, которые каждый день готовятся к концу света
Выживальщики

Выживальщики
The Village поговорил с людьми, которые каждый день готовятся к концу света

13 хорроров по Стивену Кингу: От худшего к лучшему
13 хорроров по Стивену Кингу: От худшего к лучшему Клоуны, оборотни, машина-убийца — оцениваем попытки экранизировать мастера ужасов
13 хорроров по Стивену Кингу: От худшего к лучшему

13 хорроров по Стивену Кингу: От худшего к лучшему
Клоуны, оборотни, машина-убийца — оцениваем попытки экранизировать мастера ужасов

Гарри Топор — о «перекрестке жизни» в Петербурге
Гарри Топор — о «перекрестке жизни» в Петербурге Бутик Machiavelli, расстрелянное кафе с шавермой, «Поребрик» и татуировка «78»
Гарри Топор — о «перекрестке жизни» в Петербурге

Гарри Топор — о «перекрестке жизни» в Петербурге
Бутик Machiavelli, расстрелянное кафе с шавермой, «Поребрик» и татуировка «78»

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Идея была моя, но сделал это не я»

Первая полоса

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды Мы с ними поговорили
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
Мы с ними поговорили

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

«С точки зрения искусства это убийство»
«С точки зрения искусства это убийство» Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»
«С точки зрения искусства это убийство»

«С точки зрения искусства это убийство»
Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»

«Идея была моя, но сделал это не я»
«Идея была моя, но сделал это не я» Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование
«Идея была моя, но сделал это не я»

«Идея была моя, но сделал это не я»
Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности» Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

Подпишитесь на рассылку