24 января, понедельник
Москва
Войти

«Дау»: Альтернативная вселенная Вторая часть нашего рассказа — теперь о съемках, актерах и судьбе проекта после завершения

«Дау»: Альтернативная вселенная

Продолжаем вспоминать о производстве одного из самых амбициозных художественных замыслов в истории — «Дау» (показы в Париже идут до 17 февраля). Первую часть рассказа можно прочитать здесь.

Съемки

Несмотря на неразбериху в Институте, съемки «Дау» не прекращались. Правда кинопроцесс нельзя было назвать стандартным. Сценария, естественно, не было, а большинство камер были скрытыми. Их прятали в зеркалах, карнизах, люстрах. Всюду были вшиты подслушивающие устройства, которые писали звук. Главной целью Хржановского стала фиксация происходящего таким образом, чтобы находящиеся в кадре вели себя естественно. Как в его дебютном «4», только в куда больших масштабах.

Между постояльцами Института рано или поздно завязывались отношения. Да и свободное время проводили кто как умел: одни брали сверхурочные, другие плели интриги, пытались дружить и даже любить. В отличие от СССР, в «Дау» секс был. За время проекта было зачато 14 детей, несмотря на то, что презервативы были в доступности. Культурный отдых тоже присутствовал: библиотека, музыкальная комната с грампластинками. Но и спиться никто не запрещал — главное продолжать ходить на работу. В этом капустнике из обыденных ситуаций неизбежно рождались настоящие эмоции и переживания.

Но без операторов все равно не обошлось. Они были сплошь именитые иностранцы: Мануэль Альберто Кларо («Меланхолия», «Нимфоманка»), Юрген Юргес («Забавные игры», «Время волков»). Их видение принесло в «Дау» новые художественные решения. Например, Кларо, после работы с Ларсом фон Триером, отлично справлялся с передачей меланхоличного настроения середины 30-х. Его блоки были сняты почти монохромно, а камера действовала по принципам «Догмы 95». В то же время, Юргес вдохновлялся французской «новой волной», что привносило в его съёмку новые цветовые оттенки и смыслы.

Люди с камерами врывались в жизнь обитателей Института всегда неожиданно. Но при приеме на работу каждый участник проекта был предупреждён и подписывал согласие о возможных экстремальных обстоятельствах, при которых будет вестись съемка. Поэтому когда в спальню, где пара занимается сексом входила съемочная команда (обычно это 3 человека: оператор, помощник и звуковик) — процесс должен был продолжаться, а в камеру смотреть запрещалось. Многие этого не выдерживали. Также снимали походы в ванну и туалет, драки, даже смерть: мыши (в рамках научного опыта) и свиньи (ради развлечения). Но в кадр попадали не только интим и чернуха. В «Дау» много рабочих (мытьё полов, разгрузка фуры, ученый совет) и бытовых эпизодов (стирка, глажка, готовка, походы в гости).

Иногда выходили снимать в Харьков. В такие моменты часть города перекрывали и нагоняли уже выбранных статистов. Знаменитой стало производство сцены прогулки Ландау. Для неё преобразили всю центральную улицу: поснимали рекламные вывески, засыпали асфальт грязью и пустили около тысячи людей, которые должны были имитировать жизнь. Под руководством Хржановского находилось 14 режиссёров, каждый из которых отвечал за поведение толпы на определённом участке. В итоге, ради небольшой прогулки было придумано огромное количество ситуаций, которые происходят исключительно на фоне.

Естественно, такой подход значительно тормозил процесс. Активных съемок могло не быть месяцами. Перфекционизм Ильи выходил инвесторам дорого. Одна из его ассистенток рассказывала, что Хржановскому приносили пачки фотографий канализационных люков, ботинок, электророзеток, трусов. Большинство предметов режиссер не утверждал и приказывал продолжать поиски. Так, нужный люк был выбран 1 из 150 вариантов.

Особенно сильно Хржановский гордился эпизодом, в котором молодой Ландау говорил по телефону и во время разговора подходил к окну, из которого был мельком виден дом напротив. Никаких крупных планов — камера несколько секунд скользила по окнам другого здания. Но те квартиры, по которым она прошла были обставлены в полном соответствии с тридцатыми годами прошлого века, а актёры разыгрывали мини-сценки, которые никто никогда не увидит.

Сумасшедший педантизм относился и к звуку. Музыкальный саундтрек планировался лишь к начальным и финальным титрам. Остальное звучание должно было быть наполнено повседневностью и фоновыми шумами. Но Илья фонтанировал новыми идеями, поэтому записать шаги, кашель, разговоры, крики и гул машин казалось ему слишком простой задачей! Куда интереснее было заставить звучать все это органично, поэтому во время массовых сцен толпу разделяли на фонетические секторы: где-то играл уличный оркестр, кто-то ругался и так далее. Диаметральная ситуация происходила в квартире Ландау. Хржановский узнал, что ученый не любил шум, поэтому домашние эпизоды были лишены большинства звуков.

На закономерный вопрос: «Зачем так заморачиваться?!», — Илья ответил в одном из интервью:

«Если аудитория фильма, который длится 2 часа, составляет хотя бы миллион человек, это будет в сумме 228 лет. Грубо говоря, если вы сделали дерьмо, то воруете 228 лет суммарной жизни людей. Я не имею на это права, потому что у человека нет ничего дороже времени при всей его относительности. В связи с этим возникает чувство ответственности за качество».

Актёры

Несмотря на метод Ильи распределить роли в соответствии с навыками: ученых играют учёные, а чекистов — чекисты, выбор исполнителей основных персонажей выглядел нетривиально. Ландау изображал греческий дирижер Теодор Курентзис, его жену — украинская актриса Радмила Щеголева (для роли она поправилась на 30 кг и год работала на фабрике и в больнице), а сына — автор интернет-хита «Белая стрекоза любви» Николай Воронов.

Принцип полного погружения применялся ко всем, кроме Курентзиса (дирижер договорился с Ильей, что будет уезжать из Института на гастроли). Поэтому во время его отсутствия снимались сцены старости Ландау. Тогда его исполнял другой человек. Это был настоящий слепой инвалид, которому требовался постоянный медицинский уход. Старик лежал в специальной кровати, которая напоминала гроб, и пугал всех вокруг. Затем, когда Теодор возвращался, его куда-то убирали, но легче от этого не становилось. По сюжету, Ландау не был примерным мужем, поэтому исполнителям главных ролей приходилось драться и громко выяснять отношения друг с другом. Для поддержания постоянного стресса к каждому из них был прикреплен персональный режиссер, который подначивал артистов на реальные ссоры.

Проблемы

В 2010 году «Дау» стал испытывать ряд серьёзных проблем. «В Харькове Илья Андреевич развернулся во всю мощь, построил свою империю, в которой все и всё были для него игрушками», — говорил один из директоров картины Георгий Фарберов.

И город стал от этого уставать. Властей раздражало постоянное перекрытие улиц, жителей — постоянные пробки. Внутри Института тоже все было совсем не гладко. Многим работникам задерживали зарплаты или не платили совсем. Но это было общей проблемой. Деньги стали заканчиваться. Прокормить 300 человек, платить жалованье, арендовать оборудование, квартиры и искать новых специалистов (ежедневные увольнения никто не прекращал) стало почти невозможно. В итоге оператор Юрген Юргес уволился. За ним ушла почти вся съемочная команда.

Художник-постановщик «Дау» Денис Шибанов рассказывал, что Илье также не удалось воплотить свою последнюю идею, которую режиссер называл «Городом на высоте». Действо окончательно переносилось в альтернативную вселенную, а чтобы передать сюрреализм происходящего Хржановский планировал построить на крышах харьковских зданий «второй уровень» — еще один город, который соединялся бы воздушными мостами. Но эти планы остались на бумаге в виде записей и эскизов. Снятый материал уже насчитывал 700 часов кинофутажа, 3000 часов видеоинтервью и 28 терабайт аудиоматериалов. Поэтому съемки решено было прекратить.

Конец съемок — только начало

В ноябре 2011 года Институт взорвали, а на его развалинах устроили рэйв для всех желающих. Довольно эксцентричный, но ожидаемый ход режиссёра. Тщеславие Ильи не позволило бы ему отдать своё изобретение в чужие руки. Да и «Дау» к тому моменту стал осязаемой легендой. Чтобы окончательно вбить эти три буквы в вечность, следовало все разрушить, сделать эфемерным, а значит — ещё более желанным.

Уничтожение — сюжетный финал проекта. По планам Хржановского «Дау» должен был закончится бунтом младшего поколения ученых против коллег-стариков. Но никто на это не согласился, поэтому Илья позвал скинхедов. Они изображали подопытных Института, которые вырвались на волю. Руководителем разгрома стал Максим «Тесак» Марцинкевич.

«Мы должны были всех убить, — вспоминал Максим, — одного художника-америкоса мы реально сильно побили. Нечего было встревать с нравоучениями. Затем хотели в шутку скормить свиньям, но он успел сбежать из Харькова».

Избитого звали Эндрю Ондрежак. На съёмочной площадке он исполнял роль психолога. Перед самой Парижской премьерой художник сказал, что помимо избиения он подвергся изнасилованию, но больше комментариев не давал, ссылаясь на то, что «до сих пор слишком травмирован этим опытом».

После вечеринки Хржановский исчез с радаров. Известно, что он перебрался в Лондон, где в пятиэтажном особняке на улице Пикадилли, в условиях полной секретности, 6 лет шёл монтаж. За это время общественный интерес к «Дау» упал. Но активное производство продолжалось все время. Для дубляжа фильмов на иностранные языки Хржановский пригласил Леонардо ДиКаприо и Луи Гарреля («Мечтатели», «Молодой Годар»). Но они отказались. Тогда Илья стал действовать умнее: оборудовал в здании одну комнату под «советскую», показывал наиболее интересные фрагменты и щедро поил звёзд водкой с икрой. Такой подход (и заоблачный гонорар) подкупил Уиллема Дефо («Взвод», «Человек-паук»), Фанни Ардан («Соседка»), Изабель Юппер («Пианистка»).

Но откуда у Хржановского вновь появились деньги? Оказывается, проектом заинтересовались богатейшие люди планеты. Точное количество и имена инвесторов держатся в строгой тайне, но в кулуарах часть из них всем известна. Особняк принадлежит братьям-миллиардерам Дэвиду и Саймону Рубенам, а все долги, как и деньги на постпродакшн дал российский олигарх Сергей Адоньев. По слухам, изначальный бюджет в 3,5 миллиона долларов за всё время производства вырос до 70 миллионов.

В итоге, весь произведенный контент должны были разделить на три части и презентовать в Берлине, Париже и Лондоне. Каждая часть имела определенную тематику, а весь проект обзавёлся известным революционным девизом: «Свобода, равенство, братство». Премьера «Свободы» была запланирована в столице Германии 12 октября 2018 года. Для неё даже стали отстраивать кусок Берлинской стены и часть района Восточного Берлина. Принцип Хржановского был прост — разместить зрителей в условиях ГДР, чтобы те испытали полное погружение. Показы должны были продолжаться до 9 ноября (годовщина падения стены). В этот день инсталляцию бы тоже разрушили.

Стройка началась в районе знаменитого бульвара Унтер-ден-Линден. Но когда немецкая пресса прознала об этом, то надавила на муниципальные власти, которые запретили «Дау» в своём городе. Поэтому в Париж, на всякий случай, перенесли весь материал. Но и тут возникли проблемы. Префектура города категорически отказала в строительстве временного моста, который должен был соединить театры Шатле и де-ля-Вилль (они находятся на разных берегах Сены). Премьера в Лондоне обсуждается до сих пор. Уже известно, что завершение эпопеи планируется в том же особняке, где вели монтаж. Говорят, что Хржановский придумал переоборудовать его в советский бункер и «кое-что ещё, на что требуется собрать кучу разрешений». Вероятно, масштаб премьеры будет зависеть от заинтересованности парижской аудитории. В любом случае то, что «Дау» увидел свет — уже чудо.

Продолжение следует.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Фаворитка»: Клитор королевы
«Фаворитка»: Клитор королевы Трагикомедия о том, что даже победитель может потерять всё
«Фаворитка»: Клитор королевы

«Фаворитка»: Клитор королевы
Трагикомедия о том, что даже победитель может потерять всё

Как из валенок сделать бизнес, живя в Сочи
Как из валенок сделать бизнес, живя в Сочи Сооснователь бренда Vteple Екатерина Шелковая о русской альтернативе австралийским уггам, продажах через Instagram
Как из валенок сделать бизнес, живя в Сочи

Как из валенок сделать бизнес, живя в Сочи
Сооснователь бренда Vteple Екатерина Шелковая о русской альтернативе австралийским уггам, продажах через Instagram

«Дау»: «Безумие — это так увлекательно!»
«Дау»: «Безумие — это так увлекательно!» Первая часть нашего рассказа об одном из самых амбициозных художественных замыслов в истории искусства
«Дау»: «Безумие — это так увлекательно!»

«Дау»: «Безумие — это так увлекательно!»
Первая часть нашего рассказа об одном из самых амбициозных художественных замыслов в истории искусства

«Завод»: Россия для грустных
«Завод»: Россия для грустных Если Юрию Быкову отрубить голову, он ещё тридцать секунд будет рассказывать, что в стране все плохо
«Завод»: Россия для грустных

«Завод»: Россия для грустных
Если Юрию Быкову отрубить голову, он ещё тридцать секунд будет рассказывать, что в стране все плохо

Тэги

Сюжет

Люди

Событие

Прочее

Новое и лучшее

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить

Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно

Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван

Первая полоса

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января? Арт-терапия, уэик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Арт-терапия, уэик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить
19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить Свежие кофейные открытия
19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить

19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить
Свежие кофейные открытия

Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно
Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно
Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно

Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно

Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван
Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван Нелегкую экранизацию книги Анни Эрно про аборт
Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван

Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван
Нелегкую экранизацию книги Анни Эрно про аборт

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности Главный антигерой — Брэдли Купер
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
Главный антигерой — Брэдли Купер

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети Вот как она устроена
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
Вот как она устроена

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика» Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро» С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина
Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина
Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина

Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России Главное из интервью Алексея Навального журналу Time
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Главное из интервью Алексея Навального журналу Time

«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»

«Я сделал вазэктомию»

Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча
Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча
Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча

Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча

Подпишитесь на рассылку