27 июня, понедельник
Москва
Войти

Манифест в защиту автофикшена Дополнение к опен-коллу The Village и «Незнания»

Манифест в защиту автофикшена

The Village и «Незнание» запустили опен-колл «Между нами». Мы ищем тексты от первого лица о стыдном, честные и прямые высказывания. По сути, мы ищем автофикшен. Этот манифест — о том, почему критика автофикшена — это часто тексты, направленные против женской литературы и против успешных писательниц.

Текст: Лиза Каменская, Арина Бойко, журнал «Незнание»

Мужчины против

Недавно вышел текст Бориса Куприянова, создателя «Фаланстера» и издателя литературного медиа «Горький», о том, что автофикшен не нужен, потому что он выполняет лишь терапевтическую функцию, а его вред в том, что из-за него интеллектуальная литература оказывается под угрозой. Куприянов не первый и не последний мужчина (почему-то такие тезисы высказывают обычно мужчины), который написал текст против автофикциональной литературы и новых литературных школ. Этот текст — ответ на все колонки сразу.

Сюжетная литература привычна и понятна, ее столетиями пишут (мужчины, в основном) и читают (все). Мы знаем, как работает нарратив: в романе зашифрована идея, и нам нужно ее отыскать. Синие занавески означают грусть, персонаж не просто существует, а двигается по заданной автором арке. Сюжет стал синонимом литературы, нет нарратива — значит, не литература.

В 2010 году вышла книга документалиста Дэвида Шилдса «Жажда реальности», в которой он манифестирует усталость от сюжетных, притянутых за уши романов и призывает писателей писать о том, что происходит с ними прямо сейчас. На смену постмодернистскому роману приходит автофикшен — литературная форма, в которой становится возможна (хотя, конечно, не всегда достижима) радикальная честность.


Можно извлечь себя из нарративного мышления и перейти в автофикшен


Не будем здесь объяснять, как патриархат повлиял на искусство, об этом можно прочитать в эссе Линды Нохлин. Так вышло, что сегодня литературный канон — это мужской канон. Сюжетная литература неразрывно связана с авторами, которые ее создавали. Сюжет был создан мужчинами, его правила давно известны, и, даже если их ломать, невозможно выйти из сюжетной парадигмы. Но можно извлечь себя из нарративного мышления и перейти, например, в автофикшен.

Стоит отметить, что и за истоками автофикшен-традиции плотно закрепились именно мужские имена — Серж Дубровский как автор термина и норвежец Карл Уве Кнаусгор как главное светило. Связка «автофикшен — женское письмо» в российском контексте возникла благодаря издательству No Kidding Press, сообществу «Ф-письмо» и WLAG, которые годами занимаются популяризацией автобиографического письма в феминистских кругах и за его пределами. При слове «автофикшен» авторы текстов против жанра редко вспоминают Крис Краус, Айлин Майлз, Доди Беллами, американское движение New Narrative или феминистскую поэзию Лиды Юсуповой, Галины Рымбу, Оксаны Васякиной и других поэтесс, которые уже давно разрабатывают уникальную для российской литературы поэтику авто- и докписьма.


В автофикшене нет героя, вокруг которого выстроена структура, есть только оптика, через которую мы видим среду


Кто убивает сюжет

Сюжетная литература — литература шифра, и внимательный читатель должен разгадать, что хотел сказать автор. Автофикшен — литература эмпатии. Его чаще пишут женщины, потому что женская гендерная социализация предполагает развитие эмоционального интеллекта, чувствительности к окружающему и близким. Мужская гендерная социализация, к сожалению, не предполагает внимания к эмоциям, женская же почти полностью нацелена на эмпатичное существование. Обвинять автофикшен в зацикленности значит не видеть, что он направлен на понимание себя в среде, а не на отстраивание от нее. В автофикшене нет героя, вокруг которого выстроена структура, есть только оптика, через которую мы видим среду.

Автофикшен чествует субъективность и субъектность, именно поэтому его часто выбирают начинающие писательницы. Как написал Павел Басинский, общее в автофикшен-книгах — «полное женское откровение по поводу предельно женских проблем». «Предельно женские проблемы» — что может быть более женоненавистническим, чем эта фраза? Несмотря на такие мнения мэтров литературы, писательницы все же говорят о женских проблемах, о пугающей женской телесности (вспомним, как возмутил мужчин текст Галины Рымбу про вагину). Автофикшен дает им право писать и шанс быть услышанными без надстроек и персонажей, даже если готовы их слышать только женщины, ведь мужчин смущает и возмущает литература, созданная не для них.

Автор умер, авторка — жива

Письмо о личном от первого лица — всегда политический акт. Автофикшен как форма политизирован, хотя на первый взгляд непонятно, что политического в текстах о частной жизни отдельных женщин. Но личное — это всегда политическое, особенно если о личном в сегодняшней России пишет женщина. Если она пишет о домашнем насилии, о своем лесбийстве, о перинатальной потере. И этот текст — тоже политический, это мнение, высказанное из уязвимой позиции, а не из позиции издателя литературного медиа или известного писателя.


Автофикшен может в корне изменить наши представления о мире и заставить нас сопереживать людям, которых мы презирали


В одном противники автофикшена правы: этот жанр действительно посягает на святую святых литературы — романную форму. А политически заряженный автофикшен (написанный, например, феминисткой или персоной из дискриминируемой группы) так вообще обладает мощным эффектом — он может в корне изменить наши представления о мире, заставить нас сопереживать людям, которых мы презирали, показать нам чей-то опыт так близко, что мы наконец осознаем свои привилегии.

Художественный текст способен ангажировать нас гораздо быстрее любой теории — именно за счет включения нашей эмпатии. И за этим могут последовать две реакции — либо признать свою неправоту (и перестать, например, воспроизводить мизогинную риторику), либо ощетиниться и начать защищаться.

Говорить, что автофикшен доминирует, что он может уничтожить роман, потому что Оксана Васякина выиграла премию «НОС» за автофикциональный роман «Рана», — это как говорить, что феминизм победил, потому что Ангела Меркель — канцлер. Одна победа — это не засилье, это лишь маленький, с трудом отвоеванный кусочек славы, денег и права быть даже не в литературном каноне, а около. Автор умер, но авторка жива и прямо сейчас пишет текст о своих женских проблемах.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Что такое фемпоэзия
Что такое фемпоэзия И почему это самое интересное, что происходит сейчас в российской литературе
Что такое фемпоэзия

Что такое фемпоэзия
И почему это самое интересное, что происходит сейчас в российской литературе

«Новые честные»: Что такое автофикшн
«Новые честные»: Что такое автофикшн И как книги без сюжета захватывают российскую литературу
«Новые честные»: Что такое автофикшн

«Новые честные»: Что такое автофикшн
И как книги без сюжета захватывают российскую литературу

«Между нами» — опен-колл The Village и «Незнания»
«Между нами» — опен-колл The Village и «Незнания»
«Между нами» — опен-колл The Village и «Незнания»

«Между нами» — опен-колл The Village и «Незнания»

Тэги

Сюжет

Люди

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

6 причин, почему разваливаются отношения

Первая полоса

Мошенники рассылают письма от имени The Village

Рассказываем, что об этом известно

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить
Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить
Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить

Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком» Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту
«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту С минимальными потерями
«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту
С минимальными потерями

6 причин, почему разваливаются отношения
6 причин, почему разваливаются отношения Отрывок из книги «Осознанные отношения. 25 привычек для пар, которые помогут обрести настоящую близость»
6 причин, почему разваливаются отношения

6 причин, почему разваливаются отношения
Отрывок из книги «Осознанные отношения. 25 привычек для пар, которые помогут обрести настоящую близость»

Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей
Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей В нем участвуют рестораны из пяти городов России
Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей

Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей
В нем участвуют рестораны из пяти городов России

Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей
Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей
Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей

Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей

«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»
«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****» The Village начинает публиковать литературные тексты
«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»

«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»
The Village начинает публиковать литературные тексты

Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние
Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние Собрали лучшие кадры астрономического явления
Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние

Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние
Собрали лучшие кадры астрономического явления

«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России
«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России
«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России

«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России

Подпишитесь на рассылку