27 мая, пятница
Москва
Войти

10 выставок весны От истории татуировки до современных украшений

10 выставок весны

The Village продолжает рассказывать о том, что смотреть, слушать и читать этой весной. После сериалов — десять главных московских выставок весны.

Текст

Мария Евдокимова

«„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969»

«9 марта»

Недавно открывшееся заново пространство «Граунд Солянка» устраивает проект «9 марта», посвященный современным украшениям. Что мы представляем, слыша словосочетание «выставка украшений»? Явно что-то несовременное — колье и короны царской семьи в Кремле или янтарные бусы в Доме художника. Но на выставке команда из четырех девушек-дизайнеров (Катя Рабей, Белла Антонио, Маша Старикова и Саша Павловская) попытается рассказать о направлении contemporary jewelry, существующего, но пока мало известного в России. Направление называется так потому, что отвечает современной повестке наравне с другим искусством — социально ориентированной фотографией и музыкой, политическим искусством. На примере украшений, считающихся исконно женскими аксессуарами, как нельзя лучше можно отразить идеи феминизма, равноправия и гендерных стереотипов — в конце концов, в 2020 году кольца и массивные серьги создают и носят мужчины, а украшения перестают быть просто аксессуаром: теперь с их помощью можно заявить о своей позиции.


Где

«Граунд Солянка» (Государственная галерея на Солянке)

Когда

9 марта — 9 апреля

«„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969»

Выставка «Мы храним наши белые сны» работает в паре с другой выставкой в «Гараже» — «Секретики: копание в советском андерграунде». Они обе так или иначе посвящены теме подпольных практик, но в случае с «Белыми снами» — с углублением в мистику, эзотерику и в целом тему Востока. На выставке можно проследить историю эзотерических практик в дореволюционную эпоху и в советскую, а также территориально сравнить, как те или иные практики развивались в восточных и центральных республиках СССР. Все это в прекрасно гармонирующих залах, созданных специально, чтобы передать ощущение тайного знания и мистики, под покровом которого создавались работы.

Как устроена выставка о мистицизме в русском искусстве в «Гараже»
Читать


Где

музей современного искусства «Гараж»

Когда

31 января — 10 мая

«Темная материя»

Название выставки, открывшейся 2 марта в самой красивой галерее Москвы, — одновременно одноименная песня Бьорк и понятие из области астрономии и космологии. В его основе — гипотеза о том, что во Вселенной существует невидимая темная материя, которая не отражает и не поглощает свет, ее невозможно увидеть, а можно только следить за ее воздействием на видимую материю. Сама идея существования темной материи вдохновляет не только ученых, но и художников — что-то невидимое, неуправляемое и огромное сосуществует рядом с нами и содержит в себе четверть энергии всей Вселенной. Оба художника, работавшие над «Темной материей», Оресте Касалини и Николай Лавданский, используют в своих работах органические материалы из мест, где они родились: Касалини, родившийся в Неаполе, создает работы из лавы, собранной у подножия Везувия, а Лавданский — из дуба, найденного в лесах Владимирской области. Все создаваемые ими объекты — черные, как бы лишены цвета. Подобно идее о темной материи, они создают вокруг себя ощущение поэтичности, энергии и необъяснимого напряжения.


Где

галерея Fābula

Когда

2 марта — 21 апреля

«Ги Бурден. Следуй за мной»

«Ги Бурден. Следуй за мной»

Ги Бурден, будучи учеником главного сюрреалиста в фотографии Ман Рэя и фотографом-самоучкой, смог реформировать мир рафинированной рекламы и скучных глянцевых кампаний 50-х годов и возвести фэшн-фотографию в ранг настоящего искусства. Тридцать лет он фотографировал для парижского Vogue, но себя считал, скорее, художником, сочетающим сюрреализм, элементы классического искусства и фэшн-съемку. Известность Ги Бурден получил благодаря именно нетривиальным, свежим сочетаниям: рекламная кампания шляп в мясном магазине, синяя краска в море, чтобы оно было поярче, манекены вместо людей, повторяющиеся части тела — все эти съемки для Vogue можно будет увидеть на выставке.


Где

Центр фотографии имени братьев Люмьер

Когда

28 февраля — 17 мая

«Этот смех кончится слезами 😂💀»

В галерее Высшей школы экономики регулярно проводятся выставки современных российских художников. В этот раз — ретроспектива трех из них, уже успевших стать знаменитыми на российской арт-сцене: Ивана Горшкова, Данини и Дмитрия Кавки.

Иван Горшков представляет живописную серию, темой которой стали абсурдные, смешные, непонятные картинки из интернета. Выполненные в живописи, они становятся памятником нашей жизни в интернете, вызывая смешанные чувства: мы уже привыкли к ним в Сети, но удивлены встрече с ними в реальности. Данини прежде всего известна своими ироничными, расшитыми вручную гобеленами, представляющими интерфейс компьютера, где все кажется нормальным, но только на первый взгляд. Дмитрий Кавка также работает в основном с образами известных персонажей искусства, истории и поп-культуры, видоизменяя и модифицируя их.

Название выставки отражает то, что объединяет всех троих: сочетание неожиданных образов, которые могут трактоваться как смешные, так и ужасные — в зависимости от ситуации; обыденные вещи раскрываются с неожиданной стороны, а работы вызывают весь спектр эмоций — от радости до возмущения.


Где

HSE Art Gallery

Когда

28 февраля — 22 марта

«Живопись минус»

Новый кураторский проект Марата Гельмана. Гельман — известный галерист, создатель одной из первых частных галерей в России, в нулевые делал скандальные выставки современного российского искусства, которое он активно покупал. В 2014 году переехал в Черногорию и на какое-то время пропал из поля зрения, а сейчас снова появился на московской арт-сцене. Новый проект посвящен живописи — самому классическому виду искусства, которому больше всего досталось от современных художественных практик: живопись, созданная сейчас, воспринимается как нечто скучное и отжившее свой век, но тем не менее на самых престижных аукционах большинство лотов выполнено именно в этой технике. То есть живопись никуда не исчезает, а видоизменяется: для того чтобы добавить актуальности своим работам, художники начинают создавать «живопись плюс», включая в картины элементы других техник и инсталляции.

Гельман же сосредотачивает свое внимание на тех, кто создает «живопись минус». Художник намеренно обедняет свой живописный язык, очищая его от других техник, не скатываясь при этом в салонную и декоративную живопись.


Где

ЦТИ «Фабрика»

Когда

6 марта — 29 марта

«Русская сказка. От Васнецова до сих пор»

«От Дюрера до Матисса. Пять веков европейского рисунка из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина»

И вернемся к классике: в конце марта в Пушкинском покажут коллекцию графики музея, начиная с ХV и заканчивая XX веком. А коллекция действительно внушительная, на ней можно рассмотреть всю историю искусства за эти пять веков через развитие графики. Все разместится в центральной анфиладе Главного здания: ренессанс, маньеризм и барокко Италии и Германии по левой стороне; в следующем зале XVII столетие, которое стало расцветом для искусства Голландии, Фландрии и Франции; третий раздел посвящен французской и итальянской графике XVIII столетия, ну а вся правая колоннада отдана под все многочисленные течения XIX века — и здесь начинают включаться работы русских рисовальщиков. В Белом зале будет представлена графика первой половины ХХ века.

Почти все эти работы экспонируются крайне редко, и не только из-за недостаточного места и неподходящей тематики выставок: из-за особенности техники графика переносит экспонирование гораздо хуже, чем живопись и скульптура. Из-за колебаний влажности и температуры (которые практически невозможно устранить из-за количества посетителей) и освещения старение работ происходит в разы быстрее, так что выставлять графику можно не более трех месяцев в году. В общем, это действительно отличный шанс увидеть редкие работы — кто знает, когда будут их следующие три месяца.


Где

ГМИИ имени А. С. Пушкина

Когда

24 марта — 21 июня

«Тату»

Еще одна выставка в Пушкинском с лаконичным названием «Тату». Здесь попытаются представить историю искусства татуировки в широком диапазоне — и географическом, и временном. Если с современной татуировкой все более-менее понятно, у каждого есть какое-то представление о ней, то с ритуальной, древней татуировкой все намного сложнее. Представить этот раздел Пушкинскому музею помогает один из интереснейших музеев Парижа — музей имени Жака Ширака на набережной Бранли, специализирующийся на примитивном искусстве народов Африки, Азии и Океании. Помимо собственно работ из музея, в выставку вошли экспонаты из российских музеев и частных коллекций.


Где

ГМИИ имени А. С. Пушкина

Когда

3 марта — 31 мая

«Русская сказка. От Васнецова до сих пор»

Третьяковка весной удовлетворит интересы любителей и дореволюционного, и советского, и современного русского искусства. Первая выставка — про мир русских сказок — уже открылась. На первый взгляд тема кажется детской и заставляет вспомнить всех царевен, богатырей и серых волков Васнецова из учебника по литературе за седьмой класс. Однако на деле она гораздо более глубокая и исследовательская: кураторы обещают раскрыть русскую сказку с нескольких сторон, каждая из которых нам знакома, но всегда воспринимается в отдельности. Первая — как раз сказка в искусстве от Васнецова, Билибина и Врубеля до советских мультипликационных сказок. Вторая — фольклор: былины, сказы и поверья, из которых впоследствии и сложились всем известные сказки. И третья — силы природы: подземелья, леса, ручьи, поляны — природные стихии всегда становились и местом действия, и полноценными героями, и без них история русской сказки была бы неполной.

Во всем этом смущают лишь ожившие полотна Репина и Васнецова, будто перекочевавшие сюда из Artplay, а также инстаграм-маски, которые сделают из вас героев сказок. Но такова цена проекта, который попытались сделать интересным абсолютно всем.


Где

Новая Третьяковка

Когда

22 февраля — 10 мая

«Поколение ХХI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина»

Помимо сказок, в Третьяковке на Крымском Валу покажут работы, переданные галерее в дар Владимиром Смирновым и Константином Сорокиным. В 2008 году они открыли фонд поддержки молодых российских художников, но особенно на слуху он стал именно в прошедшем году. Дар коллекционеров станет основой коллекции искусства 2000–2010-х годов Третьяковской галереи, которую там активно начали формировать. Пока что имена художников не объявлены, но обещают, что будут работы всех медиумов от живописи до инсталляций, а художники — молодые, но уже состоявшиеся, начавшие свой творческий путь в 2000-х.

В рамках этой же коллекции будет показан дар еще одного коллекционера — уже упоминавшегося в материале Марата Гельмана (15 февраля — 22 марта, Западное крыло Третьяковской галереи, зал № 2).


Где

Новая Третьяковка

Когда

7 апреля — 20 мая


Фотографии: обложка, 2 – Центр фотографии имени братьев Люмьер, 1 – Музей современного искусства «Гараж», 3 – Новая Третьяковка

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Что произошло с российским искусством в 2010-е
Что произошло с российским искусством в 2010-е «Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними»
Что произошло с российским искусством в 2010-е

Что произошло с российским искусством в 2010-е
«Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними»

Посмотрите на то, как будет выглядеть новый музей «Московский транспорт»
Посмотрите на то, как будет выглядеть новый музей «Московский транспорт» Не просто коллекция автобусов и «москвичей»
Посмотрите на то, как будет выглядеть новый музей «Московский транспорт»

Посмотрите на то, как будет выглядеть новый музей «Московский транспорт»
Не просто коллекция автобусов и «москвичей»

Дали в Манеже: Никогда не переставай меняться
Дали в Манеже: Никогда не переставай меняться Что нужно знать о самой популярной выставке зимы
Дали в Манеже: Никогда не переставай меняться

Дали в Манеже: Никогда не переставай меняться
Что нужно знать о самой популярной выставке зимы

Как устроена выставка о мистицизме в русском искусстве в «Гараже»
Как устроена выставка о мистицизме в русском искусстве в «Гараже» И почему она актуальна прямо сейчас
Как устроена выставка о мистицизме в русском искусстве в «Гараже»

Как устроена выставка о мистицизме в русском искусстве в «Гараже»
И почему она актуальна прямо сейчас

Тэги

Сюжет

Места

Прочее

Новое и лучшее

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Хороший, плохой, русский

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

Первая полоса

«Все, что нам остается — делать максимум здесь и сейчас»
«Все, что нам остается — делать максимум здесь и сейчас» Вокалист московской группы Bordge — о переезде в Ереван после начала *****
«Все, что нам остается — делать максимум здесь и сейчас»

«Все, что нам остается — делать максимум здесь и сейчас»
Вокалист московской группы Bordge — о переезде в Ереван после начала *****

Как защитить персональные данные и что делать, если их уже слили
Как защитить персональные данные и что делать, если их уже слили
Как защитить персональные данные и что делать, если их уже слили

Как защитить персональные данные и что делать, если их уже слили

В России новая волна доносов. Почему россияне жалуются на антивоенную позицию и как им помогает государство
В России новая волна доносов. Почему россияне жалуются на антивоенную позицию и как им помогает государство
В России новая волна доносов. Почему россияне жалуются на антивоенную позицию и как им помогает государство

В России новая волна доносов. Почему россияне жалуются на антивоенную позицию и как им помогает государство

Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России
Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России Упадок высшего образования и потеря связи с европейскими вузами
Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России

Чем грозит отказ от Болонской системы обучения в России
Упадок высшего образования и потеря связи с европейскими вузами

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями Avito и новый L'Occitane
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Avito и новый L'Occitane

Сколько стоит жизнь в Якутске
Сколько стоит жизнь в Якутске Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные
Сколько стоит жизнь в Якутске

Сколько стоит жизнь в Якутске
Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе Может ли она стать новым ковидом
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Может ли она стать новым ковидом

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей В ответ обвинителя называют агентом спецслужб
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
В ответ обвинителя называют агентом спецслужб

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Подпишитесь на рассылку