Что смотреть на «Золотой маске»: Серебренников, Нетребко и танец насекомых 15 драматических спектаклей, оперных и балетных постановок

Что смотреть на «Золотой маске»: Серебренников, Нетребко и танец насекомых

28 января стартует «Золотая маска» — главный театральный форум страны. В этом году фестиваль начинается с показа оперы «Манон Леско» на Исторической сцене Большого театра, а завершится церемонией вручения премии 15 апреля. По просьбе The Village Мария Ганиянц отобрала 15 самых значимых постановок предстоящего фестиваля в номинациях «Драма», «Опера» и «Балет/современный танец».

Текст

Мария Ганиянц

Драматические спектакли

Главная тема фестиваля в этом году — переосмысление российской истории. Большинство драматических и даже оперных постановок объединяет попытка исследовать наиболее спорные этапы прошлого и ответить на главный вопрос современности: как мы дошли до жизни такой? Даже в, казалось бы, далеких от нашей страны пьесах, как «Антигона» Жана Ануя, поставленная в Башкирском театре драмы Фаридом Бикчантаевым, или брехтовских «Барабанах в ночи», которые в театре имени Пушкина поставил Юрий Бутусов, идет анализ сегодняшнего дня — через взгляд в прошлое. The Village поговорил с председателем экспертного совета по разделу драматического театра Наталией Каминской о важнейших спектаклях программы этого года.

«Губернатор»

«Губернатор», режиссер Андрей Могучий

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург

Спектакль по одноименному рассказу Леонида Андреева — о взаимодействии власть имущих и угнетенного народа, о праве на убийство по закону и трагедии возмездия. Сюжет завязан на событиях накануне революции, когда губернатор отдает команду расстрелять рабочую демонстрацию и в конце концов погибает сам.

Каминская: «К счастью, от театров сейчас не требуют спектаклей, приуроченных к определенным датам, они по собственной воле осмысляют те или иные вехи, в частности столетие революции. В „Губернаторе“ очень мощно и стройно переданы трагические события, без деления на правых и виноватых — объективно с исторической и интересно с театральной точки зрения».


Где

МХТ имени А. П. Чехова, основная сцена

Когда

7 и 8 февраля

Номинации

«Драма/спектакль большой формы, работа режиссера» (Андрей Могучий), «Работа художника» (Александр Шишкин), «Работа художника по свету» (Стас Свистунович), «Мужская роль» (Дмитрий Воробьев)

«Ахматова. Поэма без героя», режиссеры Алла Демидова, Кирилл Серебренников

«Гоголь-центр», Москва

Спектакль по Ахматовой, поставленный Кириллом Серебренниковым и Аллой Демидовой, которая исполняет тут главную роль, — одна из пяти постановок проекта «Звезда», посвященного русским поэтам. Первым был спектакль «Пастернак. Сестра моя — жизнь» в постановке Максима Диденко в 2016 году, а последним, уже после ареста худрука «Гоголь-центра», — «Маяковский. Трагедия» Филиппа Григорьяна.

Каминская: «В этом году на „Маску“ выдвинуты два спектакля проекта „Звезда“. Кроме „Ахматовой“, мы отобрали постановку „Кузмин. Форель разбивает лед“ Владислава Наставшева. Если кому-то хочется думать, что такое решение продиктовано исключительно тем, что мы поддерживаем Кирилла Серебренникова, — пусть так, мы его, безусловно, поддерживаем. Но на самом деле суть в том, что оба спектакля очень интересны с художественной точки зрения. Если бы не великая Демидова с невероятно мощным соло и не трагическая история мало известного соотечественникам Кузмина, спектакли не были бы представлены на конкурсе. Никакие привходящие мотивы не влияли на наш выбор. Я абсолютно уверена, что ситуация с Кириллом Серебренниковым не повлияет и на решение жюри „Маски“, так как оно будет исходить именно из творческих соображений».


Где

«Гоголь-центр»

Когда

27 и 28 февраля

Номинации

«Драма/спектакль большой формы, работа режиссера (Алла Демидова), «Работа режиссера» (Кирилл Серебренников), «Женская роль» (Алла Демидова)

«Изгнание», режиссер Миндаугас Карбаускис

Театр имени Вл. Маяковского, Москва

«Изгнание» — спектакль про «потерянное поколение», эмигрантов новейшего времени. В символической пьесе Марюса Ивашкявичюса, которого уже ставил Карбаускис, вокруг документальных историй реальных людей находится много символики, позволяющей выйти на философские обобщения и вечные темы.

Каминская: «„Изгнание“ рассказывает об эмиграции литовцев в Лондон после распада СССР, о сложной и трагической адаптации этих людей. Такой спектакль — размышление о потере себя и родины, человеческих связей, смысла».


Где

Театр имени Вл. Маяковского, сцена на Сретенке

Когда

18 марта и 1 апреля

Номинации

«Драма/спектакль малой формы, работа режиссера» (Миндаугас Карбаускис), «Работа художника» (Сергей Бархин), «Работа драматурга» (Марюс Ивашкявичюс), «Мужская роль» (Вячеслав Ковалев), «Женская роль второго плана» (Анастасия Дьячук), «Мужская роль второго плана» (Иван Кокорин)

«Сучилища», режиссер Петр Шерешевский

Театр драмы имени А. П. Чехова, Серов

Спектакль по новой пьесе современного белорусского драматурга и сценариста Андрея Иванова. «Сучилища» — история об инфернальном обаянии студентки ПТУ, в которую влюбляется и интеллигентный преподаватель, и парень из низов.

Каминская: «Серов — маленький город в Свердловской области с очень хорошим театром и сильной труппой, чьи спектакли номинируются на „Маску“ не в первый раз. Пьеса „Сучилища“ со своим любовным треугольником получилась трагической и смешной одновременно. В ней есть место современным реалиям и вечным темам: испытание на смелость и трусость, и любовь, и человеческое достоинство».


Где

Театр имени М. Ермоловой

Когда

5 марта

Номинации

«Драма/спектакль малой формы, работа режиссера» (Петр Шерешевский), «Работа художника по костюмам» (Алексей Унесихин), «Женская роль» (Карина Пестова), «Мужская роль» (Кирилл Имеров)

«Чук и Гек», режиссер Михаил Патласов

Александринский театр, Санкт-Петербург

История про двух маленьких братьев, которые едут с мамой встречать Новый год на Север к отцу-геологу. Важно помнить подтекст: свой рассказ Аркадий Гайдар опубликовал в 1939 году, когда полстраны сидело в лагерях и люди скрывали и замалчивали правду об исчезнувших родных.

Каминская: «Молодому режиссеру Михаилу Патласову удалось органично сплести оптимистичный и веселый рассказ Гайдара о поездке к папе с документальными текстами и дневниками узников ГУЛАГа, живших на Севере. Впрямую ничего не говорится, но можно догадаться, что папа на самом деле находится не в геологической партии, а в сталинском лагере. И пусть на сцене звучит бодрый текст, полный детских впечатлений от большой страны, которую герои проезжают на поезде, нельзя отделаться от мысли, что вся эта земля, особенно за Уралом, усеяна лагерями, где гибнет огромная часть населения».


Где

Центр имени Вс. Мейерхольда

Когда

20 и 21 марта

Номинации

«Драма/спектакль малой формы, работа режиссера» (Михаил Патласов), «Работа художника» (Мария Лукка), «Работа художника» (Александр Мохов), «Женская роль» (Ольга Белинская)

Топ-5 оперных постановок

В этом году в музыкальных номинациях главной театральной премии страны не оказалось ни одной оперы или балета Чайковского — отборщики фестиваля, очевидно, сделали выбор не в пользу популярной классической оперы. The Village поговорил с Мариной Гайкович, возглавившей в этом году музыкальный экспертный совет «Маски», о наметившемся в последние пару сезонов театральном интересе к современной опере, запросе на новые партитуры российских композиторов и главных операх фестиваля.

Cantos

«Манон Леско», опера Джакомо Пуччини

Большой театр, Москва

Зрителям «Золотой маски» повезло: Анна Нетребко смогла встроить в свой расписанный на много лет вперед график выступление в «Манон Леско» (к слову, певица выбрала именно эту партию для своего дебюта на сцене Большого театра в 2016 году). Опера Пуччини, написанная по мотивам романа аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско», стала для композитора его первым триумфом — две его ранних оперы практически провалились.

Гайкович: «Именно на постановке „Манон Леско“ в Римском оперном театре Нетребко познакомилась со своим будущим мужем, тенором Юсифом Эйвазовым, вместе с которым сейчас выступит на „Золотой маске“. У них отличный ансамбль, они потрясающе друг друга чувствуют, и эта постановка, конечно, знаковое событие».


Где

Большой театр, Историческая сцена

Когда

28 января

Номинации

«Опера/спектакль, работа режиссера» (Адольф Шапиро), «Работа художника» (Мария Трегубова), «Работа художника по костюмам» (Мария Трегубова), «Женская роль» (Анна Нетребко), «Мужская роль» (Юсиф Эйвазов)

Cantos, композитор Алексей Сюмак

Театр оперы и балета имени П. И. Чайковского, Пермь

Оперу Cantos, одну из двух отобранных на фестиваль мировых премьер, Алексей Сюмак написал по заказу Теодора Курентзиса. Сюжет выстроен вокруг фигуры Эзры Паунда, важнейшего американского поэта и мыслителя начала ХХ века, давшего обет молчания. По словам композитора, он хотел не воссоздать биографию Паунда, а возродить образ поэта как пророка и создателя новых форм и языка. Все в этой постановке зеркально противоположно привычной опере: главный герой-скрипач не поет, зрители сидят на сцене, а оркестр — в зале.

Гайкович: «Этот спектакль — мистерия, в которой речь идет о ценности человеческой жизни. Cantos играется для небольшого количества зрителей, всего 150 человек, которых рассаживают на специальных трибунах, построенных на сцене, но действие охватывает весь зал и даже пространство перед театром. Кстати, в Москве было очень сложно найти подходящую для постановки площадку».


Где

Дворец на Яузе

Когда

10 и 11 февраля

Номинации

«Опера/спектакль, работа дирижера» (Теодор Курентзис), «Работа режиссера» (Семен Александровский), «Работа композитора» (Алексей Сюмак), «Работа художника» (Ксения Перетрухина), «Работа художника по костюмам» (Леша Лобанов), «Работа художника по свету» (Семен Александровский)

«Родина электричества», композитор Глеб Седельников

Театр оперы и балета, Воронеж

Худрук Воронежского камерного театра Михаил Быков впервые в мире поставил оперу по произведениям Андрея Платонова. Мировая премьера «Родины электричества», сделанной по ранним рассказам писателя, состоялась в прошлом году в рамках Платоновского фестиваля. Музыку к опере в 80-х годах написал слепой композитор Глеб Седельников для столичного театра Бориса Покровского, но опера так никогда и не была поставлена и звучала лишь в концертном исполнении.

Гайкович: «Речь в спектакле идет о первых годах после революции, об электрификации страны, о столкновении старого и нового, о рождении надежд на лучшую жизнь. Слушать и смотреть из сегодняшнего дня это довольно страшно — вольно или невольно представляешь судьбы этих людей, многим из которых суждено умереть в лагерях или погибнуть на войне».


Где

Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Когда

13 марта

Номинации

«Опера/спектакль, работа дирижера» (Юрий Анисичкин), «Работа режиссера» (Михаил Бычков), «Работа художника» (Алексей Бычков), «Работа художника» (Николай Симонов), «Работа художника по костюмам» (Юлия Ветрова), «Женская роль» (Полина Карташова)

«Пассажирка», композитор Мечислав (Моисей) Вайнберг

Театр оперы и балета, Екатеринбург

Российская премьера «Пассажирки», оперы о холокосте Моисея Вайнберга, написанной 40 лет назад, состоялась в Екатеринбурге в сентябре 2016 года. Сюжет основан на рассказе польской писательницы Зофьи Посмыш.

Гайкович: «Действие разворачивается на океаническом лайнере, где бывшая надзирательница Освенцима узнает в пассажирке заключенную. Она пугается призраков прошлого, которые встают перед ее глазами, и, рискуя семейным счастьем, рассказывает мужу правду о себе, но так до конца и не убеждается, та ли это женщина. Действие оперы происходит то на корабле, то в лагере, жизнь которого передана до боли реалистично».


Где

Большой театр, Новая сцена

Когда

18 марта

Номинации

«Опера/спектакль, работа дирижера» (Оливер фон Дохнаньи), «Работа режиссера» (Тадэуш Штрасбергер), «Женская роль» (Надежда Бабинцева)

«Чаадский», композитор Александр Маноцков

Театр «Геликон-опера», Москва

Опера «Чаадский» стала последним спектаклем, выпущенным Кириллом Серебренниковым перед арестом. Мир Чаадского (в постановке звучат и тексты одного из прототипов героя комедии Грибоедова — «басманного философа» Чаадаева) — не мир сумасшедшего, а, как объяснял режиссер, «мир человека, осознающего невозможность отстоять те ценности, мысли, идеи, которые тебе кажутся принципиальными, важными…». Музыкальная основа постановки — вальс Грибоедова.

Гайкович: «Грибоедов был не только дипломатом и писателем, но и талантливым музыкантом. Он сочинил вальс ми-минор, который стал хитом. И, оттолкнувшись от него, Маноцков тщательно плетет паутину своей оперы».


Где

Театр «Геликон-опера», зал «Стравинский»

Когда

14 апреля

Номинации

«Опера/спектакль, работа дирижера» (Феликс Коробов), «Работа режиссера» (Кирилл Серебренников), «Работа композитора» (Александр Маноцков), «Работа художника» (Алексей Трегубов), «Работа художника по костюмам» (Кирилл Серебренников)

Топ-5 спектаклей в номинации «Балет/современный танец»

«Золотая маска» традиционно показывает срез важных тенденций мира балета и современного танца. Постановки — от традиционных попыток выхода за рамки классики (как в авангардном ее проявлении, так и в аутентичных исторических реконструкциях) до самоотверженных экспериментов в пространстве contemporary dance, для которого в системе российского театра пока не нашлось ни места, ни денег.

О самых интересных спектаклях в номинации «Балет/современный танец» The Village поговорил с членом экспертного совета «Маски» Майей Крыловой.

«Клетка»

«Клетка», балет в одном действии на музыку Игоря Стравинского

Большой театр, Москва

«Клетка» — резкий, угловатый балет, не похожий на главные образцы классического наследия. Спектакль на музыку Стравинского поставил американский хореограф Джером Роббинс в 1951 году. В основу легли реалии мира насекомых: Роббинс при помощи оригинального хореографического языка воплотил в танце совокупление самок богомола, откусывающих голову ненужным после полового акта самцам.

Крылова: «Американской хореографии в России не много. Если идет, то в основном Баланчин, а Роббинс, хоть и работал с ним в одной труппе много лет, имеет свой оригинальный стиль и язык. Сам Роббинс утверждал, что это история о племени амазонок, которые вынуждены подчиняться инстинктам».


Где

Большой театр, Новая сцена

Когда

9 февраля

Номинации

«Балет/спектакль, работа дирижера» (Игорь Дронов), «Женская роль» (Анастасия Сташкевич)

«Наяда и рыбак. Сюита», одноактный балет, хореография Александра Ширяева

Театр оперы и балета, Екатеринбург

«Наяда и рыбак» — классическая сюита, состоящая из танцев старого балета, который реконструировал хореограф Юрий Бурлака. Один из немногих специалистов по старинным классическим партитурам, он работает в архивах и музеях и старается восстановить танцы в том виде, в котором они были в XIX веке.

Крылова: «Жюль Перро, поставивший в 1843 году в лондонском Королевском театре „Ундину“, приехал в середине века в Петербург и сделал балет уже под названием „Наяда и рыбак“. Позже Мариус Петипа выпустил две редакции этого балета Перро, а в 1903 году появилась авторская версия Александра Ширяева. Именно ее имел в виду Бурлака, работая над сюитой, в которой собраны основные танцы. Балет показан в сжатом виде, что, возможно, даже пошло ему на пользу, так как в старых постановках, с точки зрения современного восприятия, было много пантомимной воды. Это очень интересная попытка показать зрителю исторически информированный балет».


Где

Большой театр, Новая сцена

Когда

14 марта

Номинации

«Балет/спектакль, работа дирижера» (Алексей Богорад), «Работа хореографа» (Юрий Бурлака), «Женская роль» (Екатерина Сапогова), «Мужская роль» (Александр Меркушев)

«Вторая деталь», одноактный балет на музыку Тома Виллемса

Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Москва

В конце 80-х годов ХХ века Уильям Форсайт предъявил изумленным зрителям Парижской оперы классический танец вне законов физики.

Крылова: «Этого знаменитого европейского хореографа в России ставят крайне мало, точечно. Редкий для нас спектакль „Вторая деталь“ несомненно заслуживает интереса, в том числе и как интереснейший вызов для классических танцовщиков музтеатра Станиславского. Форсайт пропускает классику через технику танца конца ХХ века. С одной стороны, на сцене показан пуантный танец, выворотный, как в классическом балете, но с другой — тела артистов работают совершенно иначе, у них задействованы другие группы мышц. И далеко не все классические танцовщики способны исполнить contemporary dance такого уровня, поэтому то театральное мужество, с которым они решают задачу, вызывает уважение».


Где

Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Когда

18 и 19 марта

Номинация

«Балет/спектакль»

«Зов начала», музыка Эльмира Низамова

Фонд культурных инициатив «Творческая среда» и театральный проект «Камень. Облако. Птица», Казань

Спектакль-посвящение драматической судьбе татарского языка в конце 20-х годов ХХ века, переведенного с арабской письменности на латиницу, а в 1939-м на кириллицу. На сцене всего один танцовщик, по периметру — четверо музыкантов с национальными инструментами и три певицы, нараспев произносящие утраченные буквы арабского алфавита.

Крылова: «Потрясающий солист Нурбек Батулла, отталкиваясь от звуков татарского языка, формирует свой танец. Это очень интересный проект. Сюжета как такового нет, но в современном танце его выражают метаморфозы телесных практик».


Где

Центр имени Вс. Мейерхольда

Когда

3 апреля

Номинации

«Современный танец/спектакль, работа хореографа» (Марсель Нуриев), «Мужская роль» (Нурбек Батулла)

«Коллекционер», режиссер и хореограф Ксения Михеева

Дом танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург

Ксения Михеева поставила балет-ужастик «Коллекционер» по мотивам повести грузинского режиссера и сценариста Левана Варази, который написал свой мистический триллер по заказу кинорежиссера Юрия Грымова.

Крылова: «Молодые люди попадают в место, где некий коллекционер заставляет их проходить квест, который неизвестно чем закончится. Они должны проявить себя, показать, люди ли они, могут ли взаимодействовать, испытать души и тела на прочность. По мере прохождения квеста нагнетаются тревога и ужас, на сцене удивительным образом — пластически — создается пугающая атмосфера неизвестности».


Где

Центр имени Вс. Мейерхольда

Когда

10 апреля

Номинация

«Современный танец/спектакль, работа хореографа» (Ксения Михеева)


Фотографии: обложка, 1 — Стас Левшин/Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова, 2 — Театр оперы и балета имени П. И. Чайковского, 3 — Дамир Юсупов/Большой театр

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Любовь и свобода: Как устроена «Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова
Любовь и свобода: Как устроена «Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова Анализируем одну из главных театральных премьер весны
Любовь и свобода: Как устроена «Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова

Любовь и свобода: Как устроена «Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова
Анализируем одну из главных театральных премьер весны

Вишневый ад: Зачем идти на оперу-комикс по Мамлееву и Чехову
Вишневый ад: Зачем идти на оперу-комикс по Мамлееву и Чехову Виктор Вилисов — о значении «Прозы» Раннева для усредненного москвича
Вишневый ад: Зачем идти на оперу-комикс по Мамлееву и Чехову

Вишневый ад: Зачем идти на оперу-комикс по Мамлееву и Чехову
Виктор Вилисов — о значении «Прозы» Раннева для усредненного москвича

Кашель не отпускает: Зачем «Волшебная гора» оставляет зрителя наедине с собой
Кашель не отпускает: Зачем «Волшебная гора» оставляет зрителя наедине с собой Спектакль предлагает залу погрузиться в глубокую рефлексию — соглашаются немногие
Кашель не отпускает: Зачем «Волшебная гора» оставляет зрителя наедине с собой

Кашель не отпускает: Зачем «Волшебная гора» оставляет зрителя наедине с собой
Спектакль предлагает залу погрузиться в глубокую рефлексию — соглашаются немногие

Димитрис Папаиоанну: «Зритель не должен понимать мои идеи»
Димитрис Папаиоанну: «Зритель не должен понимать мои идеи» Театральный режиссер — об экзистенциальной тьме, границах творчества и сходстве России и Греции
Димитрис Папаиоанну: «Зритель не должен понимать мои идеи»

Димитрис Папаиоанну: «Зритель не должен понимать мои идеи»
Театральный режиссер — об экзистенциальной тьме, границах творчества и сходстве России и Греции

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?