Александр ХРАМЧИХИН

Заместитель директора Института политического и военного анализа

Пока события на Украине до войны не дошли и, скорее всего, не дойдут, поэтому их влияние на мировой рынок вооружения может быть лишь косвенным. Однако силовые действия России в Крыму вызвали в Восточной Европе настоящую панику (особенно в странах Балтии), в Западной Европе — определённую тревогу. Политика Москвы воспринимается здесь совершенно однозначно — как агрессия с целью восстановления империи. При этом все европейские страны за последние два десятилетия сократили свои ВС до крайне незначительных величин, по отдельности сегодня большинство этих стран защитить себя не способны.

Поэтому нынешние события могут привести к изменению тренда — то есть к переходу Европы от разоружения к вооружению. Естественно, это приведёт к росту закупок ими вооружений как у собственного ВПК, так и в США. Однако такой вариант совершенно не гарантирован. Если дело так и не дойдёт до вооруженных столкновений и ситуация более или менее стабилизируется (пусть и в варианте потери Украиной Крыма), экономические соображения для европейцев в очередной раз возьмут верх и разоружение продолжится.

в Азии, Африке и Латинской Америке очень ценят силу. Не выдуманную Западом «мягкую», а традиционную жёсткую

Украина в постсоветский период являлась одним из главных мировых экспортёров оружия. При этом её собственные ВС, которые 22 года назад по своему боевому потенциалу занимали 3–4-е место в мире, сейчас практически уничтожены, что и подтверждается в ходе нынешних событий. В итоге страна могла бы превратиться из крупного продавца в не менее крупного покупателя вооружений (как у собственного ВПК, так и на Западе). Однако у Киева для этого просто нет денег. Надо помнить, что современная техника является очень дорогой. Более того, теперь даже боеприпасы стали очень дорогими.