Что происходит с торговыми центрами в России Супермаркет вместо Zara, расцвет фуд-кортов и инвестиции в холодильники

Что происходит с торговыми центрами в России

The Village продолжает рассказывать о том, как российский бизнес переживает «спецоперацию» и вызванные ею экономические проблемы: санкции, рост цен, усложнение логистики и уход мировых брендов. Мы писали, с какими сложностями сталкиваются рестораторы, что происходит с кофе и что ждет российский рынок крафтового пива. А теперь разбираемся, как в условиях кризиса и неопределенности живут торговые центры, которые стали для многих россиян практически ключевыми общественными пространствами.

Пандемия и «спецоперация»

В начале февраля сразу несколько консалтинговых агентств сообщили, что по результатам 2021 года в России введено рекордное количество новых торговых площадей. Например, по данным компании Cushman & Wakefield — 687 тысяч квадратных метров, в 1,5 раза больше, чем в 2020 году, и в 1,2 раза по сравнению с 2019 годом. Такой резкий рост аналитики объясняли отчасти отложенным спросом (когда девелоперы откладывали открытие объектов из-за пандемии), отчасти — постепенным восстановлением спроса на коммерческую недвижимость.

Пандемия действительно сильно ударила по сфере офлайн-торговли. В течение двух лет ТЦ в крупных городах во многих регионах, в том числе в Москве и Петербурге, были вынуждены несколько раз приостанавливать работу по требованию властей, а в периоды всплеска заболеваемости действовали и другие меры: QR-коды, масочный режим, ограничения заполняемости фуд-кортов и кинотеатров. В ноябре прошлого года после массового введения QR-кодов владельцы российских торговых центров подписали письмо на имя президента с просьбой включить ТЦ в список отраслей экономики, пострадавших от пандемии. В этом же письме они жаловались на снижение посещаемости и выручки на 60–80 %, после введения очередных ограничений, а президент Союза и член Совета предпринимателей Москвы Булат Шакиров рассказывал в интервью Forbes, что за 11 дней локдауна только торговые центры Москвы потеряли более 10 миллиардов рублей.

Последствия начавшейся «спецоперации» стали для индустрии новым испытанием и привели к снижению трафика. Как рассказал The Village Максим Левченко — управляющий партнер компании Fort Group, которая занимается развитием 15 моллов в Санкт-Петербурге и Москве, в большей степени это коснулось крупных торгово-развлекательных центров, которые лишились своих якорных арендаторов.

Максим Левченко

управляющий партнер компании Fort Group

 С российского рынка ушли основные иностранные бренды. Их магазины с начала марта стоят с темными витринами. Конечно, это привело к снижению трафика. Но надо понимать, что проблема коснулась крупных торгово-развлекательных центров, где присутствуют Inditex (компания, управляющая сетями Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear и другими — Прим. ред.), H&M, IKEA. Средние и малые ТЦ продолжают работать в обычном режиме. Сегодня все магазины, кроме тех, что представляют перечисленные иностранные бренды, работают с полным ассортиментом. И они, разумеется, продолжают оплачивать аренду помещений. Те, кто закрылся, тоже платят. Естественно, размер и сроки выплат с каждым партнером обсуждаются индивидуально. Да, поток снизился там, где закрылись большие «якоря». Для понимания: один лишь магазин «IKEA Сити», расположенный в ТРЦ «Европолис Ростокино» за день могли посещать около 10 тысяч покупателей, в выходные — еще больше.

Настроения во всех сегментах разные. У «Бургер кинга», например, дела пошли даже лучше после закрытия «Макдоналдса». Основной конкурент сам отвалился! Кинотеатры — отдельные тема. Как известно, Голливуд больше не предоставляет в России хитовые премьеры и блокбастеры, под которые и строились современные мультиплексы с их крутым звуком и видео. Условно, фильмам Тарковского или Балабанова все эти прибамбасы и навороты не нужны. Какое у кинотеатров настроение? Пока хреновое. Подождем. Возможно, Голливуд к осени вернется. Есть такая надежда.

 Санкции, которые уже оформлены юридически, полагаю, останутся надолго. Очень сомневаюсь, что их отменят сразу после заключения мира

Санкции не касаются работы ТЦ напрямую. Одежда, услуги, обувь не попали под какие-то запреты или ограничения. Многие иностранные компании сами приняли решение прекратить свою деятельность на время «военной спецоперации». Поэтому хочется верить, что в какой-то момент они сами же и примут решение возобновить работу в России. А вот те санкции, которые уже оформлены юридически, полагаю, останутся надолго. Очень сомневаюсь, что их отменят сразу после заключения мира.

В восстановление рынка я верю. Другое дело — потребительский спрос. Тут пока сложно что-либо прогнозировать. Денег сейчас в России много, а что будет через год, сказать сложно. Еще есть проблема курса валют. Товары, как правило, закупают за доллары. Рубль в феврале улетел за 120, в последние недели сильно укрепился. Но это происходит на ограниченном валютном рынке. К тому же импорт сильно ужался. Надо посмотреть, что будет с курсом ближе к лету.

Как «спецоперация» влияет на потребительское поведение россиян

После начала «спецоперации» в Украине, введения санкций и последовавшего за ними повышения цен соцсети и СМИ облетели фотографии очередей, выстроившихся в популярные магазины электроники, одежды и мебели. Горожане, кажется, скупали все подряд от стеллажей IKEA и оргтехники до футболок Uniqlo, лекарств, сахара и гречки. О том, что на самом деле происходило в торговых центрах и как менялась ситуация, The Village попросил рассказать Михаила Васильева — руководителя направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies, которая занимается анализом работы торговых моллов.

Михаил Васильев

руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies, эксперт в области анализа поведения потребителей

Как компания собирает данные для анализа

 У нас целый ряд есть источников, с помощью которых мы собираем исходную информацию о работе торговых центров. Мы используем как технологии автоматизированного сбора информации, так и данные наших партнеров, а также вполне классические приемы, например опросы.

Базовый показатель — система подсчета посетителей, специальные датчики, которые установлены как на входах в сами ТЦ, так и на входах к конкретным арендаторам. Все они считают посетителей. И мы по этим данным можем судить, выросла у нас посещаемость или упала, то же самое относится и к магазинам различных товарных категорий. Например, так мы узнаем, как на этой неделе изменилась посещаемость магазинов категории «Электроника и бытовая техника», «Парфюмерия и косметика» и тому подобное. Это можно делать очень оперативно, почти ежедневно обновлять информацию. Также мы используем целый блок инструментов, которые позволяют получать другие данные. Например, управляющие компании во многих торговых центрах собирают информацию о продажах своих арендаторов: данные о товарообороте, количестве чеков и среднем чеке и так далее. А с помощью анализа поведения мобильных устройств посетителей, находящихся в зоне Wi-Fi, можно отслеживать также время, которое люди проводят в торговом центре или в магазине, как часто возвращаются.

Как компания собирает данные для анализа

Cкрыть

Как менялась ситуация в торговых центрах после начала «спецоперации»

 Наверное, нужно начать с того, что по показателям посещаемости начало 2022 года было довольно оптимистичным. Например, в Москве посещаемость была либо на уровне 2021 года, либо даже чуть выше, где-то на 2–3 %. Дальше — 24 февраля, объявление о начале «специальной военной операции», с этого момента началось постепенное снижение посещаемости. Сейчас по нескольким последним неделям мы видим, что уровень Mall Index (количество человек на единицу арендопригодной площади ТЦ) в среднем на 7–9 % ниже, чем в аналогичные периоды прошлого года. Сейчас этот процесс снижения продолжается, очевидно, индустрия нащупывает некий новый коридор значений.

Вообще, надо сказать, что в 2014 году (после присоединения Крыма. — Прим. ред.) мы наблюдали похожие процессы. После заявления о санкциях в отношении России люди стали сокращать свои походы по магазинам. Разница в том, что сейчас это более заметное снижение потока посетителей. Тогда к этому времени посещаемость ТЦ снизилась примерно на 5 % относительно уровня предыдущего, 2013 года, сейчас показатель уже на 7–9% ниже аналогичных недель в 2021 году.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Как выглядят торговые центры после ухода из России десятков брендов

Читать 

Как россияне отреагировали на уход брендов и рост цен

 В течение марта мы могли наблюдать и некоторые локальные всплески активности потребителей. Особенно заметны они, если мы посмотрим данные не общей аудитории торговых центров, а информацию о том, что происходило внутри — по операторам различных товарных категорий.

Например, если взять категорию Fashion Retail — магазины одежды и обуви, — там в конце февраля — начале марта посещаемость магазинов снизилась, но потом на короткое время снова выросла. Это как раз происходило на фоне сообщений о том, что многие международные ретейлеры в данном сегменте приостанавливают работу или уходят с российского рынка. Но все это была, конечно, не долгосрочная история: люди пришли, потратили деньги и пока в большинстве своем снова не вернулись.

В сегменте «Электроника и бытовая техника» ситуация была немного другой. Здесь такого серьезного ухода сетей с рынка не было. И основным фактором, влиявшим на поведения потребителей, стали цены. Цены начали расти очень быстро, на этом фоне увеличилось и количество посетителей, и средний чек, и товарооборот магазинов. То есть люди пытались спасти свои сбережения, покупая технику. Нечто подобное мы наблюдали и в 2014 году. Кто-то покупал то, что планировал купить позже, кто-то совершал инвестиционные покупки: люди приходили и покупали условно два холодильника. А позднее мы видели эту технику, выставленную, например, на Avito.

В сегменте электроники товарооборот рос примерно с 24 февраля до середины марта. Но последние несколько недель наблюдается снижение. То есть снова люди пришли, потратили деньги и пока больше активно технику не покупают.

Аптеки — там ситуация была похожая, но динамика более резкая. Был рост цен, был очень резкий всплеск посещаемости и рост среднего чека и товарооборота. Здесь очевидно, что дополнительное влияние оказал страх дефицита жизненно важных лекарств из-за возможного нарушения поставок. Сейчас и в этой категории мы видим снижение показателей.

Интересно что в категории «Парфюмерия и косметика» снижение основных показателей рынка меньше, чем, например, по одежде и электронике, — здесь может работать так называемый эффект губной помады, когда в условиях стресса и экономии люди стремятся делать себе маленькие поддерживающие подарки.

Как росли цены

 Рост цен происходил неравномерно в разных сегментах рынка. Например, средневзвешенная цена в магазинах электроники и бытовой техники в первую неделю после начала «спецоперации» выросла на 2 % по сравнению с периодом начала года, на следующей неделе — было уже плюс 18 %, на третьей — плюс 31 %. А вот дальше, в последующие недели резкий рост остановился — 32, 31, 28 % к базовому периоду соответственно. Цены выросли и держатся примерно на одном уровне.

В категории одежды и обуви ситуация похожая. В первую неделю, на которую выпало 24 февраля, цены были ниже, чем в базовый период, примерно на 3 %. Но вот уже вторая неделя — это плюс 3 %, дальше — плюс 14 %, плюс 25 и 29 %, после этого рост заканчивается и цены колеблются на уровне плюс 28–29 %.

Сейчас люди перешли к сберегательной модели потребительского поведения. Покупают в основном повседневные необходимые вещи, но дорогих покупок больше не делают. Это подтверждают и данные по среднему чеку. Вот, например, фэшн-ретейл: максимум у нас пришелся на неделю с 7 по 13 марта, когда рост цен на основную группу товаров еще не достиг максимума — это было примерно плюс 14 % к уровню начала года, а средний чек в тот момент был уже максимальный — плюс 44–45 %, а товарооборот увеличился на 101 % по сравнению с началом года. Потом цены еще немного подросли, но это уже не привело ни к росту среднего чека, ни к росту товарооборота, людей стало меньше в магазинах, и тратят они меньше.

Снижаются ли цены сейчас, после укрепления рубля

 Заметного снижения цен я не вижу. Скорее, наблюдается стагнация. Думаю, причина в том, что здесь уже другие факторы действуют — не только курс рубля. Многие логистические цепочки нарушены. Ряд игроков с рынка ушел. Мы не можем быть уверены, что это впоследствии не вызовет временного товарного дефицита по крайней мере в отдельных категориях. А если дефицит будет, то в ряде случаев мы сможем увидеть дальнейший рост цен.

Куда теперь ходят посетители ТЦ

 Среднее время, которое люди проводят в ТЦ, сейчас снизилось. Например, в Москве, если сравнивать с показателями прошлого года, мы видим снижение примерно на 3 % — это не очень много, но все равно показательно. А если мы будем говорить только о крупных объектах, которые как раз больше всего пострадали от ухода международных арендаторов, то там это снижение уже достигло 9 %.

Сейчас мы можем констатировать, что вот эта синергия, когда группа ключевых магазинов приводит в ТЦ людей, а дальше эти люди расходятся по другим арендаторам, сейчас во многом нарушилась. Выросла доля целевых визитов, когда человек приходит за тем, что ему нужно, покупает и сразу покидает ТЦ. Сокращается количество посещаемых магазинов в рамках одного визита. Хорошей иллюстрацией нарушения этой привычной синергии могут быть продуктовые магазины. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года их посещаемость практически не изменилась. То есть продуктовые гипер- и супермаркеты остаются «якорями», продолжают генерировать поток людей, но вот на посещаемость других арендаторов это уже не так заметно влияет.

Что происходит с кинотеатрами и фуд-кортами

 Есть такой феномен в экономике, который я уже упоминал, — эффект губной помады. Это когда в условиях кризиса, когда все в целом плохо и грустно и человек не может позволить себе какую-то дорогую покупку, он все-таки старается себя чем-то порадовать и поддержать, покупает что-то небольшое, но приятное. Это паттерн поведения. Вы пошли в ТЦ: условную шубу не купили, но купили себе духи, помаду или что-то еще такое, что не образует в вашем бюджете дыры. В нашем случае такой эффект влияет, например, на посещаемость и показатели фуд-кортов. Они пока не так сильно страдают сейчас. Потому что люди могли раньше прийти и что-то купить себе, а теперь им из радостей осталась только возможность посидеть на фуд-корте, что-то съесть.

Если зайти в крупный торговый центр, это даже визуально заметно: посещаемость фуд-кортов пока не изменилась — в отличие, кстати, от обычных ресторанов. Если мы говорим о Москве и Санкт-Петербурге, других городах-миллионниках, то там посещаемость ресторанов среднего или среднего+ сегмента с собственным залом снижается. А в случае с фуд-кортами я снижения не вижу.

С кинотеатрами пока все сложнее. Они тоже были «якорями» и могли бы стать еще одним способом приятно провести время без серьезных затрат, но здесь сыграло роль ограничение проката. То есть если показывать нечего, то и с продажами билетов все плохо. Как это будет дальше развиваться, посмотрим.

Что будет с ТЦ в будущем

 Часть операторов ушла или приостановила деятельность (и, возможно, также уйдет). Это коснулось значительной части галерей торговых центров, особенно торговых центров крупного и очень крупного формата. Сейчас многие обсуждают возможность прихода турецких, китайских сетей, в целом брендов из стран Юго-Восточной Азии. Сейчас доля таких игроков по занимаемым в ТЦ площадям составляет примерно 3 %. Теоретически есть возможность эту долю увеличить. Но это процесс в любом случае не быстрый. То есть все равно, если большая часть игроков, которые заморозили сейчас деятельность, не вернутся, мы будем иметь существенный уровень вакантных площадей. Быстро их заместить не удастся.

В этом промежутке может быть теоретически использован опыт отдельных стран Латинской Америки, где площади торговых центрах сдают различным объектам муниципальных структур. Скажем, есть у нас сервис «Мои документы», он достаточно широко представлен в наших ТЦ — такого рода операторы могут увеличить свое присутствие в качестве арендаторов.

Безусловно, мы говорили, что люди хотят какие-то радости получать и какие-то небольшие деньги все равно будут на это тратить. Соответственно, возможно увеличение доли арендаторов, связанных с развлечениями. С какими конкретно — сейчас не скажу, потому что это будет зависеть от того, сколько денег у людей будет. Но условно при позитивном сценарии доля фуд-кортов может быть увеличена.

При этом кризис будет по-разному влиять на разные торговые центры. Крупные игроки будут страдать сильнее, районные ТЦ — в меньшей степени. Локальные объекты как устроены: там может быть один основной оператор — какой-нибудь крупный супермаркет, он может обеспечивать до 70 % потока посетителей.

Вот с большими ТЦ все сложнее, я думаю, что количество вакантных площадей в них при негативном сценарии может достичь и 40 %. И здесь многое будет зависеть от внешней поддержки индустрии, я даже говорю не о прямой поддержке государства, но о правильной политике в этой области. Торговые центры будут в любом случае одной из пострадавших сторон. Арендаторы сейчас уже приходят и просят скидку на аренду, аргументируя это различными проблемами, возникшими из-за изменений макроэкономической конъюнктуры. И торговые центры вынуждены эти скидки давать. Здесь нужно выстраивать взаимодействие, приходить к взаимовыгодным решениям, помня, что если с рынка уйдут качественные торговые центры, то от этого, в свою очередь, начнет страдать и розница.

Обложка: Глаша Карелина

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Сооснователь AF Brew — о том, что ждет российский рынок пива
Сооснователь AF Brew — о том, что ждет российский рынок пива Приостановка импорта, повышение цен, проблемы с поставками и кенселинг
Сооснователь AF Brew — о том, что ждет российский рынок пива

Сооснователь AF Brew — о том, что ждет российский рынок пива
Приостановка импорта, повышение цен, проблемы с поставками и кенселинг

«По-видимому, теперь мы будем пить кофе попроще»
«По-видимому, теперь мы будем пить кофе попроще» Исполнительный директор Sibaristica — о том, что происходит с кофе в России
«По-видимому, теперь мы будем пить кофе попроще»

«По-видимому, теперь мы будем пить кофе попроще»
Исполнительный директор Sibaristica — о том, что происходит с кофе в России

«Главная проблема барной индустрии сейчас — не деньги, а моральный дух»
«Главная проблема барной индустрии сейчас — не деньги, а моральный дух» Артем Перук — о жизни El Copitas Bar на фоне «спецоперации»
«Главная проблема барной индустрии сейчас — не деньги, а моральный дух»

«Главная проблема барной индустрии сейчас — не деньги, а моральный дух»
Артем Перук — о жизни El Copitas Bar на фоне «спецоперации»

Тэги

Новое и лучшее

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

Повестка: Что делать, если останавливают и вручают на улице

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

От айфона до iHerb: Как сейчас заказать из-за рубежа одежду, технику и витамины

Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли

Первая полоса

Студент журфака МГУ устроил Z-акцию. Как на это отреагировали его однокурсники и вуз

Я остаюсь и не хочу умирать

Я остаюсь и не хочу умирать

Я остаюсь и не хочу умирать

Я остаюсь и не хочу умирать

Я уезжаю прямо сейчас

Я уезжаю прямо сейчас

Я уезжаю прямо сейчас

Я уезжаю прямо сейчас

Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли
Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли
Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли

Генштаб разъяснил, кого будут призывать. Главное, что мы поняли

Россияне продолжают поджигать военкоматы

Когда закроют границу? Вот все версии

Кинотеатр в Казахстане предложил ночлег россиянам

Минобрнауки: Аспиранты тоже имеют право на отсрочку от мобилизации

Более 790 задержанных: Итоги субботних протестов против мобилизации

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»

Срочно в Армению
Срочно в Армению Экстренные советы по эмиграции
Срочно в Армению

Срочно в Армению
Экстренные советы по эмиграции

Четвертый день мобилизации в России. Собрали несколько историй

«Видите этот гондон?», — блогерка Рина Рамзаева ответила пропагандистам, объясняющим, почему не надо бояться мобилизации

Из AppStore пропало приложение с картами «2ГИС»

Срочно в Грузию
Срочно в Грузию Экстренный гид по эмиграции
Срочно в Грузию

Срочно в Грузию
Экстренный гид по эмиграции

Финляндия готовится запретить российским туристам въезжать в страну по любым шенгенским визам. Собрали главное

Студентам-медикам в Петербурге неожиданно заменили плановые предметы на «экстренную хирургию и неотложную помощь»

Уклонистам точно будут давать убежище в Германии — Deutsche Welle

Норвегия приостановила упрощенный визовый режим с Россией

Минобороны: Каких специалистов не коснется мобилизация

Репатриация по телефону. «Сохнут» запустил горячую линию

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

«Просыпайся, бабушка, мне уже не стыдно». Как устроена русская ура-патриотическая поэзия

После резонанса в СМИ в Москве не будут мобилизовать работника Сбербанка, который не служил в армии

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

В Петербурге пришли с обысками к фигурантам дела «Весны», журналистке SOTA и фем-активистке

ЦБ: Родственникам мобилизованных тоже сделают более лояльные условия погашения кредита

В Улан-Удэ забирают студентов-мальчиков прямо с занятий

«ВКонтакте» заблокировала группу «Лета в пионерском галстуке»

Задержанным на митинге против мобилизации вручили повестки прямо в отделе полиции

Во Внуково начали допрашивать вылетающих мужчин. В петербургском Пулково — тоже

Сыновьям Пескова и Мишустина позвонили с предложением явиться в военкомат
Сыновьям Пескова и Мишустина позвонили с предложением явиться в военкомат
Повестка: Что делать, если останавливают и вручают на улице
Повестка: Что делать, если останавливают и вручают на улице Или приглашают в военкомат через «Госуслуги»
Повестка: Что делать, если останавливают и вручают на улице

Повестка: Что делать, если останавливают и вручают на улице
Или приглашают в военкомат через «Госуслуги»

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему? «Приехали и все время плачут»
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
«Приехали и все время плачут»

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Журналиста «Соты» выгнали с митинга в поддержку референдумов. Позже к нему пристали двое парней

Работодатели должны будут расторгнуть контракт с призванными в армию гражданами

Что известно о протестных акциях в России к 16:40

Совет Федерации: Выпускники военных кафедр не приравниваются к тем, кто прошел военную службу

Экс-сотрудница Первого канала отказалась от госнаград

Писатель Борис Акунин — о мобилизации

Провластным политикам, похоже, тоже нужны объяснения про мобилизацию

С сайта карты «Мир» пропало упоминание о возможности платить ей за границей

Алексей Навальный — о мобилизации

Как другие страны реагируют на мобилизацию в России

Закрывают ли границы? Рассказываем, что известно на данный момент
Закрывают ли границы? Рассказываем, что известно на данный момент
Закрывают ли границы? Рассказываем, что известно на данный момент

Закрывают ли границы? Рассказываем, что известно на данный момент

Сотрудникам «Сбербанка» пришло письмо о мобилизации. Об этом The Village рассказали работники компании

Повестки не будут приходить через Госуслуги — Минцифры

«Это неправда, это чушь»: что говорил Кремль о возможной мобилизации до ее объявления

Список: Организации, которые помогают призывникам и военнослужащим

Оппозиция призвала к акциям протеста против мобилизации. Полиция уже готовится

Путин объявил мобилизацию с сегодняшнего дня. На фронт отправят запасников, отслуживших срочную или контрактную службу

Мобилизация, военное положение, военное время — что все это значит? Началось?

Reuters: PepsiCo прекратила производить напитки в России

Осенние концерты группы «Сплин» отменили в пяти городах России

Загранпаспорта на 10 лет снова выдают в посольствах

Инициатива дня: Онлайн-забег в поддержку жертв домашнего насилия