5 декабря, суббота
Нижний Новгород
Нижний Новгород
Войти

Мария Пиотровская — о том, как в России игнорируют дислексию у детей «Надо быть для ребенка человеком, который в него верит»

Мария Пиотровская — о том, как в России игнорируют дислексию у детей

Четыре года назад Мария Пиотровская уволилась с должности председателя совета директоров крупного банка и основала Ассоциацию родителей и детей с дислексией. Мария столкнулась с этой особенностью, когда ее дочь училась в начальных классах. Учеба давалась трудно, но никто не мог понять, в чем проблема. Слово «дислексия» Мария услышала случайно — не от логопеда или психолога, а от репетитора. Несмотря на то что дислексия встречается у каждого пятого человека, в России 61 % опрошенных не знает об этой особенности.

Мария с нуля создала индивидуальную образовательную систему для дочери, после чего захотела, чтобы помощь специалистов и эффективные методики обучения стали доступны детям с дислексией по всей России. The VIllage поговорил с Марией Пиотровской о том, как учителя и родители относятся к этой особенности и что делать, если вам кажется, что ваш ребенок часто ленится или издевается над вами.

Чем отличаются дети с дислексией от обычных и как дети с дислексией становятся жертвами буллинга

— Опишите ребенка с дислексией. Какой он? Как ему живется?

— Вспомните, наверняка у вас в школе был одноклассник — такой заводила с хорошим чувством юмора, сидящий где-то на задней парте и вечно получающий тычки от педагога. Он постоянно шутит, ярко проявляет себя на творческих вечерах, притягивает внимание всего класса. Но как контрольная работа или сочинение — у него много ошибок, при этом пятерка за содержание и педагог даже зачитывает его работы перед всем классом как пример. Это ребенок, который вечно где-то что-то забывает: ушел в красной куртке, пришел в синей, ушел со сменкой, пришел без. Он сидит в классе и смотрит в окно, отвлекается, не может удерживать внимание. Его просят прочитать вслух — начинает спотыкаться, угадывать слова, а потом отшучивается — компенсаторно защищает себя. Интеллект у ребенка, которого мы описываем, чаще всего высокий. Но если обычному ученику говорят «запомни» — он запомнил, «прочитай» — он прочитал, то нашему ребенку нужно потратить в десятки раз больше усилий, чтобы научить себя учиться.

 Дети с дислексией для того, чтобы публично прочитать текст вслух, заучивают его наизусть заранее

Изначально дислексия не влияет на социальные отношения человека, но из-за того, что в школе и дома этих детей не понимают, ругают, буллят, у них появляются проблемы в социализации. Во многих сочинениях, которые нам прислали дети с дислексией для выставки, они пишут, что боятся знакомиться с людьми и заводить новых друзей. Они все время думают, что их обидят, оскорбят, что у них что-то не получится. Если у такого ребенка нет поддержки, очень часто это заканчивается тяжелыми неврозами, психологическими срывами и даже противоправным поведением — уже с 14 лет. Если социум тебя не принимает, у тебя два варианта: скиснуть или бороться против всех.

Если родители и школа поддерживают такого ребенка, к девятому классу ему становится проще. К этому времени он уже привыкает быть двоечником, но за годы учебы находит инструменты, чтобы заставить себя запомнить или понять сложную информацию. Например, дети с дислексией для того, чтобы публично прочитать текст вслух, заучивают его наизусть заранее. Такие дети не ленивы, они всегда активны — только активны в том, что у них получается.

Смирнова Василиса, 8 лет. «Живые буквы: буква З»
 Борщ Михаил, 10 лет. «Дыма и бувка Т»
Маша, 7 лет
Скорикова Элина, 10 лет

— Получается, что родители и учителя, которые могут даже не знать об этой особенности ребенка, проявляют неприятие и буллинг. Насколько это типичная картина в нашей стране?

— Это очень типичная картина. Представьте: родители искренне считают, что если они умеют читать, то смогут и ребенка научить читать. Это и моя ошибка: в пять лет дочки я села учить ее читать. Я не логопед или нейропсихолог, поэтому просто увидела, что что-то не то. Зачастую родители не видят проблемы у ребенка и думают, что он издевается или ленится. Я слышала массу рассказов родителей и детей о том, как папы садятся с ребенком учить английские слова, а в итоге в гневе выбивают рукой дырку в двери. Если родитель не профессионал и никогда не слышал о дислексии, он не может понять, что происходит. Он смотрит на своего умного ребенка, который секунду назад рассуждал на любые критические темы в свои семь лет — и вдруг не может решить простейшую математическую задачу: яблоко туда — яблоко сюда. В девяти случаях из десяти родители скажут: «Ты что, издеваешься? Ты почему не можешь понять элементарных вещей?» Еще хуже — наорут, назовут лентяем или дебилом.

В школе то же самое. Педагоги действуют по инструкциям и протоколам. Их сложно судить: в классе 33 ребенка — как учитель может разобраться, что у одного есть особенность и к нему нужен другой подход? При этом учитель не понимает причины, а даже если понимает, у него не хватает сил, чтобы справиться. Логопеда в школе нет, что ему делать? Учитель будет раздражаться, ведь он тоже человек, поэтому буллинг — неизбежная вещь. Обычно ребенка с дислексией просто заставляют: «Давай, читай вслух». А у него буквы прыгают перед глазами. Учитель возмущается, публично ставит двойку, все одноклассники смеются. Еще учителя любят показывать всему классу диктанты с ошибками: «30 ошибок в одном тексте, какой кошмар!» Это приводит к мощному внутреннему надрыву у ребенка.

Что делать родителям и как правильно учить детей

— Что нужно сделать, чтобы изменить отношение к детям с дислексией в школе?

— Дислексия — это то, с чем можно справиться. Но для этого педагог должен быть соответствующим образом подготовлен. До последнего времени у учителей не было протоколов с рекомендациями как-то иначе относиться к ребенку с дислексией. Сейчас у нашей Ассоциации есть курс повышения квалификации для педагогов государственного образца, есть методичка, которую министерство просвещения разослало по всем школам. Первое, что должен сделать педагог, — отправить ребенка к логопеду. Раньше только дети, получившие справку психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или справку об ограниченных возможностях здоровья, имели право на занятия с логопедом. По новым правилам школа обязана иметь одного логопеда на 25 детей с речевыми нарушениями для бесплатных занятий — без всяких справок.

 Дислексия — это индивидуальная особенность, которая проявляется по-разному: у кого-то трудности с математикой, у кого-то — с чтением

— Вы сейчас рассказали о курсе и методичке для педагогов, а как действовать родителям? Как надо воспитывать детей с дислексией?

— Самый первый родительский лайфхак, который точно работает, — слышать ребенка. Если ребенок не может справиться с текстом или другим заданием, которое в его возрасте обычно выполняют без труда, нужно поверить, что ему сложно и дело не в лени. Когда ребенок говорит, что у него болит голова, мы относимся к этому со вниманием, трогаем лоб, измеряем температуру. А когда ребенок говорит: «У меня не получается читать», — мы отвечаем: «Читай больше». А надо сходить на консультацию к логопеду. Уже в три года по отдельным признакам можно понять, есть ли у ребенка дислексия.

Еще один совет — быть на стороне ребенка. Это то, о чем рассказывают успешные известные люди с дислексией, — об этом же писал Черчилль в своих воспоминаниях. Они все говорят: «Рядом со мной был человек, который мне верил, который меня понимал». Надо быть таким человеком для ребенка. Когда учитель будет говорить: «Ваш-то не сидит, не пишет, ленится», не надо стесняться ребенка и вставать на сторону педагога. Ругаться с ним, конечно, тоже не стоит, нужно занять активную позицию: «Я выясню, мы разберемся, порекомендуйте, куда сходить». Если ребенок получает двойки и тройки, это не говорит ничего о его интеллекте, это говорит о том, что что-то не так в системе образования.

Не заставляйте ребенка читать, будьте гибкими. Самый популярный совет для родителей, которые воспитывают ребенка с дислексией, — читайте ему вслух и включайте аудиокниги. У ребенка просто мир изменится! Старайтесь не стесняться того, что ваш ребенок не читает, как вы: разрешите ему смотреть кино, слушать аудиокниги, рассказывайте сами, визуализируйте. Детям с дислексией сложно зубрить текст, который написан в учебнике истории, тяжело читать произведения по литературе. Мы с дочерью, например, для того, чтобы она обдуманно писала сочинение о каком-то литературном произведении или лучше поняла тему по истории, раскатывали обои на полу и рисовали на них схемы. Дочка сама вырезала, наклеивала какие-то элементы, и в ее голове все постепенно складывалось, а когда она садилась писать сочинение, у нее уже была полноценная картина.

 Стали появляться специалисты, которые по отпечатку пальца определяют, есть ли у человека дислексия, а также обещают с помощью физкультуры решить вопрос с дислексией

Если учитель и директор не идут вам навстречу, позвоните в наш центр за бесплатной консультацией. Люди, которые это сделали, потом пишут: «Моя жизнь с ребенком разделилась на две части — до звонка в центр и после». На второй консультации родители присылают фотографии работ детей и результаты специального лого-диктанта, а эксперты дают обратную связь: есть ли логопедические нарушения и какие. Дислексия — это индивидуальная особенность, которая проявляется по-разному: у кого-то трудности с математикой, у кого-то — с чтением. Кстати, внутри нашего онлайн-курса повышения квалификации для педагогов есть отдельный модуль для родителей — он доступен всем регионам.

Но самое главное — вообще знать об этой проблеме. Три года назад мы провели опрос, согласно которому 61 % ничего не знает о дислексии. Двадцать — тридцать лет назад никто не знал про СДВГ, никто не думал о том, почему ребенок непоседа. Сейчас об этом широко известно, люди изучают методики и лайфхаки воспитания таких детей. Мы поставили перед собой задачу: чтобы о дислексии знали все. Благодаря этому специалисты смогут обучаться, родители — менять стратегии воспитания, а дети — пользоваться в школе правом на послабления, связанные с дислексией.

Когда мы основали ассоциацию, то в первую очередь объединили ученых: для нас было важно, чтобы общественная деятельность подкреплялась серьезной базой. В нашей ассоциации появился экспертный совет, который взял на себя методическую, научную часть работы. Благодаря нашей информационной кампании много людей увидели в этой теме перспективу — активизировались и мошенники. Стали появляться специалисты, которые по отпечатку пальца определяют, есть ли у человека дислексия, а также обещают с помощью физкультуры решить вопрос с дислексией. Самое ужасное — обещают решение проблемы за две недели и за безумные деньги — 250 тысяч рублей.

— Вы упомянули о послаблениях, которые могут получить дети с дислексией в школе. Расскажите подробнее.

— Существуют индивидуальные, адаптированные к потребностям ребенка программы обучения, которые обязана предоставить школа, если ребенок имеет трудности, подтвержденные специалистом.

Прежде всего родитель должен обратиться за помощью к логопеду и психологу. Они разрабатывают индивидуальные программы для детей с трудностями в обучении. Этих специалистов оплачивают не родители — государство гарантирует бесплатную помощь. Родители могут получить решение о том, что ребенку нужно обучение по адаптированной программе, занятия со специалистами, особая система оценки и льготы на экзаменах, обратившись в ПМПК. Школа должна выполнить решение комиссии. Если родители не идут на комиссию, ребенок тоже должен получить помощь в школе, но объем ее будет небольшой, да и не всегда в школе есть логопед. Тогда надо обращаться в городские психолого-педагогические центры, где помощь оказывают бесплатно.

Как построить идеальную школу для дислексиков

— В одном видео вы сказали, что учение должно приносить радость. Это реально с существующей в нашей стране системой образования?

— Учение должно приносить удовольствие и радость, потому что это познание мира. В текущей системе это невозможно, но для своей дочери я создала идеальный мир: она ушла из дневной школы и перешла на домашнее обучение. Когда с ней стали работать специалисты, которые хорошо знают об этой особенности, она начала блестяще заниматься и писала в своих сочинениях: «Впервые меня стали понимать».

— Почему вы забрали дочь из дневной школы?

— Первые два года в школе были просто мукой. Я видела, что дочке тяжело, но не могла понять, в чем дело. Мы поменяли школу, потом перешли в частную загородную школу, где мало детей, хороший вдумчивый педагог и есть логопед-психолог, — но даже там мне не сказали слова «дислексия». Просто парадокс какой-то. А сказал мне об этом репетитор по английскому языку.

Самым болезненным в школе для дочери были насмешки. Она очень уверенный в себе человек с нормальной самооценкой, но на уроках учителя хихикали, нависали над ней: «Ты что, не можешь это сделать?» И она начала постоянно болеть. Она приходила из школы и говорила: «Я туда больше не пойду». Когда я услышала от учителей конкретные наезды на ребенка, я попыталась бороться, привела специалиста, а мне сказали, что мне заняться нечем. Я билась несколько лет, тратила столько сил, моя дочь так все это переживала, но я поняла, что не могу ничего сделать. Тогда мы ушли на домашнее обучение и сами выстроили совершенно другую систему подачи информации — и человек просто расцвел на глазах.

Сейчас моей дочери 17 лет. Она уже выбрала профессию: решила, что будет нейропсихологом. Это объяснимо, потому что она сама через это прошла, видела, как работаем мы с коллегами, принимала участие во всех наших тестах, выступала на конференциях и рассказывала о сложностях, которые испытывают дети с дислексией в школе.

 Ребенок может с телефона зайти на сайт, пройти диагностический тест, получить результат, а дальше — получить индивидуальный план онлайн-обучения

— Можно ли построить в России такую идеальную систему для большого количества детей с дислексией?

— Мы сейчас думаем о том, как сделать эту идеальную школу. Она должна быть дистанционной, с видеозанятиями и иметь две составляющих. Первая — преподавание предметов не только с соблюдением государственных стандартов, но и с учетом индивидуальных программ для детей с дислексией. Вторая — параллельная дистанционная работа наших нейропсихологов и логопедов. Наши ученые разработали системы диагностики дислексии и других трудностей обучения. Ребенок может с телефона зайти на сайт, пройти диагностический тест, получить результат, а дальше — получить индивидуальный план онлайн-обучения, включиться в группу и начать обучение. Дополнительно ребенок будет получать помощь специалиста нашего центра, чтобы учебный процесс был для него легче и эффективнее. Такой образовательный центр будет доступен всем регионам. И это позволит сделать так, чтобы учение было для ребенка действительно в удовольствие.

— К какому результату должен стремиться родитель, помогая ребенку с дислексией?

— Большая цель, точка Б для родителя — чтобы ребенок на момент, когда он будет готов определяться с профессией, был уверен в себе и выбрал именно то, чем хочет заниматься. Чтобы он делал выбор не потому, что его отторгла школьная система, у него были сплошные двойки и пришлось пойти работать туда, куда «жизнь заставила». Это не значит, что он обязательно должен поступить в вуз, но он должен осознавать свое стремление и иметь возможность ему следовать. Если хочет — будет ветеринаром, хочет — поваром, главное — по своему желанию.

Наш экспертный совет сейчас входит в состав рабочей группы нацпроекта Счетной палаты, который называется «Школьная неуспешность». У нее есть совершенно официальные подсчеты, согласно которым, если не детей подкручивать под образование, а образование менять и модернизировать, доля неуспешных учащихся снизится, что приведет к росту ВВП страны на 4–6 %. Столько интеллекта пропадает из-за ригидности школьной системы, столько подростков начинают прогуливать школу, где их не понимают, уходят в девиацию, наркоманию, хулиганское поведение. Когда уже взрослый человек профессионально с удовольствием занимается своим делом, тем, что у него хорошо получается и к чему он пришел сам, это в конечном итоге сказывается и на уровне экономики страны.

Фотографии: Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией

Share
0
скопировать ссылку

Читайте также:

Мамы — о том, как бороться с родительским выгоранием
Мамы — о том, как бороться с родительским выгораниемТанцевать, спать и принимать себя любой
Мамы — о том, как бороться с родительским выгоранием

Мамы — о том, как бороться с родительским выгоранием Танцевать, спать и принимать себя любой

Почему стоит отказаться от воспитания «настоящих мужчин»
Почему стоит отказаться от воспитания «настоящих мужчин»Традиционные практики воспитания мальчиков создают проблемы в будущем
Почему стоит отказаться от воспитания «настоящих мужчин»

Почему стоит отказаться от воспитания «настоящих мужчин» Традиционные практики воспитания мальчиков создают проблемы в будущем

Кто такие онлайн-няни и как они работают
Кто такие онлайн-няни и как они работаютРассказывают няни и родители
Кто такие онлайн-няни и как они работают

Кто такие онлайн-няни и как они работают Рассказывают няни и родители

«У нашей дочери ихтиоз»
«У нашей дочери ихтиоз»Родители ребенка с генетическим заболеванием — о семье, принятии и любви
«У нашей дочери ихтиоз»

«У нашей дочери ихтиоз» Родители ребенка с генетическим заболеванием — о семье, принятии и любви

Мамы — о том, как бороться с родительским выгоранием
Мамы — о том, как бороться с родительским выгораниемТанцевать, спать и принимать себя любой
Мамы — о том, как бороться с родительским выгоранием

Мамы — о том, как бороться с родительским выгоранием Танцевать, спать и принимать себя любой

Почему стоит отказаться от воспитания «настоящих мужчин»
Почему стоит отказаться от воспитания «настоящих мужчин»Традиционные практики воспитания мальчиков создают проблемы в будущем
Почему стоит отказаться от воспитания «настоящих мужчин»

Почему стоит отказаться от воспитания «настоящих мужчин» Традиционные практики воспитания мальчиков создают проблемы в будущем

Кто такие онлайн-няни и как они работают
Кто такие онлайн-няни и как они работаютРассказывают няни и родители
Кто такие онлайн-няни и как они работают

Кто такие онлайн-няни и как они работают Рассказывают няни и родители

«У нашей дочери ихтиоз»
«У нашей дочери ихтиоз»Родители ребенка с генетическим заболеванием — о семье, принятии и любви
«У нашей дочери ихтиоз»

«У нашей дочери ихтиоз» Родители ребенка с генетическим заболеванием — о семье, принятии и любви

Комментарии

0 комментариев
Комментировать

Тэги

Сюжет

Люди

Новое и лучшее

Удачные покупки наших читателей: котенок за сто рублей, новая работа и идеальный выпускной

Все по делу: кому подходит центр увлечений «МЕГА ДЕЛО»?

SP4K и Rico Nasty, «Ширли» и книга про красноречивых рыб

Добавить паназиатскую кухню к классическим блюдам в авторском прочтении

Живи без остатка: современные возможности связи по-новому

Первая полоса

Удачные покупки наших читателей: котенок за сто рублей, новая работа и идеальный выпускной
Спецпроект
Удачные покупки наших читателей: котенок за сто рублей, новая работа и идеальный выпускной
Удачные покупки наших читателей: котенок за сто рублей, новая работа и идеальный выпускной
Спецпроект

Удачные покупки наших читателей: котенок за сто рублей, новая работа и идеальный выпускной

Все по делу: кому подходит центр увлечений «МЕГА ДЕЛО»?
Спецпроект
Все по делу: кому подходит центр увлечений «МЕГА ДЕЛО»? Как развиваться в своем деле, открыть бизнес и где проводить активный досуг в Нижнем?
Все по делу: кому подходит центр увлечений «МЕГА ДЕЛО»?
Спецпроект

Все по делу: кому подходит центр увлечений «МЕГА ДЕЛО»? Как развиваться в своем деле, открыть бизнес и где проводить активный досуг в Нижнем?

SP4K и Rico Nasty, «Ширли» и книга про красноречивых рыб
SP4K и Rico Nasty, «Ширли» и книга про красноречивых рыбЛучшие альбомы, фильмы и книги первой недели декабря
SP4K и Rico Nasty, «Ширли» и книга про красноречивых рыб

SP4K и Rico Nasty, «Ширли» и книга про красноречивых рыб Лучшие альбомы, фильмы и книги первой недели декабря

Добавить паназиатскую кухню к классическим блюдам в авторском прочтении
Промо
Добавить паназиатскую кухню к классическим блюдам в авторском прочтенииКак меняется ресторан-стейкхаус Mitrich
Добавить паназиатскую кухню к классическим блюдам в авторском прочтении
Промо

Добавить паназиатскую кухню к классическим блюдам в авторском прочтении Как меняется ресторан-стейкхаус Mitrich

Живи без остатка: современные возможности связи по-новому
Промо
Живи без остатка: современные возможности связи по-новому
Живи без остатка: современные возможности связи по-новому
Промо

Живи без остатка: современные возможности связи по-новому

Небольшая однушка с коллекцией современного искусства и видом на замок
Небольшая однушка с коллекцией современного искусства и видом на замок
Небольшая однушка с коллекцией современного искусства и видом на замок

Небольшая однушка с коллекцией современного искусства и видом на замок

Slow Fashion Weekend, «Человеческий голос» в «Орленке» и 3 года лейблу VOLNA
Slow Fashion Weekend, «Человеческий голос» в «Орленке» и 3 года лейблу VOLNA
Slow Fashion Weekend, «Человеческий голос» в «Орленке» и 3 года лейблу VOLNA

Slow Fashion Weekend, «Человеческий голос» в «Орленке» и 3 года лейблу VOLNA

Нижегородские молодые бренды одежды
Нижегородские молодые бренды одеждыНостальгия, утилитаризм и «нигилистический шик»
Нижегородские молодые бренды одежды

Нижегородские молодые бренды одежды Ностальгия, утилитаризм и «нигилистический шик»

День Моржа на Автозаводе
День Моржа на Автозаводе
День Моржа на Автозаводе

День Моржа на Автозаводе

Я занимаюсь историческими танцами
Я занимаюсь историческими танцамиАтмосфера балов, игра в дворян и старинные костюмы
Я занимаюсь историческими танцами

Я занимаюсь историческими танцами Атмосфера балов, игра в дворян и старинные костюмы

Потомки Ростислава Алексеева о семейной традиции, братстве и яхтинге в Нижнем
Потомки Ростислава Алексеева о семейной традиции, братстве и яхтинге в Нижнем
Потомки Ростислава Алексеева о семейной традиции, братстве и яхтинге в Нижнем

Потомки Ростислава Алексеева о семейной традиции, братстве и яхтинге в Нижнем

Новая площадь Маркина: больше на 15 метров и работающий фонтан

Новая площадь Маркина: больше на 15 метров и работающий фонтан

Новая площадь Маркина: больше на 15 метров и работающий фонтан

Новая площадь Маркина: больше на 15 метров и работающий фонтан

Как устроено пространство ЦЕХ * в «Нижполиграфе»
Как устроено пространство ЦЕХ * в «Нижполиграфе»Новая и очень масштабная площадка от студии dreamlaser
Как устроено пространство ЦЕХ * в «Нижполиграфе»

Как устроено пространство ЦЕХ * в «Нижполиграфе» Новая и очень масштабная площадка от студии dreamlaser

Неформальный аккаунт «Нижполиграфа» в инстаграме

Неформальный аккаунт «Нижполиграфа» в инстаграмеНовые проекты и самоорганизация внутри бывшего заводского пространства

Неформальный аккаунт «Нижполиграфа» в инстаграме

Неформальный аккаунт «Нижполиграфа» в инстаграме Новые проекты и самоорганизация внутри бывшего заводского пространства

Пять очень разных нижегородских музыкантов
Пять очень разных нижегородских музыкантовО творчестве, смысле музыки и продвижении
Пять очень разных нижегородских музыкантов

Пять очень разных нижегородских музыкантов О творчестве, смысле музыки и продвижении

Семь смертных грехов продавца квартир
ПРОМО
Семь смертных грехов продавца квартирКак не нужно продавать квартиру
Семь смертных грехов продавца квартир
ПРОМО

Семь смертных грехов продавца квартир Как не нужно продавать квартиру

Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes
Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod RoutesСовместный гид The Village и газеты «Селедка» по Нижнему Новгороду / The Village and Seledka newspaper Nizhy Novgorod city guide
Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes

Маршруты по Нижнему Новгороду / Nizhny Novgorod Routes Совместный гид The Village и газеты «Селедка» по Нижнему Новгороду / The Village and Seledka newspaper Nizhy Novgorod city guide

Что происходит с пакгаузами на Стрелке
Что происходит с пакгаузами на СтрелкеИ как изменятся кружевные конструкции к 800-летию города
Что происходит с пакгаузами на Стрелке

Что происходит с пакгаузами на Стрелке И как изменятся кружевные конструкции к 800-летию города

12 сериалов зимы

12 сериалов зимы

12 сериалов зимы

12 сериалов зимы

Почему мы выгорели на работе и что с этим делать
Почему мы выгорели на работе и что с этим делатьПсихолог Мария Данина – о том, как капитализм и патриархат приводят нас к выгоранию и можно ли с этим справиться самостоятельно
Почему мы выгорели на работе и что с этим делать

Почему мы выгорели на работе и что с этим делать Психолог Мария Данина – о том, как капитализм и патриархат приводят нас к выгоранию и можно ли с этим справиться самостоятельно

Подпишитесь на рассылку