17 лучших кафе, баров и ресторанов 2017 года Основательные мясные проекты, триумф азиатской кухни, хумус, дикоросы и неорюмочные – The Village вспоминает главные открытия года

BeefZavod на Аптекарском проспекте
В самом начале года в Петербурге заработало сразу нескольких крупных мясных проектов. Один из самых интересных — BeefZavod, обосновавшийся в здании бывшего завода «Ленполиграфмаш». Ресторан, принадлежащий виноторговой компании Real Authentic Wine (Big Wine Freaks, «Морошка для Пушкина»), устроен очень основательно: команда взяла под контроль все этапы производства и подготовки мяса — от выращивания собственного стада на ферме в Ленинградской области без применения интенсивного зернового откорма и использования антибиотиков до разделки и выдержки туш.

Smoke BBQ на улице Рубинштейна
Не менее амбициозным оказался ресторан Smoke BBQ на улице Рубинштейна, открытый Алексеем Буровым и Павлом Кокковым («Траппист», «Форно Браво»). Там готовят настоящий техасский барбекю, используя изготовленный на заказ в Далласе смокер и специальный дровяной гриль-коптильню — второго такого в Петербурге нет.

Grill Station на Московском проспекте
Заработавшая в феврале на Московском проспекте «Гриль-станция» — проект владельцев итальянских тратторий Mozzarella Bar и соучредителей ресторана Probka — изначально тоже делала акцент на особом, сделанном на заказ, гриле, но по части основательности заметно уступала конкурентам. Однако летом неожиданно сделала рывок вперед, пригласив к себе в качестве шефа-консультанта финского повара Сами Таллберга — пропагандиста использования в кулинарии дикоросов и в первую очередь лесных трав.

Бар «Фицджеральд» в «Пассаже»
Екатерина Бокучава, известная по своим концептуальным проектам на Петроградской стороне — ресторану «Место», бару «8» и кофейне Saint Espresso, — открыла в здании «Пассажа» бар «Фицджеральд», оформленный в стилистике американского ар-деко. Так, в центре города наконец появилось строгое сдержанное заведение для взрослой публики, которого здесь очень не хватало.

Бар «Мачты» на Шкиперском канале
Музыкальный бар «Мачты» заработал на территории бывшего завода «Прибой» еще в конце декабря, но до весны пребывал в анабиозе: публике было трудно объяснить, ради чего стоит ехать в малопривлекательную промзону на дальней оконечности Васильевского острова. Впрочем, уже весной, когда сошел снег, все встало на свои места: прекрасный вид на Финский залив, возможность взглянуть на исторические башни-кроншпицы Трезини и расслабленная «рыбацкая» атмосфера самого места — сделали бар новой городской достопримечательностью.

«Скотный двор» на Конногвардейском бульваре
Окончательно закрыв во дворе «Пассажа» проект «Бездельники» (недавно на его месте заработал ресторан «Двор Дзен»), команда во главе с Ринатом Умяровым (Beatnik), Евгением Хитьковым («Винный шкаф», Hamlet & Jacks), Александром Болтяном («Дом быта», «Бекицер») и Николаем Фатьяновым занялась давно обещанным кафе-баром на Конногвардейском бульваре. «Скотный двор» получился местом примечательным: диковинный интерьер (чего стоит одна только стена из живого мха!), универсальная еда, обстоятельная барная карта с редким крепким алкоголем и английским пивом, а еще светские тусовки по выходным.

Здание «Бутылка» на Новой Голландии
Важным гастрономическим кластером в этом году стала Новая Голландия, открыв летом еще одну историческую постройку — кольцеобразное здание «Бутылка», возведенное в XIX веке и изначально предназначавшееся для морской тюрьмы. Весь первый этаж в нем отдан кафе и ресторанам на любой вкус. Здесь в том числе работают представительство одной из лучших в городе пиццерий Camorra, филиал легендарного стрит-фуд-бара «Бекицер», рюмочная от команды «ПирОГИ», а с некоторых пор еще и концептуальное японское бистро Ronny с достойными суши и роллами.

Made in China на Большой Морской улице
Большой удачей закончилась неожиданная коллаборация двух заметных гастрономических дуэтов — рестораторов Анны Долгушиной и Мадины Кажимовой (Wong Kar Wine) и Илья Базарского и Павла Штейнлухта («Бекицер», Social Club, Terminal). Совместными усилиями они смогли перезапустить бар Black Сhina, который в течение некоторого времени работал в Басковом переулке, причем в обновленном и расширенном формате, — теперь это полноценный азиатский ресторан в эффектном помещении доходного дома страхового общества «Россия» с лепниной, витринными окнами и антресолью, на которую ведет лестница в стиле модерн.

«Ателье Tapas & Bar» на Лахтинской улице
Новой точкой притяжения Петроградской стороны стал тапас-бар «Ателье», открытый Михаилом Соколовым и Тимуром Дмитриевым — создателями холдинга Italy Group. Владельцы сразу объявили место пространством для экспериментов. И действительно, «Ателье» оказалось не похожим ни на одно другое заведение команды, вобрав в себя с полдюжины гастротрендов последних лет — от изобретательной еды и концептуальной винной карты до практики гастрономических гастролей и бранчей по воскресеньям.

Tawny Bar на набережной Фонтанки
Определенно лучшей новой террасой в центре города может похвастаться двухэтажный португальский бар Tawny, открытый Ромой Редманом (митерия Chuck). Заведение с большим выбором портвейнов, коктейлями и простыми, преимущественно мясными закусками, расположилось в отдельном флигеле на набережной Фонтанки с крошечным двориком-патио, который даже зимой выглядит довольно живописно.

«Анонимное общество усердных дегустаторов» на улице Рубинштейна
В этом году серьезно активизировался холдинг The Hat Group. Команда, возглавляемая Сидом Фишером, открыла сразу три новых места — ресторан «Полный балет» на Гороховой, нарядный «прусский» паб The Red Corner на Некрасова, а также «Анонимное общество усердных дегустаторов» на улице Рубинштейна. Последнее место ловко отрабатывает сразу два заметных ресторанных тренда — моду на необычные дистилляты и настойки и возрождение традиций мануфактурного производства натуральных колбас.

«Мамеле» на улице Некрасова
Все более активно в городе развивается израильская кухня. Самый показательный пример — компактное заведение «Мамеле» на улице Некрасова, где главным блюдом стал хумус. Прежде чем открыть кафе, его владельцы несколько месяцев стажировались в Израиле — и оказались так довольны собственными успехами, что в какой-то момент даже вызвали на баттл по хумусу стрит-фуд-бар «Бекицер». Клиентов, впрочем, здесь привлекают и более интеллигентными методами — устраивают лекции и открытые диалоги о еврейской культуре.

Mapuche на улице Некрасова
Еще одно перспективное новое место на Некрасова. Ресторан набирающей все большую популярность латиноамериканской кухни с винтажной мебелью с чилийских блошиных рынков, свойской атмосферой и большим выбором коктейлей на основе писко, мескаля, текилы и рома. Но главное здесь — авторские блюда, основанные на традициях и специалитетах Мексики, Перу и Чили, созданные шефом-модернистом Евгением Викентьевым («Винный шкаф», Hamlet + Jacks).

Subzero на улице Рубинштейна
Один из очевидных ресторанных итогов года: в Петербурге стало значительно больше хороших азиатских кафе и ресторанов. По части японской кухни — первенство определенно принадлежит проекту Subzero на улице Рубинштейна – гастробистро, созданному по образцу модного берлинского заведения Dudu, со сдержанным запоминающимся интерьером и — наконец-то! — хорошими и сравнительно недорогими суши, сашими и роллами.

Duo.Asia на улице Рубинштейна
Самое громкое открытие года: главные петербургские гастроэнтузиасты Дмитрий Блинов и Ренат Маликов, владельцы Duo и Tartarbar, открыли свой третий проект — ресторан Duo.Asia на улице Рубинштейна, концепция которого построена вокруг азиатских продуктов и вкусов. Все, за что в Петербурге любят перфекциониста Блинова, на месте: вдумчивый подход к приготовлению еды, образцовое обслуживание, невысокие цены и стильный ненавязчивый интерьер.

«Китайская грамота» на набережной Мойки
В 2017 году свои силы на петербургском рынке в очередной раз испытывали московские рестораторы. И если к Аркадию Новикову, запустившему бургерную #Fаrш и ресторан «Сыроварня», пока много вопросов, то второй петербургский проект Александра Раппопорта — «Китайскую грамоту» на набережной Мойки — смело можно называть удачным. Отработанная до мелочей в Москве и Сочи концепция образцово-показательного китайского ресторана с вменяемым ценником оказалась очень кстати, ввиду пика моды на Азию.

Laboratorio Distilita в «Бертгольд-центре»
К переосмыслению феномена рюмочной — довольно неожиданному петербургскому тренду 2017 года — серьезно подошла команда проекта Laboratorio Distilita. Они не только открыли атмосферный бар в кластере «Бертгольд-центра», но и наладили дистрибуцию редкого крепкого алкоголя со всего света, а главное — запустили производство дистиллятов под собственным брендом на базе исторической фабрики в Эстонии.

Фотографии: обложка, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17 — Виктор Юльев, 12 — «Мамеле», 13 — Mapuche, 14 — Subzero.