Что происходит с московскими маршрутками? The Village попросил департамент транспорта и транспортного эксперта подробно рассказать, в чём смысл реформы городских маршруток

Что происходит с московскими маршрутками?

15 августа в Москве начался основной этап программы по реформированию городских маршруток. С этого дня все старые маршрутные такси заменили на новые автобусы синего цвета с логотипом «Московский транспорт». Согласно замыслу чиновников, автобусы должны полностью заместить собой упразднённые маршрутки — в новом транспорте можно расплатиться городскими проездными и воспользоваться льготами, в них нет «остановок по требованию», а водители не должны превышать скорость и нарушать другие правила дорожного движения. При этом первые дни реформы дезориентировали некоторых пассажиров, которые теперь не могут попросить о привычной остановке или сесть в транспорт там, где делали это раньше. The Village попросил представителей столичного департамента транспорта и транспортного эксперта, редактора отраслевого интернет-издания TR.ru Павла Яблокова, рассказать, в чём смысл реформы и смогут ли новые автобусы по-настоящему заменить горожанам привычные маршрутки.


В чём смысл реформы

Дептранс: До реформы в Москве была распространена ситуация, когда один маршрут одновременно обслуживали несколько перевозчиков. Это могли быть и легальные, и полностью нелегальные компании, которые самовольно занимали маршруты и по желанию изменяли их, в гонке за пассажирами нарушали ПДД, отказывались от страхования жизни и здоровья пассажиров. Такая схема работы ориентирована исключительно на прибыль перевозчика и в современном городе недопустима.

Реформа наземного транспорта устанавливает единый стандарт для всех частных перевозчиков. Этот стандарт прописан в государственном контракте. Городские маршруты сейчас обслуживают только те компании, качество сервиса которых соответствует требованиям правительства Москвы. Это восемь перевозчиков, которые победили в открытых конкурсах и заключили пятилетние контракты на обслуживание пассажиров по новым стандартам («Трансавтолиз», «Гепарт», «Таксомоторный парк № 20», «ГорТакси», «Автокарз», «Транс-Вей», «Альфа-Грант» и ТК «Рико»).

Все уникальные коммерческие маршруты сохранены. Оптимизированы только маршруты, которые дублировали уже существующие рейсы городского перевозчика Мосгортранс и частных компаний по госконтрактам. Работу каждого действующего маршрута контролирует штаб, в который входят городские ведомства и представители компаний-перевозчиков. Участники штаба ведут активную работу по запросам пассажиров — рассматривают возможность изменения трасс маршрутов и ввода дополнительных остановок, которые помогут сформировать удобную маршрутную сеть.

Изменения не коснулись ЗелАО и ТиНАО: в этих округах перевозчики продолжают работать по старой схеме.

Привести наземный транспорт к единым высоким стандартам обслуживания — это задача, которую ставят перед собой все развивающиеся мегаполисы. Мы планируем ликвидировать рынок нелегальных перевозок по городским маршрутам. Благодаря единому стандарту оформления новых автобусов пассажирам будет легко отличать их от перевозчиков, которые работают без согласования с правительством Москвы. Таким образом, москвичи узнают, где получить качественную услугу, и сделают выбор в пользу официального перевозчика.

Павел Яблоков: Смысл транспортной реформы заключается в том, чтобы понятие «маршрутка» осталось в прошлом. Под маршруткой здесь имеются в виду микроавтобусы, маршрут и цену за билет которых перевозчик устанавливает сам по своему усмотрению и где за проезд нельзя расплатиться городскими билетами «Тройка», «90 минут» и «Единый».

Остановки в маршрутках осуществлялись практически в любом месте, зачастую отсутствовало чёткое расписание. В то же время у автобусных маршрутов, работающих по «новой модели транспортного обслуживания», тоже есть ряд остановок, работающих в режиме «по требованию». Но места этих остановок утверждены и записаны в приложениях к госконтрактам. Чтобы остановиться на такой остановке, пассажиру нужно будет попросить водителя, но теперь это уже не любое место, как прежде.

Большинство направлений, где у маршруток не было альтернативы, всё-таки предусмотрели в новой маршрутной сети. Хотя не обошлось без пробелов, и здесь, вероятно, потребуется работа над ошибками. При этом пустить автобус по траектории маршрутки не значит решить все вопросы по перевозке пассажиров. Часто в ранее привычных местах у новых маршрутов не предусмотрено остановки. Есть пока проблемы и с тем, что многие остановки никак не оборудованы: нет заездных карманов и остановочных павильонов. Во многих случаях даже указателя с названием остановки и номеров маршрутов своевременно не ставят.

Город решил организовать работу по единым правилам, утверждаемым и контролируемым самим же городом, где заказчиком перевозок был бы тоже город. Это выгодно тем, что больше денег поступает в городской бюджет, меньше конкуренции между перевозчиками на дорогах, а все пассажиры могут пользоваться услугами городских маршрутов по заранее известным тарифам, а также реализовывать право на льготный проезд. В конце июля в городском реестре маршруток значилось 432 пункта (шесть — для обслуживания Зеленограда, 31 — Новой Москвы и 395 — старой). К началу августа из них реально работало около 320. А с 15 августа в реестре оставлено 37 маршрутов (только Зеленоград и Новая Москва). Отмена остальных утверждена ещё 15 февраля 2016 года приказом департамента транспорта, который вступил в силу с 15 августа.

Новые автобусы

Дептранс: Маршрутка как неудобный и небезопасный вид транспорта уходит в прошлое. Ей на замену приходят комфортабельные автобусы разной вместимости (от 20, 40 и 85 человек). Пассажиры могут отличить их по яркому синему цвету и логотипу «Московский транспорт».

Реформа позволила увеличить количество мест для пассажиров на 30 %, на многие маршруты частные перевозчики впервые вывели автобусы большой вместимости, рассчитанные на перевозку до 100 человек.

В госконтракте, заключённом с перевозчиком, определено количество автобусов, которые должны работать на маршруте, а также их вместимость. Класс транспортного средства определяется пассажиропотоком на маршруте. Есть маршруты, проходящие по узким улицам, — там по всем нормативам не могут ходить любые другие автобусы, кроме автобусов малой вместимости. На самых загруженных маршрутах, с высоким пассажиропотоком, наиболее актуальны автобусы большой вместимости: это только сократит нагрузку на дороги и позволит повысить скорость движения.

Во всех автобусах, независимо от типа вместимости, установлены валидаторы, которые позволяют оплачивать проезд городскими билетами («Тройка», «Единый», «ТАТ» и «90 минут»). Используя так называемые «длинные» проездные, пассажиры существенно сэкономят на проезде — в среднем до 30 % от его годовой стоимости. Кроме того, студенты, школьники, пенсионеры и другие льготные категории граждан могут пользоваться социальными картами.

С введением новой модели впервые коммерческий транспорт стал доступен для маломобильных граждан: в автобусах средней и большой вместимости установлены аппарели. Кроме того, для детских колясок и инвалидных кресел оборудовано специальное место. Также в автобусах установлены система ГЛОНАСС, климат-контроль, камеры видеонаблюдения и голосового оповещения об остановках, а название остановки и температура в салоне выводится на экран с бегущей строкой.

Все автобусы курсируют по строгому расписанию. И отследить работу каждого маршрута пассажиры скоро смогут самостоятельно — до конца месяца коммерческие автобусы начнут отображаться в приложении «Яндекс.Транспорт».

При нарушении госконтракта на перевозчика будут накладываться штрафные баллы. В конце месяца они суммируются, и эта величина влияет на размер вознаграждения компании. Если перевозчик заработает 500 баллов за пять последовательных месяцев, контракт с ним расторгается.

Павел Яблоков: Новые микроавтобусы можно узнать по синему цвету корпуса и белому логотипу «Московского транспорта». Интересно, что новые микроавтобусы уже начали обклеивать рекламой, — это разрешено.

Можно называть этот вид транспорта автобусом либо миниавтобусом — для акцента на его размер. Другие варианты названия — микроавтобус или автобус малого класса.

Требования к водителям

Дептранс: Перевозчики, обслуживающие пассажиров по госконтрактам, самостоятельно нанимают водителей и могут предъявлять к ним свои требования. Обычно это большой стаж вождения без аварий, опыт управления аналогичным транспортом (так, водители автобусов малой вместимости не пересаживаются на большую) и, конечно, знание основ государственного контракта.

Поскольку работа в новых автобусах отличается от управления маршрутными такси, водителям пришлось перестроиться. Например, у водителей на автобусах большой и средней вместимости появилась новая обязанность — устанавливать аппарель и помогать маломобильным пассажирам с комфортом разместиться в салоне. Всем водителям нельзя продавать билеты во время движения, превышать скорость в 60 километров в час и останавливаться по требованию пассажиров. Всё это — ради безопасности.

Павел Яблоков: Требования к водителям стали более серьёзными; изменения, безусловно, будут. Но местных водителей по-прежнему мало, поэтому приходится работать с теми, кто приезжает. Здесь стоит отметить, что дефицит водителей общественного транспорта в Москве существует ещё со времён СССР.

Остановки и маршруты

Дептранс: Все коммерческие автобусы останавливаются только на оборудованных остановках. Посадка и высадка пассажиров «на углу дома» и «на перекрёстке» останутся в прошлом, как и агрессивный стиль вождения. Это сократит количество дорожно-транспортных происшествий с участием коммерческих перевозчиков.

Если на маршруте необходима дополнительная остановка, пассажир может оставить обращение через портал transport.mos.ru. Все запросы анализируют и по возможности претворяют в жизнь. Так на данный момент решается вопрос об организации девяти дополнительных остановок.

Все уникальные маршруты в Москве сохранены. За коммерческими перевозчиками закрепили 30 % городских маршрутов, а 70 % пассажирских перевозок остаётся за ГУП «Мосгортранс». При планировании маршрутной сети учитывалось расположение социальных объектов — школ, больниц, многофункциональных центров.

Павел Яблоков: В одних районах наблюдается серьёзный рост предложения по перевозке, в других оно осталось примерно на прежнем уровне, а есть и те места, где фактически работавшие маршруты, увы, отменяются без компенсации.

Например, без своего маршрута остался микрорайон Переделкино Ближнее. Там ходила маршрутка 497м, которую заменили автобусом 497. Но автобус заканчивает путь раньше, так как маршрутка ходила по неутверждённой городом трассе. До поры до времени такое положение многих устраивало: маршрут как бы был, но в то же время его как бы никто не утверждал, поэтому там могли нарушаться требования к организации регулярных автобусных перевозок (в Переделкине Ближнем очень узкие внутрирайонные улицы).

Кроме того, читатели нашего сайта жалуются на отмену маршруток, следовавших до метро «Петровско-Разумовская»: количество автобусов, назначенных на замену им, пассажиры не считают достаточным. Без компенсации отменили маршрут 356м, следующий от Белорусского вокзала в Западное Дегунино. Его должен был заменить продлённый троллейбусный маршрут 56. Однако до Белорусского вокзала он по-прежнему не дотягивает, заканчиваясь в районе Савёловского вокзала у Сущёвского Вала.

Пригородные маршрутки

Павел Яблоков: Пригород — это Московская область, другой субъект Российской Федерации. Транспортная реформа Москвы на данном этапе на эти маршруты не распространяется. Условно говоря, маршрутки «Москва — Балашиха», «Москва — Химки» и им подобные пока остаются. Впрочем, и с ними в будущем будут происходить какие-то трансформации, но это вопрос совместного ведения Москвы и Московской области, а они пока не заключили соглашения о транспортном обслуживании на смежных межрегиональных маршрутах. Во всяком случае, официально об этом ещё не сообщалось.

Да, не должно остаться маршруток внутри Москвы. Но частные перевозчики при этом останутся. Например, 211-й маршрут, разыгранный на аукционах в 2015 году и запускаемый сейчас, обслуживают именно они, а не Мосгортранс.

Проблемы

Павел Яблоков: Сама идея реформировать городские маршрутки, безусловно, хорошая. Но реализация, к сожалению, далеко не лучшая — очень много сумбура. Это и несвоевременное, недостоверное и неполное информирование пассажиров, и начало работы новых маршрутов до отмены старых (и наоборот — с разрывом во времени между окончанием работы старых и началом новых). Другой негативный момент в том, что изначально объявленные сроки выхода перевозчиков на маршруты не удалось выдержать. В какой-то момент пассажиры растерялись: информация из развешанных по городу объявлений не соответствовала действительности. Ещё с апреля-мая везде развесили красочные объявления о том, что какие-то маршруты будут изменены, а какие-то — заменены на автобусы. Но нигде так и не появилось точной информации, когда же маршрутки должны исчезнуть. По-хорошему, за десять дней (не меньше) город должен был объявить везде — мол, всё, с 15 августа маршруты прекращают работу. Но по каким-то причинам этого делать не стали. Возможно, чиновники решили, что уже обо всём рассказали заранее. Но в этих предварительных объявлениях не было даты 15 августа. Пассажиров реально не подготовили именно к этому дню.


Обложка: Шарифулин Валерий/ ТАСС

Share
39
скопировать ссылку

Читайте также:

Без «Б»: Обречён ли московский троллейбус
Истории
Без «Б»: Обречён ли московский троллейбус The Village попытался разобраться, как отмена троллейбусных маршрутов отразилась на городе и горожанах
Без «Б»: Обречён ли московский троллейбус
Истории

Без «Б»: Обречён ли московский троллейбус The Village попытался разобраться, как отмена троллейбусных маршрутов отразилась на городе и горожанах

Почему Uber думает, что я во Внукове?
Есть вопрос
Почему Uber думает, что я во Внукове?Разбираемся в ситуации со сбоем в системе навигации такси, из-за которого некоторые поездки отображаются как трансферы до Внукова
Почему Uber думает, что я во Внукове?
Есть вопрос

Почему Uber думает, что я во Внукове? Разбираемся в ситуации со сбоем в системе навигации такси, из-за которого некоторые поездки отображаются как трансферы до Внукова

На что живут таксисты
Личный счёт
На что живут таксистыТаксист из Санкт-Петербурга, сотрудничающий со многими сервисами, рассказал The Village, как работает и сколько зарабатывает
На что живут таксисты
Личный счёт

На что живут таксисты Таксист из Санкт-Петербурга, сотрудничающий со многими сервисами, рассказал The Village, как работает и сколько зарабатывает

Сколько маршруток останется в Москве
Простые числа
Сколько маршруток останется в МосквеThe Village собрал статистику о том, как работали маршрутки раньше и что с ними будет сейчас, после перехода на новую систему
Сколько маршруток останется в Москве
Простые числа

Сколько маршруток останется в Москве The Village собрал статистику о том, как работали маршрутки раньше и что с ними будет сейчас, после перехода на новую систему

Без «Б»: Обречён ли московский троллейбус
Истории
Без «Б»: Обречён ли московский троллейбус The Village попытался разобраться, как отмена троллейбусных маршрутов отразилась на городе и горожанах
Без «Б»: Обречён ли московский троллейбус
Истории

Без «Б»: Обречён ли московский троллейбус The Village попытался разобраться, как отмена троллейбусных маршрутов отразилась на городе и горожанах

Почему Uber думает, что я во Внукове?
Есть вопрос
Почему Uber думает, что я во Внукове?Разбираемся в ситуации со сбоем в системе навигации такси, из-за которого некоторые поездки отображаются как трансферы до Внукова
Почему Uber думает, что я во Внукове?
Есть вопрос

Почему Uber думает, что я во Внукове? Разбираемся в ситуации со сбоем в системе навигации такси, из-за которого некоторые поездки отображаются как трансферы до Внукова

На что живут таксисты
Личный счёт
На что живут таксистыТаксист из Санкт-Петербурга, сотрудничающий со многими сервисами, рассказал The Village, как работает и сколько зарабатывает
На что живут таксисты
Личный счёт

На что живут таксисты Таксист из Санкт-Петербурга, сотрудничающий со многими сервисами, рассказал The Village, как работает и сколько зарабатывает

Сколько маршруток останется в Москве
Простые числа
Сколько маршруток останется в МосквеThe Village собрал статистику о том, как работали маршрутки раньше и что с ними будет сейчас, после перехода на новую систему
Сколько маршруток останется в Москве
Простые числа

Сколько маршруток останется в Москве The Village собрал статистику о том, как работали маршрутки раньше и что с ними будет сейчас, после перехода на новую систему

Комментарии

39 комментариев
Показать все

На gorod.mos.ru есть такая тема

Если жаловаться на маршрутки, то писать через обратную связь на mos.ru

Тэги

Сюжет

Бренды

Новое и лучшее

«Я потерял обоих родителей в пандемию»

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»

Первая полоса

«Я потерял обоих родителей в пандемию»
Личный опыт

«Я потерял обоих родителей в пандемию»История о беспомощности человека в медицинской системе

«Я потерял обоих родителей в пандемию»
Личный опыт

«Я потерял обоих родителей в пандемию» История о беспомощности человека в медицинской системе

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!
Рецепты шефов
Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!8 рецептов манной, пшенной, гречневой и овсянки
Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!
Рецепты шефов

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно! 8 рецептов манной, пшенной, гречневой и овсянки

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных
Будущее
Как российские айтишницы придумали умную переноску для животныхЧтобы упитанные коты и большие собаки могли безопасно летать на самолетах
Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных
Будущее

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных Чтобы упитанные коты и большие собаки могли безопасно летать на самолетах

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме» Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба

«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
Гид The Village
«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
Гид The Village

«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений

«Мне повезло, что я остался без работы»
Работа
«Мне повезло, что я остался без работы»Когда вслед за увольнением в пандемию пришли новые возможности
«Мне повезло, что я остался без работы»
Работа

«Мне повезло, что я остался без работы» Когда вслед за увольнением в пандемию пришли новые возможности

Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Покупка недели
Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Покупка недели

Золотые кроссовки Reebok Classic Leather

Главные книги осени
Планы на сезон
Главные книги осениРоман о секте, нон-фикшн о мире для мужчин и почему дальше все будет только хуже
Главные книги осени
Планы на сезон

Главные книги осени Роман о секте, нон-фикшн о мире для мужчин и почему дальше все будет только хуже

«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
Книга недели
«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
Книга недели

«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории

«re:Марки»: 
Первый подкаст-путеводитель 
The Village и re:Store
СПЕЦПРОЕКТ
«re:Марки»: Первый подкаст-путеводитель The Village и re:StoreДля путешествий с комфортом
«re:Марки»: 
Первый подкаст-путеводитель 
The Village и re:Store
Спецпроекты
СПЕЦПРОЕКТ

«re:Марки»: Первый подкаст-путеводитель The Village и re:Store Для путешествий с комфортом

Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
ПРОМО
Глобальная удаленка: Как мы к ней привыклиИ как ищем работу по новым правилам
Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
Спецпроекты
ПРОМО

Глобальная удаленка: Как мы к ней привыкли И как ищем работу по новым правилам

Может ли гаджет быть универсальным
ПРОМО
Может ли гаджет быть универсальнымИ помогать с рабочими задачами и развлечениями сразу
Может ли гаджет быть универсальным
Спецпроекты
ПРОМО

Может ли гаджет быть универсальным И помогать с рабочими задачами и развлечениями сразу

Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)
Музыка
Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)На своем совместном альбоме «Снова возвращаюсь домой»
Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)
Музыка

Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас) На своем совместном альбоме «Снова возвращаюсь домой»

Большой гид по Турции, которая вас удивит
Путешествия
Большой гид по Турции, которая вас удивитМарсианские пейзажи, яхтинг и бараньи кишки
Большой гид по Турции, которая вас удивит
Путешествия

Большой гид по Турции, которая вас удивит Марсианские пейзажи, яхтинг и бараньи кишки

Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке
Открытия недели
Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке
Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке
Открытия недели

Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке

Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед
Гид The Village
Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед
Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед
Гид The Village

Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед

Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеря
Истории
Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеряИ куда теперь сдавать ненужные вещи
Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеря
Истории

Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеря И куда теперь сдавать ненужные вещи

Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга
Паттерн
Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга Муниципальный ЖЭК-арт: откуда он взялся и зачем нужен?
Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга
Паттерн

Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга Муниципальный ЖЭК-арт: откуда он взялся и зачем нужен?

Подпишитесь на рассылку