Из-за коронавируса понесли убытки многие кафе, рестораны, закрылись проекты, которые не смогли справиться с кризисом. Но прямо сейчас на рынок выходят новые компании, основатели которых верят, что смогут справиться с непредсказуемыми обстоятельствами. Мы поговорили с ними о том, каково открываться, когда все закрывается, и как сейчас у них идут дела.

Бранчерия на Пресне

«Идея открыть кафе вместе возникла в конце прошлого года, когда ничто не предвещало», — рассказывает Юлия Чайкина, которая ранее возглавляла журнал Forbes Woman и была директором по развитию лаборатории «Однажды». С предпринимательницей Дарьей Сонькиной она была знакома заочно: заказывала продукцию ее бренда «Дашины пирожки» на офисные вечеринки, читала ее посты в фейсбуке. Осенью Дарья решила открыть свое кафе вместо кофейной точки в клинике «Рассвет», откуда ее попросил съехать арендодатель. Пост о поиске инвестора она опубликовала в фейсбуке, и Юлия на него откликнулась. У нее было несколько миллионов рублей сбережений и мечта спускаться на завтрак в свое кафе из дома на Пресне.

Подходящее помещение нашлось на территории машиностроительного завода «Рассвет», где сейчас располагаются апартаменты и офисы. Договор аренды предпринимательницы заключили 30 октября, но потом выяснилось, что управляющей компании не нужна еще одна кофейня — пришлось быстро переделывать концепцию. «Мы решили, что бранчи — это широкая история, где может быть что угодно: гренки, вафли, бульон, сэндвичи с лососем, яйца в разных видах», — рассказывает Дарья. Из-за долгих согласований ремонт затянулся, а потом начался карантин, но предпринимательница считает, что задержка с открытием ей даже помогла. «Все офисы опустели, люди сидели по домам. В том районе много доставок, и, возможно, мы не успели бы раскрутить свою», — рассуждает она.

На днях в кафе провели электричество, через неделю начнется проработка меню, и вскоре бранчерия «Овсянки» начнет работать. «Плюс карантина в том, что мы можем открыться на доставку или навынос и по ходу доделать интерьер», — рассказывает Дарья. В ней будут работать бывшие сотрудники кофейных точек, кроме того, совладелица кафе Юлия Чайкина намерена сама доставлять заказы и собирать обратную связь. «Я люблю общаться и знакомиться. Я влезла во все чаты новых ЖК Пресненского района. У них есть культура завтраков вне дома по выходным — они уже ждут нашего открытия», — рассказывает она.

По словам Дарьи, средний чек в бранчерии составит около 500 рублей. Отбить инвестиции предпринимательницы собираются в течение двух лет. «У нас есть соглашение, по которому сейчас у меня как у инвестора доля бизнеса больше. Как только инвестиции отбиваются, Даша получает контроль, а я становлюсь миноритарием. Нам обеим выгодно, чтобы деньги вернулись как можно раньше. Понятно, что это займет несколько лет, но, может, мы еще проект придумаем и запустим», — говорит Юлия.

Бургерная в Барселоне, рюмочная в Москве

В июне сеть Burger Heroes открыла первую бургерную в Готическом квартале Барселоны. В меню три бургера, которые стоят от 6,25 до 8 евро — местные жители говорят, что это дешево. Основатели рассчитывают на большое количество чеков — и, несмотря на пандемию, шансы есть. С 22 июня город перешел к третьей фазе отмены карантина: снят лимит на число гостей в заведениях и разрешен въезд туристам из ЕС. «Открываться в локдаун — это, конечно, та еще задача, но мы справимся! Яхтинг учит, что можно ходить против ветра под углом — так и сделаем», — написал сооснователь сети Игорь Подстрешный в фейсбуке. Сейчас каждый день он проводит в своей бургерной. «Я стою на кассе, сюда приходят наши ребята и кричат: „Burger Heroes, ура!“», — рассказывает предприниматель.

Подстрешный развивает бизнес и в Москве. Недавно он с партнерами нашел помещение с кирпичными сводами во дворах Солянки, которое собирается превратить в «Рюмочную мечты». «В меню появятся авторские настойки и наливки, а также много разных дистиллятов на любой вкус. Проект сделан по лекалам дорогих заведений, но выпить в нем можно будет дешево — цены на наливки от 100 рублей, а сервис и интерьер добротный с использованием только натуральных материалов», — обещает предприниматель.

«Любой предприниматель смотрит на кризис по-китайски, где иероглиф „кризис означает и „опасность“, и „возможность“. Ему в целом без разницы, в какой период делать бизнес, просто меняются вводные данные», — рассуждает Игорь. Сейчас он видит, что спрос перемещается в более низкий ценовой сегмент, подрядчики и арендаторы стали более сговорчивы, а в районе метро «Китай-город» развивается традиция бар-хоппинга, когда компании друзей ходят из одного бара в другой.

Подстрешный с партнерами решил, что это идеальное место для рюмочной, рассчитанной на более взрослую аудиторию 27+. Благодаря опыту и старым связям он надеется открыться быстро и недорого. «Я звоню Жене Козлову (бюро Blackhouse), который делал проекты для десяти наших мест, говорю, что денег нет совсем. Он отвечает: „Не вопрос, сделаю“, — рассказывает предприниматель. — С деньгами могут все, а кризис как раз показывает, чего ты стоишь без денег».

Сейчас в помещении идет стройка — Подстрешному в Барселону присылают фото, чертежи и рецепты наливок, которые он сам повторяет для проработки меню. Он вернется в Москву в середине июля, а уже 20-го собирается открыть «Рюмочную мечты». «Это и есть настоящий путь предпринимателя, который смотрит на кризис как на возможность, иначе конец», — говорит он.

Рекламное агентство

«К моменту начала пандемии мы с моей коллегой Викой Согриной работали в одном большом рекламном агентстве на руководящих должностях. Естественно, как и многих, его тоже коснулся кризис и сокращения среди сотрудников», — рассказывает Вячеслав Евсеев. Расставание с частью команды заставило их задуматься о том, каким будет будущее рекламной индустрии: что, если это все надолго или вообще навсегда? Тогда они пришли к выводу, что в новых реалиях клиентам нужны новые подходы к креативу и ценообразованию. Через пару дней они уволились и основали свое агентство VS. («„Вика и Слава“, или сокращение от латинского „versus“, потому что мы против того, чтобы сдаваться перед лицом кризиса»).

Вложения в новый бизнес были минимальные: хостинг для сайта, фирменный стиль и почта. В будущем предприниматели собираются снять офис. Компания занимается креативом, дизайном, разработкой рекламных стратегий, айдентикой. «Это все то, чем мы и занимались с Викой в течение последних десяти лет в разных агентствах. Просто в формате небольшой структуры можно максимально быстро реагировать на запросы клиентов, а не усложнять коммуникацию», — говорит сооснователь агентства.

«Мнения друзей и знакомых разделились на „мы в вас верим, у вас все получится“ и „ребята, открываться в кризис — это самоубийство“. Мы согласились и с теми, и с теми: да, это самоубийство, но у нас все получится», — говорит Вячеслав. Он объясняет, что не пытался забрать клиентов из других агентств, но благодаря рекомендациям коллег через три недели после старта у них был первый проект в разработке и еще четыре на разных стадиях переговоров. «А про кризис мы, кажется, уже и забыли», — утверждает предприниматель.


обложка: Burger Heroes Barcelona