В России появляется все больше проектов, основанных на идеологии осознанного потребления. Два года назад мы рассказывали о марке этичной обуви Anima, а год назад — о бренде сумок из экокожи Arny Praht.

Петербурженка Саша Полярус пошла дальше: пятый год она шьет сумки и рюкзаки из отработанных автомобильных и велосипедных камер (которые, по данным Гринписа, могут разлагаться от 150 лет), а также баннеров, потихоньку спасая планету и делая ресайклинг модным. Осенью Саша планирует открыть в городе офлайн-магазин, где соберет различные зеленые проекты.

Мы поговорили с основательницей марки Polyarus о том, откуда она берет материалы, зачем сшила тысячу сумок-шоперов для adidas и почему старается снизить цены на свои изделия, вместо того чтобы их повышать.

Фотографии

Виктор Юльев

Меня зовут Саша Полярус, мне 29 лет. Я родилась во Владивостоке, выросла в Южно-Сахалинске. В 2010 году переехала в Петербург, окончила Институт кино и телевидения. Делала карьеру ивент-менеджера (организация мероприятий, фестивалей). А потом придумала себе другую работу — проект Polyarus.

Склад с баннерами

В 2014 году я была в Париже и искала себе некожаную сумку (около десяти лет не ем мясо, не ношу кожу и мех). Оказалось, задача не из простых. И вдруг я наткнулась на швейцарскую марку Freitag, которая шьет сумки из тентов для фур. Только в самолете, прочитав информацию о проекте, я поняла, из чего сделана моя сумка. Это было мощное вдохновение.

В то время я занималась ивентами, у нас был склад, на котором хранилось очень много баннеров с мероприятий. Я не разрешала выбрасывать баннеры, поскольку знала, что это плохо для экологии. Вернувшись из Парижа, уволилась, забрала баннеры и начала шить из них сумки. Это было в марте 2014 года.

У меня были сбережения с предыдущей работы, которые позволили купить фурнитуру и обычную швейную машинку (за полгода я убила три такие и поняла, что надо переходить на промышленную машинку). На запуск проекта ушло около 30 тысяч рублей.


Раньше на маркетах реакция людей была такая: «Это мусор? Господи, что ты делаешь вообще».


Благородная коммерция

Я всю жизнь мечтала заниматься благородной коммерцией, то есть зарабатывать деньги и при этом делать что-то правильное: честное и чистое. Одна из моих миссий — формирование культуры осознанного потребления. Человечество давно вышло из пещер, где было актуально носить шкуры диких зверей: мы живем совсем в другое время, когда есть большое количество новых материалов. При этом мусор — серьезная и огромная проблема. Polyarus — история про создание альтернативы коже и другим материалам, производство которых загрязняет среду. Я придумала материал, который не проигрывает коже ни по одному из качественных параметров.

Конечно, у нас совсем не экоориентированная страна. Только-только начинаются серьезные разговоры об осознанном потреблении, кипеж на тему экологии. Я — как проповедник: четыре года несу флаг ресайкла. Раньше на маркетах реакция людей была такая: «Это мусор? Господи, что ты делаешь вообще». Но в последнее время тенденция на моей стороне — и многие люди хотя бы примерно понимают, что такое ресайклинг.

Вторсырье

Изначально я шила сумки только из баннеров. Спустя полгода меня осенила идея с автомобильными и велосипедными камерами, и сейчас основные коллекции шью из них. Это более долговечный и водонепроницаемый материал, с которым очень приятно работать.

Камеры предоставляют авто- и веломастерские, шиномонтажи. У меня есть договоренности с отдельными местами: например, веломастерской при магазине Strida на Гончарной. Пул поставщиков меняется с моими переездами (раньше я жила в Приморском районе, сейчас — в центре). Обычно просто прихожу и говорю: «Здравствуйте, меня зовут Саша Полярус, то, что вы выбрасываете, мне очень нужно». Ребята бесплатно отдают материалы, а я в благодарность дарю им сумки. Все это в дружеском режиме: и ребятам приятно, что они прекратили выбрасывать камеры, и мне хорошо.

Сейчас автомобильные камеры — вымирающий вид. Все современные автомобили — на «бескамерках», но есть «газели». Ищу выходы на большие компании, обслуживающие автопарки, чтобы они передавали мне камеры.

Впрочем, я принимаю любые объемы вторсырья, мне можно написать в группе  во «ВКонтакте» или в инстаграме. Однажды чувак привез камеры из своего велика, на котором он проехал много километров: попросил сделать из них рюкзак. А еще как-то ребята заказали два рюкзака из велосипедных камер, на которых они катались по Москве в день своего знакомства.

Polyarus


Материалы: отработанные авто/велокамеры, ремни безопасности, рекламные баннеры

Город: Санкт-Петербург

Старт: 2014 год

Цены: 900–8000 рублей

Оборот за январь-август 2018 года: один миллион рублей

instagram

Тысяча шоперов для adidas

Я придумываю и создаю модели в личной мастерской у себя дома. Большие объемы отдаю в производство на Васильевском острове. Плюс есть два человека, которые работают в своих мастерских: один — с автомобильными камерами, второй — с велосипедными и резиной. В итоге в производстве задействованы около семи человек, по мере надобности я загружаю их разными объемами.

Алгоритм работы — вполне обычный: материал моется и обрабатывается специальным спиртовым раствором, обезжиривателем. Потом идут раскрой и пошив.


Ребята заказали два рюкзака из велосипедных камер, на которых они катались по Москве в день своего знакомства.


Я несколько раз сотрудничала с художниками. Первая коллаборация была с одним из старейших художников уличной волны — Станисловом Dange. Плюс было сотрудничество с Пашей Бумажным — он расписывал сумки. Кроме того, года три назад была коллаборация с дизайнером-художником Катей Нуклеус: она нарисовала очень крутых собак и кошек в скафандрах.

Самый большой свой заказ я сдала на днях: за месяц сшила тысячу сумок-шоперов для adidas. Случилось это так: мне написала девушка из московского агентства интегрированных коммуникаций Louder, которое ведет adidas. Бренд являлся официальным спонсором чемпионата мира по футболу, и у них было три базы в столице: Музей Москвы, парк Горького и Лужники. Там было большое количество баннеров и баннерной сетки — две тысячи квадратных метров. После ЧМ в adidas задумались о том, чтобы их переработать, стали искать переработчика в России — вышли на меня. В итоге adidas подарят шоперы из переработанных баннеров своим клиентам, партнерам и спортсменам.

Экологи и модники

Моя аудитория — люди разных возрастов и разного достатка. Я грубо поделила ее на две части. Есть люди, которые приходят ко мне по экологическим и этическим соображениям, — экологи, веганы. И есть модники: люди, которые любят что-то необычное, при этом не придерживаются экологичных взглядов, не вегетарианцы. Есть, разумеется, те, кто посередине: и экологи, и модники.

Сама я не слежу за модой, мне это не очень интересно. Модели придумываю опытным путем: я не рисую — просто беру материал и начинаю экспериментировать. У меня даже лекал нет, потому что Polyarus — история про уникальность: каждая сумка в единственном экземпляре. Юзабилити изделий проверяю я и мои друзья.

900 рублей за шопер

Цена складывается из количества фурнитуры, потраченного времени и в целом ощущения того, сколько должна стоить та или иная вещь. Я не хочу поднимать цены, даже несмотря на то, что все сумки — ручной работы и отшиваются в единственном экземпляре. Наоборот, цель — понизить стоимость, чтобы увеличить продажи и, соответственно, объемы переработки.

Долгое время я все шила сама, это занимало огромное количество времени. Сейчас я отдала на аутсорс производство шоперов — и это позволило снизить ценник до 900 рублей за сумку.

Зеленая точка

Моя цель — осенью открыть офлайн-магазин: поставить зеленую точку на карте Петербурга, где наконец-то можно будет увидеть, что происходит в мире осознанного потребления. Мы уже ищем место, есть варианты (скорее всего, откроемся в одном из креативных пространств). Это будет площадка, связанная с экологией. Там будет не только продукция Polyarus, но и проекты знакомых ребят, которые со мной в одной лодке. Например, бренд одежды Di Ch, у которого есть линейка ресайкла: они из обрезков шьют кофты и пледы. Собираюсь проводить лекции, подтянуть «Раздельный сбор», поставить баки для батареек и лампочек, контейнер «Спасибо».

Надеюсь, наша страна станет более экоориентированной, объемы переработки будут расти — и у меня наконец-то появятся коллеги. Или начну продавать франшизы. Чем нас больше, тем лучше.