Сергей Булаев из Ульяновска и Олег Недерев из Москвы познакомились в 2002 году в ICQ. Интернет-дружба оказалась крепкой, и спустя 11 лет они вместе строят бизнес. За их плечами — создание компании «Буферная бухта», в которую входит популярный блог «Лайфхакер».

 

В ходе сделки, состоявшейся в этом году, её оценили в $2 млн. Также они создали мобильное приложение «Купи батон!», которым пользуются 3 млн человек по всему миру. Сейчас Булаев и Недерев ищут инвестора в Кремниевой долине.

 

Сергей БУЛАЕВ и Олег НЕДЕРЕВ

Основатели компании «Буферная бухта» и блога «Лайфхакер»

Как всё начиналось

Сергей:

Я с детства любил программировать и первые шаги в этом направлении сделал лет в семь — на компьютере РК86. К десятому классу я написал свой первый вирус. Я заразил им все школьные компьютеры, и когда они включались, на них появлялась порнографическая картинка. Родителей вызвали в школу, но всё обошлось, и меня не исключили. Потом я начал делать сайты. Одним из первых была фанатская страничка Брюса Уиллиса. Я попробовал впервые поставить баннер. На него начали кликать. Первый чек был на $36, мне прислали его из Америки. Какое-то время я зарабатывал этим, но в 2002 году нанял двух фрилансеров и создал компанию «Скрипт», которая создавала сайты. В то же время я познакомился с Олегом — он просто постучался ко мне в ICQ. 

Олег:

Я в то время находил интересных мне людей на форумах и добавлял в аську. С Сергеем мне хотелось пообщаться насчёт бизнеса: я только хотел начать зарабатывать в интернете. Мне нужны были советы о том, как правильно ставить баннеры и нагонять трафик. Мой первый чек был на $200. Я не тратил деньги на себя — всё, что мне удавалось заработать, я вкладывал обратно в бизнес, поэтому мне удалось выйти на существенные обороты. Мне удалось в этом обойти Сергея. Когда он начал заниматься аутсорсингом, я стал одним из главных клиентов «Скрипта». Сергею не нравилось направление компании, ему хотелось создавать продукт. Я предложил выкупить компанию и сделать что-нибудь своё. Он согласился, и мы решили запустить дейтинг-сайт, тогда ещё не было Mamba.

Я тогда всё время зависал на дейтинг-сайтах, знакомился с девчонками. У меня было понимание, как сделать такой сайт, что для этого нужно. Мы думали, что сразу же станем международным сервисом. Но чуда не произошло: чтобы он начал приносить деньги, пришлось долго и кропотливо работать. Он и сейчас приносит нам небольшие деньги за счёт платных подписок. Но он нам давно наскучил, он стагнирует, зато почти не требуется никаких усилий для его поддержания. (По личным причинам Олег и Сергей не стали раскрывать адрес сайта. — Прим. H&F).

 

 

Я переезжал в Ульяновск из Москвы на полтора года. Это было классно. В Ульяновске огромное комьюнити программистов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Появление «Буферной бухты»

Сергей:

В середине нулевых я увлёкся блогингом — завёл себе ЖЖ. Это было интересно. Хотя я писал с матами и ошибками, были люди, готовые это читать. Я сам читал очень много западных блогов — TechCrunch тогда только начинался. Я решил сделать проект про Web 2.0 «Интернетные штучки». Сначала сам писал по вечерам, в блоге важна регулярность. Месяце на третьем я понял, что тема идёт, и начал нанимать фриланс-авторов. При этом посещаемость была смешная — до 10 000 уников в день. Денег проект не приносил, но и расходы меня не тяготили — несколько сотен долларов в месяц. Через пару лет проект мне наскучил, и я попросил приятеля Максима Спиридонова, который делал «Рунетологию», помочь мне его продать. Он как раз в тот момент только продал свой проект Memory.ru РБК. Ему понадобилось три месяца для продажи. Покупателем выступила компания IQ One, которой также принадлежит магазин Utinet.ru. Сделка была завершена к сентябрю 2008 года.

 

Раскрутка «Лайфхакера»

К тому моменту блог «Лайфхакер» уже существовал несколько месяцев. Его посещаемость была 2 000-3 000 уникальных пользователей в день. Все деньги, полученные в результате сделки, я направил в него. Я не могу раскрыть сумму — таковы условия сделки, но мне хватило этих денег, чтобы создать компанию «Буферная бухта». В неё ещё вошли блог про маки MacRadar и ещё один блог про программы, который потом слился с «Лайфхакером». Моя цель была создать такую компанию, которая работала бы вообще без меня, и с ней это удалось. В 2010 году совладельцем компании стал Олег (по данным «СПАРК-Интерфакс», ему принадлежит 27% «Буферной бухты». — Прим. H&F).

 

Чтобы всё и дальше работало без нас, мы создали совет директоров. Я пригласил в компанию на должность генерального директора Алексея Пономаря — программиста, который очень активно вёл Twitter. Мы дали ему долю в компании (7,5%. — Прим. H&F), и он за три месяца полностью сам начал её развивать. Потом мы пригласили Вячеcлава Баранского на должность главного редактора «Лайфхакера». Он живёт в Киеве, и в их IT-тусовке он очень известен. У него тоже есть опцион (10%. — Прим. H&F). Ещё я пригласил своего друга Сашу Щербина, главу интернет-агентства Itech.group. Мы дали ему 1% компании. Сначала он согласился по дружбе, но потом ему стало интересно, и он выкупил ещё 4%. В ходе этой сделки компания была оценена в $2 млн.

По посещаемости мы сопоставимы с Look At Me — у нас 80 000-85 000 посещений в день. За прошлый год посещаемость «Лайфхакера» выросла на 86%. Но наши доходы в 10 раз меньше (В 2012 году выручка Look At Media превысила $4 млн. — Прим. H&F). Чтобы наладить продажи, мы планируем открыть офисы в Москве и Киеве.

 

 

О первых шагах в iOS-девелопменте

Олег: 

В 2010 году нам обоим захотелось двигаться в направлении iOS-девелопмента. Первым проектом стал Calend.ru — мы сделали для него клиент для iPhone. Проект оказался успешным, он занял первые места в рейтинге App Store. Но, конечно, хотелось сделать что-нибудь своё. И Сергею пришла идея создать приложение, в которым было бы удобно вести список покупок. Оно должно быть максимально простым, чтобы им могли пользоваться домохозяйки. Мы вложили в проект несколько сотен тысяч долларов — точную сумму мы не считали. Разработка заняла пять месяцев.

Я специально переезжал в Ульяновск из Москвы на полтора года. Это классно было. В Ульяновске огромное комьюнити программистов. Я приехал и познакомился сразу с массой интересных, полезных людей. Плюс зима в Москве очень депрессивная, а в Ульяновске — чистая и снежная.

Работа дала результаты. У нас сейчас 3 млн инсталляций, активная месячная аудитория — 500 000 пользователей. 30% пользователей живут в США, 12% — из России, 19% — из Германии, 12% — из Италии.

 

 

Я месяц прожил в Кремниевой долине: искал партнёров и изучал рынок. Мы — один из самых популярных списков покупок для iOS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей:

Я месяц прожил в Кремниевой долине: искал партнёров и изучал рынок. Мы — один из самых популярных списков покупок для iOS. У нас есть конкуренты, но мы регулярно попадаем на первую позицию. Сейчас наше приложение платное, и в будущем мы должны стать бесплатными. Пока оно платное, наш доход очень сильно ограничен. Уже сейчас приходится конкурировать с бесплатными приложениями.

Мы придумали несколько моделей монетизации. Например, есть FMCG-бренды, которым интересно знать, что люди купят в ближайшие несколько дней. А их затраты на рекламу составляют 26% от всех рекламных бюджетов в мире. И реклама, рассчитанная на человека, который собирается купить какой-то продукт, куда эффективнее, чем абстрактная реклама на сайте или по телевизору. Так что им будет интересно с нами работать.

В США я встретился с шестью разными инвесторами. И это не были пятиминутные питчи, как принято о них рассказывать. Эти встречи длились по часу, и я рассказывал всю свою жизнь. Они приводили к новым встречам и приводят к ним до сих пор.

 

Советы

 

Фокусируйтесь. Старайтесь делать что-то одно, но круто. Не надо пытаться делать и мобильные приложения, и игры. Везде должны быть свои профессионалы.


Составьте список нужных людей. Перед поездкой в Кремниевую долину надо чётко понять, с кем и для чего вы хотите познакомиться. Надо выстроить цепочку, как попасть к нужным людям. Вряд ли получится сразу и напрямую. Там есть очень открытое общество стартаперов, но это стартаперы, которые ничего не сделали. А те, кто что-то сделал, не ходят на тусовки.

Не делите доли поровну. Самая главная ошибка, которую могут совершить два партнёра, — это разделить компанию напополам. Нужно, чтобы кто-то был главный. Но разница в долях должна быть чем-то подкреплена. Например, вложенными деньгами.

 

Фото: Наталья Забожко