На прошлой неделе российское подразделение IKEA обвинили в сексизме. Поводом стал пост с фото собаки на официальной странице компании с советами о том, как вести себя с мужчиной, «если вы случайно поцарапали его машину или погрызли любимые тапочки». Компания принесла извинения, а затем удалила пост, отказавшись комментировать ситуацию. Но посты в соцсетях с сексистским подтекстом появлялись раньше и продолжают публиковаться в корпоративных аккаунтах разных компаний. При этом единого мнения о том, как к этому относиться, нет даже у профессиональных маркетологов. The Village выслушал разные мнения.

«Вы нас не поняли»

Сегодня в соцсетях обсуждают пост на российской странице Sony Xperia, где молодому человеку предлагают надеть наушники и послушать музыку, если «кое-кто опять слишком долго собирается». Представители Sony Mobile (подразделения компании, которое занималось постом) не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. 

Стереотипы об отношениях полов еще смелее использовали эсэмэмщики банков. Они предлагали «сделать ее счастливой по полной» с помощью карты рассрочки «Совесть», если не хватает на новый айфон. В прошлом году Альфа-банк обыгрывал мем про парня, который засматривается на другую девушку, сравнивая свой кешбэк и программу «Спасибо» Сбербанка. Тогда SMM-специалисты кредитной организации говорили, что не хотели никого обидеть, просто феминистки «не поняли смысл шутки».

«Сначала добейся»

«Я абсолютно уверен, что у маркетологов нет специальных собраний, где они целый день придумывают, как пообиднее оскорбить своих клиентов, — рассуждает интернет-маркетолог Александр Кукалев. — Запуская рекламные кампании или публикуя посты, они не вкладывают в это абсолютно никакого подтекста». При этом эсэмэмщик всегда рискует кого-то обидеть: «Реклама про День всех влюбленных оскорбляет одиночек, а аппетитные посты с жирными бургерами — тех, кто уже жирный».

Маркетолог считает, что в обыгрывании стереотипов ничего обидного нет: феминистки выступают против объективации, а мужчины — против образа денежного мешка. «Но стереотипы на то и стереотипы, что вот ты не такой, а 90 % населения именно такие. Хочешь опровергнуть? Иди добейся чего-нибудь, пусть в газетах пишут: „Это Валентина Иванова, она искоренила рак на Земле, а еще она собирается на вечеринку за две минуты“», — говорит он.

Кукалев советует не тратить время на комментарии, требуя публичных повешений, увольнений и компенсации за моральный ущерб, — это пустая трата времени; лучше подумать о том, почему человек посчитал их смешными. «Может быть, просто тебе не хватает знаний, чтобы понять суть? Ей-богу, лучше бы люди оскорблялись тем, что в стране, по мнению властей, денег нет, чем очередным обыгрыванием устоявшихся стереотипов. Пользы было бы больше», — полагает он.

«Надо наказывать»

С ним не согласен его коллега Павел Гуров. «Эсэмэмщик и рекламщик — это не просто люди, которые помогают бизнесу зарабатывать, у них есть доступ к самому мощному каналу влияния на умы сегодня — это социальные сети и реклама в них», — говорит он. По его словам, на SMM-специалисте лежит двойная ответственность: он не только должен отвечать за рекламу в соцсетях, но и держать этическую планку, потому что он влияет на то, как будут меняться нормы морали.

«Те эсэмэмщики, которые пропагандируют мизогинистические быдло-взгляды, должны быть наказаны, они должны удалять посты и извиняться. Так будет с каждым», — говорит Гуров.

По информации The Village, авторы постов с сексистским подтекстом оставались работать в компаниях после скандалов: все ограничивалось теми самыми извинениями и удалением публикаций.