Поговорили с папой и мамами, работающими дома, как они совмещают рабочие обязанности с родительскими и какими лайфхаками пользуются. Получилось целых 15 пунктов для организации продуктивного рабочего дня с ребенком.


Андрей Бородкин

журналист, писатель, автор книги «Как стать самым лучшим папой в мире», дочери 4 года

Я работаю фрилансером больше года. Обычно люди, когда слышат это слово, делятся на два лагеря. Первые представляют человека, который нежится под тропическим солнцем, наслаждается пеной соленых волн и раз в полгода пишет один «золотой» текст. Вторые видят перед собой тунеядца, не платящего налоги. Скажу честно, я относился к первой группе. Но не учел, как работа фрилансером будет сочетаться с отцовством. Спустя год я вывел несколько правил, которые помогают мне оставаться продуктивным на двух фронтах.


Установите правила

Первые несколько недель моей работы дома дочь вообще не понимала, что папа работает. Потому что у нее сложилось стойкая ассоциация: папа — дом — выходной. Мне стоило немалых усилий объяснить Еве, что теперь папа трудится дома, ему нужно время и уединение. В такой ситуации лучше всего установить конкретное время работы и место. Например, с утра до 11 часов дня, затем перерыв на игры, затем еще час работы, снова отдых — и так далее. Придерживайтесь этого графика, принцип здесь такой же, как и с режимом сна и кормления малыша.

Дайте ребенку поработать с вами

Полностью оградиться не получится. Мне кажется, это и не нужно. Если у вас хорошие отношения с ребенком, ему обязательно будет интересно то, чем вы занимаетесь, — не стоит убивать этот интерес. Когда Ева приходит ко мне с вопросом, о чем я пишу, я всегда рассказываю и открываю ей чистый лист, где она может раз двести написать «мамам» и «папап» и спокойно отправиться играть дальше. Если отказывать, она будет упорствовать столько, сколько потребуется.

Отнеситесь ко времени с ребенком как к отдыху

Наденьте клоунский нос, перевоплотитесь в волка из «Красной шапочки», спойте «Отпусти и забудь» в караоке. Не бойтесь быть смешным. Для меня этот процесс как дайвинг: знакомство с новым миром, где хозяин не ты. Погрузитесь в родительство, и на это время вы точно сможете забыть о работе.


Катя Белкова

соосновательница PR-агентства «БиС», детям 5 лет и 2 года


Заведите планер

У меня всегда есть план на день, а лучше даже на два-три вперед. Тогда больше шансов правильно распределить энергию на выполнение важных задач, а текущие вопросы решать в течение дня по почте. Например, мне необходимо сделать несколько важных звонков в серьезные организации. Выписываю в список все номера, и пока ребенок спит в машине либо когда он на секции, спокойно обзваниваю. Делами, не связанными с прямым контактом, я занимаюсь рано утром, пока никто не мешает. Обычно к восьми утра, когда семья только просыпается, я успеваю спланировать день, разобрать почту и написать важные письма.

Установите границы

Многие клиенты считают, что если ты фрилансер, то должен быть на связи 24 часа в сутки. Но эти правила либо давно устарели, либо действуют для стажеров и новичков. Ведь даже самые капризные и непослушные дети спят ночами. Поэтому мой лайфхак: ставить телефон в авиарежим с 23:00 до 10:00, а лучше вообще оставлять в другой комнате — здоровый сон еще никому не помешал. На встречах я всегда обозначаю собравшимся, сколько у меня времени: если человек опоздал или тянет кота за хвост, я вправе уйти, ведь я предупредила.

Переключайтесь

Многозадачность в домашних условиях высасывает энергию гораздо сильнее, чем пятидневка в офисе. Но если работу воспринимать не как скучную рутину, а, напротив, как смену деятельности, то жить становится намного легче. Сбор какого-нибудь огромного набора Lego не раз наталкивал меня на креативные решения сложного вопроса, а игра в «Дочки-матери» позволяла вызвать эмпатию там, где про нее давно забыли.

Просите о помощи

Очень часто слышу от подруг, что им никто не помогает. А в мой адрес говорят: «У вас дедушка с бабушкой рядом», «Твои дети спят ночами», «Ты же работаешь — тебе легко» — и так далее. Люди просто обожают находить оправдание своему нежеланию выйти из зоны комфорта. Я обычно принимаю помощь: дедушек — погулять на площадке, бабушек — сводить в кино, бездетных пока подруг — порубиться в настолки с ребенком. Сама в это время еду на переговоры или сижу по уши в презентации. И все в результате довольны.


Ира Седова

соосновательница PR-агентства «БиС», детям 9 лет, 6 лет и 3 года


Расставьте приоритеты

Моя работоспособность резко падает, если все складывается не так, как я запланировала. Чтобы не разочаровываться, я не надеюсь, что сегодня дети сделают уроки сами и лягут пораньше, а я успею написать классный текст за 10 минут). Я оцениваю ситуацию реально и строю планы, закладывая лишний час на уроки, укладывание и текст. В первую очередь я мама, поэтому занимаюсь работой, когда дети позволяют. Например, с девяти утра до трех часов дня.

Объединяйте дела

Когда я вижу, что с коляской гуляют сразу два родителя, я удивляюсь, как можно действовать настолько нерационально. Ведь пока один гуляет, второй успеет сходить в магазин, в кино или даже на деловую встречу! И даже если родитель с коляской один, то, пока ребенок спит, можно ведь работать с телефона. Для этого стоит лишь подготовить свой гаджет и установить все нужные программы: почтовые, мессенджеры, доступ к интернет-папкам, документы с базами и так далее. Кстати, этот комментарий я пишу, пока гуляю с тремя детьми. Опять же, если я выхожу гулять, то прохожу сразу через магазин, МФЦ или Дом быта. График детских занятий выстраиваю так, чтобы за один заход всех развести или забрать из учебных заведений. Пока купаю детей в ванной, успеваю сделать маску для лица и маникюр. Если выезжаю в центр на деловую встречу, то встречаюсь заодно и с подругой или захожу в музей.

Замените деловые встречи общением по скайпу или телефону

В идеале не проводить их вообще, а общаться по телефону и видеосвязи. Просто не хочется терять на дорогу драгоценное время, которое можно потратить на работу за компьютером. Если встреча неизбежна и скоропостижна, а детей деть некуда, то правило простое: место встречи должно быть с игровой зоной. И либо это мой телефон с мультиком в любом офисе, либо кафе с игровой зоной, либо скамейка в парке. Поскольку наши проекты обычно связаны с детским сегментом, партнеры нас понимают.


Анна Зырянова

соосновательница SelfMama и сервиса WorkAtHome, детям 7 лет, 5 лет и 2,5 года

Есть мнение, что работа с ребенком из дома — это избавление от корпоративного рабства и рай на Земле. Но рай этот длится обычно недолго: примерно с того момента, как у младенца заканчиваются колики, и до того момента, пока он не начал ползать. То есть месяца два кажется, что это реально работать из дома, пока младенец спит. На самом деле работа из дома (не важно, с ребенком или без) требует хороших организаторских способностей: нужно правильно организовать не только рабочее время, но и рабочее пространство.


Встаньте с дивана

Я никогда не работаю в спальне или на диване в гостиной, так как это места для отдыха, а не для работы. Диван тебя как бы приглашает отдохнуть, и рука сама тянется открыть соцсети, чтобы поболтать. В идеале хорошо, если есть рабочий стол и кабинет. Но подойдет и кухонный стол, если предварительно убрать с него все, что может отвлечь от работы.

Планируйте встречи с командой

Дети — это, пожалуй, самый важный фактор, который отвлекает. Если дети дома, то я могу выполнять только не требующие погружения задачи, например, быстро ответить на имейл или написать пару комментариев в рабочих аккаунтах. Но если нужно провести рабочее совещание с удаленной командой и обсудить, например, новый процесс, то невозможно это сделать эффективно, параллельно кормя ребенка обедом. Поэтому у нас в команде есть система удаленных собраний: каждый вторник в 10:00 мы обсуждаем контент-план, в пятницу — предстоящий Selfmama Forum и так далее. Под эти жесткие встречи в календаре закреплено время, которое каждый участник освобождает от детей и других дел.


Юлия Батькаева

организатор бизнес-мероприятий и PR-директор в SelfMama, детям 5 лет и 3 года


Разделите рабочие и домашние дела

Долгое время у нас в семье была негласная договоренность, что если я дома, то мне не составит труда заодно выполнить какие-то рутинные дела. В итоге за условный восьмичасовой рабочий день мне надо было не только завершить все рабочие задачи, но и еду приготовить, и убраться, и постирать, и погладить, и детей развести по кружкам, и сходить в магазин. Поэтому главное правило: донести до окружающих, что в сочетании «работа из дома» ключевое слово — «работа». Сейчас я не планирую домашние дела на рабочее время. В противном случае это приводит к расфокусировке внимания, потому что в голове надо держать не только рабочие дела, но и мелкие домашние заботы.

Устраивайте перерыв каждые два часа

В отличие от творческих профессий или производства, я никак не привязана именно к дому: для работы достаточно ноутбука и телефона. Я могу заниматься проектами и в детской раздевалке, пока сын на тренировке, и в метро, и в очереди к врачу. От этого возникает большой соблазн всегда быть на связи, ведь мне ничего не стоит ответить на письмо или сообщение в мессенджере. Плюс у меня нет официального перерыва на обед — часто я вообще про него забываю.

Из-за всего этого границы рабочего времени размываются, и возникает ощущение, что я работаю 24/7. В результате мозг сильно переутомляется, поэтому я взяла за правило каждые два часа делать небольшой перерыв, чтобы переключиться на тело: это либо круги вокруг дома на свежем воздухе, либо зарядка, либо дыхательные упражнения.

Решайте рабочие вопросы в почте, а не в мессенджерах

Я предпочитаю все общение переводить из мессенджеров в почту, потому что так легче найти необходимую информацию и потому что в почте у меня есть система меток. Каждое письмо я отмечаю соответствующей степенью срочности, важности и необходимости действия. Если для ответа мне не требуется дополнительных телодвижений, то отвечаю сразу. Если для ответа на письмо мне нужно, например, найти отчет, запросить информацию у дизайнера или изменить икселевскую таблицу, то я ставлю метку «К действию», добавляю степень срочности и потом разбираю это в порядке уменьшения приоритетности в течение дня.


Обложка: Halfpointstock.adobe.com