В конце сентября в Екатеринбурге подвели итоги конкурса концепций нового здания Свердловской филармонии. Первое место получил авангардный проект бюро Захи Хадид, второе и третье место досталось римским архитекторам Alvisi Kirimoto и бюро Robert Gutowski Architects. Новый зал спроектируют, учитывая идеи всех финалистов, при этом каждый из возможных вариантов предполагает снос жилого шестиэтажного дома по соседству с историческим зданием филармонии.

В общей сложности к конкурсу допустили восемь участников — семь зарубежных и одного российского, из Екатеринбурга. The Village поговорил с главным архитектором бюро «Гордеев — Демидов» Никитой Демидовым об альтернативном проекте филармонии, иконических и контекстных зданиях и недостатках победившей концепции.

О конкурсе

Новость о старте конкурса появилась весной, и моментально облетела все архитектурное сообщество: конкурсы на значимые культурные объекты — редкость. Принять участие в таком конкурсе могут архитектурные бюро или консорциумы, в которых есть специалисты, способные не просто организовать общественное пространство, спроектировать здание и выполнить все стандартные технические требования. Одним из ключевых требований была возможность провести акустические расчеты — не самая частая для архитектора задача.

Первым этапом был конкурс портфолио. Чтобы увеличить шансы уральских архитекторов, мы решили собрать архитектурный консорциум «Екатеринбург +» из местных архитектурных бюро, близких по духу. Еще привлекли опытных британских инженеров-акустиков, которые помогли определиться с формой зала и провести акустические расчеты. Во втором туре каждое бюро из консорциума решило предложить свой вариант здания. В итоге в десятке финалистов из русских архитектурных бюро и консорциумов оказались только мы, и для нас это стало большой победой.

Всего на конкурс поступили 47 заявок, более половины — из-за рубежа. До конкурса допустили 10 участников — одного российского, из Екатеринбурга, и девять иностранных. Позднее два участника снялись с конкурса, и осталось восемь проектов. Свои работы прислали архитекторы из Люксембурга, Франции, Германии, Великобритании и Венгрии.

Когда мы готовили портфолио, собрали несколько десятков реализованных проектов от каждого из пяти бюро консорциума. Самые известные из них — театр «Щелкунчик» проектного предприятия «Уралпроектдубрава», «Эрмитаж-Урал» бюро Владимира Кагановича, проекты бюро «Гордеев — Демидов» — Summit и бизнес-центр на Чапаева-Декабристов, проекты Архитектурного университета и многие другие.

О собственном проекте

Организаторы дали четкое и ясное техническое задание. Важно было правильно все спроектировать и оснастить по последнему слову техники, уделив основное внимание акустической составляющей. В отличие от зарубежных коллег, которые могут узнать Екатеринбург по литературе, картам, фильмам или коротким визитам, мы хорошо знаем организм этого города. Поэтому поставили перед собой задачу подготовить такой проект, который гармонично впишется в ткань города, станет стильной, уместной и нужной сегодняшнему Екатеринбургу точкой притяжения, будет иметь ценность не только для ценителей музыки, но и станет частью образа города в целом. Мы разрабатывали проект, руководствуясь особенностями истории города и нашим чувством родного места.

«Новая филармония» должна была предстать единым концертным комплексом из трех залов, объединенных под одной крышей, рестораном и открытым фестивальным центром с амфитеатром в отреставрированном саду Вайнера. А главным видом из нового зала филармонии должен был стать вид в сторону Литературного квартала и городской набережной.

Наш проект — пример контекстной архитектуры, которая в результате должна была выстроиться в собранный градостроительный ансамбль. Само здание вдохновлено уральской драгоценностью — горным хрусталем. По форме оно подобно жеоде горного хрусталя — гранитной оболочке, внутри которой свое место находит искусство. Проект готовили 10 сотрудников бюро — работали два месяца, после организаторы добавили еще месяц.

О финалистах

Проекты, представленные на конкурсе, обыгрывают два главных подхода: либо это иконическое здание, которое привлекает внимание именно к себе, резко контрастируя с характером улицы, либо контекстная архитектура, которая гармонично вписывается в ансамбль зданий. При этом она не копирует стиль, а подчеркивает разницу архитектурных эпох и стилей, которые друг друга дополняют и обогащают градостроительную среду. Например, проект бюро Захи Хадид, занявший первое место в конкурсе, как раз иконическое здание. Наш проект, как и проекты венгерских и итальянских коллег, занявших второе и третье место — это больше контекстная архитектура.

Все проекты очень разные, но имеют общие черты, будь то техническое наполнение или какие-то детали в организации пространства. У многих есть сквозная пешеходная улица, ведущая от улицы Карла Либкнехта в сад Вайнера. В разном воплощении встречается открытая эспланада с летним амфитеатром. Проекты, занявшие второе и третье места, перекликаются с нашими идеями дополнительных общественных пространств, эспланады и летнего амфитеатра, внутреннего музыкального пассажа. Наши мысли в этом совпали с победившими проектами.

В конкурсе победили проекты высочайшего уровня. Они говорят об одном при помощи разных выразительных средств, это свежий взгляд на городскую архитектуру Екатеринбурга. При этом авторы, не живущие здесь, не могут предусмотреть и учесть в проекте все. Например, в проекте бюро Захи Хадид главное, огромное панорамное окно ориентировано на здание бизнес-центра «Вознесенский». А еще остается лишь малая часть парка, исчезает историческая зеленая эспланада со стороны Первомайской и зала Маклецкого.

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:


Фотографии: архитекторое бюро «Гордеев — Демидов»