Сегодня стало известно, что каршеринговая компания «Делимобиль» смягчила требования к минимальному возрасту и стажу водителей — теперь ее автомобили доступны для россиян от 19 лет со стажем вождения от одного года. Раньше клиентами «Делимобиля» могли стать лица не моложе 21 года со стажем вождения от двух лет. Компания объяснила свое решение желанием увеличить клиентскую базу на 15 %. Случайно или нет, но оно совпало с обсуждением в соцсетях истории блогера Ильяса Сетдинова, который развернул целую кампанию за отмену возрастных и стажевых ограничений в каршерингах. The Village решил разобраться в ситуации.

С чего все началось


Ильяс Сетдинов

житель района Лефортово

До 28 лет я не получал права, потому что не хотел захламлять двор личным транспортом и терпеть не мог тех, кто ставит свою машину прямо под окнами. Весной этого года каршеринговых служб стало очень много, я узнал о каршеринге «Яндекс.Драйв», нашел автошколу, окончил ее, сдал на права. Начал пытаться регистрироваться в сервисах каршеринга — они мне отказывали на основании отсутствия стажа. Я писал им, что я поклонник идеи каршеринга, и предлагал заключить со мной договор, на что они отвечали, что есть правила (кроме TimCar, там зарегистрировали после личного обращения). Но этого все равно мало, чтобы заменить личную машину. Я решил зайти с юридической стороны, отправил досудебную претензию. Четыре сервиса подписали договор (Lifcar, Carlion, Car4You, TimCar), шесть приняли досудебную претензию («Яндекс.Драйв», «Делимобиль», Anytime, BelkaCar, EasyRide, MatreshCar), четыре отказались принимать досудебную претензию (YouDrive, «Карусель», Rentmee, Car5).

У меня есть замечательный ответ от пресс-службы «Яндекс.Драйва», который дал мне их сотрудник Дмитрий Горчаков: «Добрый день. Изучил ваш запрос на комментарий. Мы не комментируем».

Они говорят, что ставят ограничения по стажу из соображений безопасности. Но безопасность дорожного движения — прерогатива ГИБДД, а не частных контор. Не надо брать на себя функции государственного органа: если государство после проведения экзамена допустило гражданина до вождения и других законных ограничений нет — они не имеют права отказывать мне в заключении договора.

Это стандартный аргумент: «стаж равно безопасное вождение». Но у человека могут пять лет лежать права на полке, разве он станет от этого безопаснее водить? Я согласен с тем, что другого инструмента нет, но и стаж тоже не инструмент.

Можно было бы вместо этого выписывать штрафы за нарушения ПДД, зафиксированные телематикой. У всех сервисов же есть телематика. Брать штрафы и, пока человек штраф не погасит, не разрешать ему пользоваться сервисом. Надо делать систему штрафов прогрессивной, чтобы было невыгодно нарушать.

Знак «начинающий водитель» — это моя ответственность, а не арендодателя. У 90 % каршеринговых машин нет аптечки, знака аварийной остановки, огнетушителя… А они беспокоятся из-за знака.

Маленький стаж совершенно не имеет значения с точки зрения заключения договора. Смотрите, вы же можете купить билет на перелет в США? И я могу. И 80-летний дедушка может. Во время полета мы застрахованы авиакомпанией (это условия авиаперевозки). Но вероятность страхового случая у нас разная. Вероятность, что что-то случится с дедушкой, выше, потому что он старше. Авиакомпании тогда придется посадить самолет, чтобы его отвезти в больницу, а это убытки. Но при этом авиакомпания не имеет права отказать в продаже авиабилета ни мне, ни вам, ни дедушке (если никого из нас нет в федеральном черном списке). Разница между этим и каршерингом только в одном: нужно водительское удостоверение.

Идея каршеринга в том, что личная машина человеку не нужна. Но обязательный водительский двухлетний стаж подразумевает, что права либо должны просто два года пролежать на полке, отчего никакая безопасность не повышается, либо у человека должна быть личная машина. Получается, они сами своей идее противоречат. То есть первые два года личная машина нужна, а потом она куда денется? Скорее всего, так и останется в городе, значит, их количество не уменьшится. А я реально считаю, что личная машина в городе — это очень вредно.

В общем, если они не заключат со мной договор, то он будет заключен через суд.


Чего можно добиться в суде

Виктор Иванов

частный юрист

Если взять все каршеринговые службы, то у них принцип один и тот же: нужно присоединиться к договору аренды. В указе каршеринговой компании он называется по-разному: либо договор присоединения, либо договор проката, либо договор аренды. У каждой каршеринговой компании есть свои условия пользования машиной: обычно 21-летний возраст и водительское удостоверение сроком не менее двух лет.

Формально — да, это предвзятое отношение, почему именно два года, а не 20 дней? Считается, что человек, который начал управлять транспортным средством, источником повышенной опасности, за два года станет опытным водителем. Я уверен, что это ошибочное мнение. Есть водители, которые имеют права больше десяти лет, но не ездят на автомобиле, так о какой безопасности тут может идти речь? А есть новички, которые всего неделю назад получили права, но они лучше помнят все правила и более трепетно к ним относятся. Тут еще такой психологический момент.

Это очень сложная и противоречивая ситуация. С одной стороны, когда вы принимаете акцепт оферты, вы принимаете правила компании, а если вы их нарушаете, с вами могут не заключить договор. С другой — получается, что предпочтение тогда отдается водителям с более высоким стажем, а это уже нарушение ГК РФ, нарушение прав потребителя.

У меня были клиенты, которые обращались ко мне с подобными вопросами, но, честно отвечу, мы ограничивались претензиями, в суд не подавали. Потому что в 90 % случаев в иске откажут.

На мой взгляд, каршеринговые службы обязаны заключить договор, несмотря на свои правила, потому что есть закон. В 626-й статье ГК РФ не написано, что аренда автомобиля должна быть обеспечена определенным возрастом.


Почему каршеринги так поступают

Кирилл Курашев

директор по маркетингу каршеринга YouDrive

Согласно оферте YouDrive, ограничений по возрасту у нас нет, единственное требование к пользователям — стаж вождения не менее двух лет. По статистическим данным, начинающие водители чаще попадают в ДТП, что увеличивает риски дополнительных материальных и временных расходов сервиса, а также создает дополнительную опасность для других участников движения. Именно поэтому компании требуют от пользователей наличие водительского стажа.


Пресс-служба каршеринга Anytime

В Anytime давно такие правила, что водить можно с 19 лет и у пользователя должен быть годовой стаж вождения. На самом деле возраст — это далеко не главное, гораздо важнее история водителя, которую можно просмотреть благодаря системе телематики. То есть мы отказываем не только тем, кому нет 19, но и тем, у кого зафиксированы нарушения. Так что никакой дискриминации тут нет, это элементарные ограничения. Все очень просто: человек, который только получил права, должен привыкнуть к автомобилю. Считается, что если у водителя есть минимальный стаж, то он будет более аккуратным на дороге. А аккуратность — это очень важно. Понимаете, мы делаем удобный городской сервис, предлагаем вам доступные хорошие машины и ждем от вас бережного отношения.

Ограничения по возрасту и требования минимального стажа — это не драконовские методы. В той же Европе, если вы возьмете машину (а там это обычно не на два часа, а на несколько дней), правила будут намного жестче.

Возможно, потом мы полностью перейдем на телематику, в современном мире все упрощается. Но пока существуют такие правила, и нужно им следовать.



Обложка: Иван Анисимов