«Король Лев»

The Lion King

Режиссер

Джон Фавро

В ролях

Джеймс Эрл Джонс

Дональд Гловер

Чиветель Эджиофор

Джон Оливер

Достойное трехмерное прочтение классического мультфильма

Вы и так все знаете, но мы на всякий случай напомним. Главное событие Африки — рождение следующего Короля. Маленького львенка Симбу (в оригинальной озвучке — Дональд Гловер) показывают всем подданным саванны: через несколько лет он станет вожаком прайда, а следовательно — и царем всех зверей. Его отец Муфаса (Джеймс Эрл Джонс) унаследовал власть от отца, оставив не у дел брата Шрама (Чиветель Эджиофор) — тот до сих пор считает себя более талантливым и интеллектуальным, не явился на коронацию и вообще демонстрирует неуважение к монархии и порядку.

Когда Симба подрастет, Шрам почувствует его слабое место — желание быть таким же влиятельным и храбрым, как папа, — и начнет водить его по опасным местам, где с ним могут расправиться гиены. Хитроумное убийство наследника Шрам спланировал вместе с теми же гиенами: Симба останется в живых, но с чувством вины сбежит в пустыню, где его найдут неунывающие бородавочник Пумба (Сет Роген) и сурикат Тимон (Билли Айкнер). Там и начнется настоящая акуна матата.

В век, когда все классические диснеевские мультфильмы переделывают в CGI-версии (только что в кинотеатрах триумфально прошел «Аладдин» Гая Ричи, параллельно в твиттере все переругались из-за анонса темнокожей Русалочки), «Король Лев» — настоящая золотая жила, перерождение одного из главных кинособытий 90-х. Все знают песни «Circle of Life» и «I Just Can’t Wait to Be King», все заливались слезами, когда Муфаса падал со скалы, у всех стыла в жилах кровь от саундтрека Ханса Циммера.

Новую версию снял Джон Фавро — человек, в частности, переделавший «Книгу джунглей» из беззаботного и легкого мультфильма о детстве в джунглях в саспенс о выживании маленького человека в природе. «Король Лев» хоть покадрово и повторяет оригинал, отличаясь небольшими сценами и несколькими действительно смешными шутками, — про другое. Про борьбу за власть, которая не выглядит детской шуткой, про сложность возвращения домой с совсем не мультипликационным чувством стыда, про то, почему логично довольствоваться малым, когда у тебя все отняли.

К истории про львенка, который превращается во взрослого и сильного зверя, Фавро добавляет подробную историю бегства от себя в заповедных джунглях, сюжет со львицами (как известно, в дикой природе именно львицы добывают еду для прайда, что не проговаривалось в оригинале), невероятной красоты съемки, которые останутся скоро только в архивах Wild Planet, ведь Африка «Короля Льва» стремительно исчезает на наших глазах. Все было бы идеально, если бы мы могли услышать песни и озвучку в оригинале, но фильм с рейтингом 6+, само собой, идет в дубляже.

Новый «Король Лев» — не ремейк, а дышащая и более драматичная версия давно любимого мультфильма, где по-взрослому проговаривается то, что в оригинале прятали под карнавалом с зебрами и выходками сайдкиков.


Смотреть? Да

«Соблазн»

Sibyl

Режиссер

Жюстин Трие

В ролях

Виржини Эфира Адель Экзаркопулос

Умная психологическая драма о силе прошлого, зависти и конкуренции

Психотерапевт Сибил (Виржини Эфира) — благополучная семейная женщина с любящим мужем и двумя любимыми дочками. В прошлом, как любой сорокалетний человек, она успела пережить несколько драм: похороны матери-алкоголички, ссоры с сестрой, болезненное расставание с любовью всей жизни и полное разочарование в себе. Сибил давно мечтает написать книгу и находит в себе силы отказаться от большинства пациентов, чтобы найти время на писательскую работу.

В этот момент в ее жизнь влетает Марго (Адель Экзаркопулос) — молодая актриса, забеременевшая от куда более известного актера (Гаспар Ульель) на съемочной площадке у одной немки (Сандра Хюллер), с которой он тоже крутил роман. Марго не может выбрать, хочет ли она сделать аборт или оставить ребенка, а потому пытается перебросить свое решение на психотерапевта. Сибил все больше теряет дистанцию по отношению к пациенту: многое, что происходит с Марго, когда-то переживала и она сама. И врач то пытается подстраховать девушку от грядущих ошибок, то, нарушая всякие границы, проживает за нее ее жизнь.

История про женщин, меняющихся местами, — самый общий троп в детективах и психологических триллерах, но Жюстин Трие, показавшая этот фильм в Каннах, разыгрывает карту совсем по-другому. Ее не волнуют вздохи в темноте и границы яви и сна, на которых построен саспенс подобных фильмов — режиссер находит силы отыскать несколько слоев в характере Сибил, сохранив ее цельность. В главной героине, как и в большинстве людей, сочетаются несколько личностей, и каждая время от времени берет верх.

Семейная Сибил рада, что все кошмары жизни уже в прошлом, а понимающий муж дает ей ощущение защиты. Сибил-мать проматывает в голове воспоминания о появлении на свет обеих дочек. Сибил-сестра пытается найти сходства и поддержать свою сестру, выбравшую совсем другую дорогу. Сибил-любовница находится в омуте самого страстного романа своей жизни, оправиться от которого она не могла несколько лет. Сибил-терапевт пытается сопереживать и задавать правильные вопросы, пока ее клиенты не могут принять решение. Сибил-алкоголичка боится пить, потому что знает, к чему это приводит.

Трие мягко выводит каждую из этих субличностей вперед по очереди, не интересуясь ни детективной составляющей, ни мелодрамой, а только извилистой женской судьбой, где будущие шаги предскажет темперамент, болезненный опыт и десяток счастливых и неудачных совпадений.


Смотреть? Да

«Солнцестояние»

Midsommar

Режиссер

Ари Астер

В ролях

Флоренс Пью Джек Рейнор Вильхельм Бломгрен

Ироничный триллер об американке в шведской секте

Американка Дэни (Флоренс Пью), переживающая за биполярную сестру и пожилых родителей, сталкивается с самым невыносимым кошмаром в своей жизни и несколько месяцев пытается прийти в себя. Больше всего Дэни тяготит чувство вины перед бойфрендом Кристианом (Джек Резнор): она плачет, жалуется и ищет помощи, а эмоционально холодный Кристиан ищет повод с ней расстаться. Среди его друзей, классных пацанов, Дэни воспринимают как балласт: друзья давно советуют Кристиану с ней расстаться — и только ее трагедия и чувство вины заставляют его продолжать отношения.

Один из коллег-антропологов, пишущих кандидатскую, приглашает компанию к себе на родину в Швецию в дни летнего солнцестояния — Дэни приглашают из вежливости, она неожиданно соглашается. На залитых солнцем лугах в Швеции гуляют люди в белых платьях: они занимаются хозяйством, поют песни, называют друг друга братьями и сестрами, вырезают руны и пируют за огромным столом. Дэни здесь дискомфортно, к тому же к ней подкатывает друг бойфренда, он сам отдаляется, а местное сообщество начинает раскрываться и показывать все свои дикие ритуалы.

Ари Астер, снявший в прошлом году свой первый полный метр «Реинкарнацию», сразу стал одним из самых известных молодых режиссеров. С заезженной родительской темой и заколдованным домом он обращался настолько мастерски, что при фабуле нового фильма — «американка в северной секте» — хотелось надеяться на что-то невероятное. Что же, «Солнцестояние» не разочаровывает. Это не классический хоррор с десятком скримеров, но умный и многослойный триллер, презирающий многие клише и переписывающий жанр.

Начать с того, что Астер целиком отказывается от темноты — все ужасы здесь происходят при ярком солнечном свете среди красивых людей. Галлюцинации от дурманящих напитков и изматывающих церемоний он передает с такой тонкостью, с какой Йоаким Триер продумывал спецэффекты в «Тельме». Астер также совершенно не ошибается в главной актрисе — Флоренс Пью собирает весь фильм: работа 50 человек на экране увенчивается ее крупными планами и сильнейшими сценами, которые она отыгрывает всем телом. Все, кто переживал ужас утраты, глубинную тревогу, бессонницу и ощущение надвигающегося конца, сразу же сопоставят себя с Дэни — это один из самых выразительных образов абсолютного одиночества в новом кино.

Страшно оказаться в секте, но куда страшнее — быть ненужной человеку, которому ты отдала четыре года своей молодости. А еще Астер — человек с потрясающим чувством юмора: в «Солнцестоянии» есть несколько невероятно нелепых и смешных сцен, которые не подаются как смешные, но замечательно передают абсурдность бытия.

Никакого Шьямалана, никакого «Настоящего детектива», никаких общих мест о культах и заколдованных деревнях. Кажется, перед нами не просто появился, но и растет не по дням, а по часам новый мастер, переизобретающий усталый жанр, — и это событие, происходящее раз в десять лет, мы наблюдаем в прямом эфире.


Смотреть? Да


Обложка: «WDSSPR»