«Прощание»

The Farewell

Режиссер

Лулу Ванг

В ролях

Чжоу Шучжэнь, Аквафина, X Mayo, Лу Хун, Линь Хун

Американке азиатского происхождения Билли (рэперша и уже состоявшаяся актриса Аквафина), давно живущей в Штатах, нужно навестить бабушку на родине — для этого же в Китай съезжается пара десятков редко общающихся между собой родственников. Формально это традиционная большая китайская семья, по факту — люди, которые плохо знакомы, не могут найти друг к другу подход и не чувствуют между собой ничего общего: роднит их разве что суетливость и привычка болтать без умолку о всякой чепухе.

Новость для воссоединения самая грустная — бабушке поставили последнюю стадию рака, но так как в Китае не принято говорить о плохом, особенно о таких диагнозах, все остальные члены семьи договариваются врать бабушке про свадьбу одного из кузенов Билли. Готовясь к празднику, Билли пытается достучаться до родителей и тех, кого последний раз видела в раннем детстве, и выяснить, что она чувствует к отдалившейся бабушке, ведь столько забыто и они так давно не виделись.

«Прощание» стало одним из самых обсуждаемых американских независимых фильмов этого года. До этого все смотрели «Безумных богатых азиатов» о свадьбе в Сингапуре — тоже фильм о возвращении на родину в большую семью с вечной кутерьмой, абсурдными порядками и жесткой иерархией. «Прощание» несет такое же послание, но куда сдержаннее в форме — это не мюзикл, а вкрадчивая семейная драма: нежное кино о необходимости принять то, что нельзя изменить, и терпеть людей, которые дали тебе жизнь, а теперь завираются и несут какой-то бред.

Стилистически фильм Лулу Ванг (она родилась в Китае и в детстве переехала в Штаты) очень похож на румынскую «Сьераневаду» о похоронах дедушки в Бухаресте и раннего Энга Ли («Толкающие руки», «Свадебный банкет», «Есть, пить, мужчина, женщина»). Ничего нового фильм Ванг относительно этих фильмов не говорит: для многих семья, а не свобода выбора и правда для бабушки превыше всего. Существуют миры, где человек никогда не живет сам по себе, а встроен в экосистему, и именно поддержание статус-кво волнует его окружение больше, чем судьба его самого, принципы и честность.

Кому «Прощание» по-настоящему разорвет сердце, так это тем, кто недавно попрощался с кем-то из родных: Аквафина замечательно играет молодую девушку в растерянности первых важных похорон — когда ты из последних сил ищешь, за что зацепиться, чтобы не отпустить далекого, но когда-то незаменимого человека, научившего тебя многому и давшего ласку.


Смотреть? Да


Обложка: A-One Films