28 февраля, воскресенье
Екатеринбург
Екатеринбург
Войти

Что нужно знать об Анатолии Звереве — русском художнике, опередившем Джексона Поллока В музее AZ открывается большая выставка советского авангардиста, не признававшего систему и Пушкина

Что нужно знать об Анатолии Звереве — русском художнике, опередившем Джексона Поллока

19 апреля в музее Анатолия Зверева открывается большая выставка «Зверев-Gala», посвященная творчеству одноименного художника и приуроченная к трехлетию со дня открытия музея.

Во второй половине прошлого века Анатолий Зверев был одним из самых ярких представителей московской андеграундной сцены, хоть и никогда не числился в каких-либо объединениях. Художник, которого Пабло Пикассо назвал лучшим рисовальщиком России, по своей репутации на родине может быть сравним с Венечкой Ерофеевым, автором знаменитой поэмы «Москва — Петушки» — также попадающим в различные истории, находящимся в постоянном алкогольном бреду, ведущим полубродяжный образ жизни.

Несмотря на постоянные смены места жительства, пристрастие к алкоголю и драки, после Зверева (художник умер в 1986 году от инсульта) осталось наследие из 30 тысяч работ, которые находятся в собраниях многих крупных коллекционеров неофициального советского искусства, а также в музеях по всему миру — от Третьяковской галереи до нью-йоркского МоМА.

«Его картины — бред больного»: Отношения с официальным искусством и властью

Как настоящего неофициального героя, Зверева недолюбливала власть и признанные ею художники — например, скульптор и первый секретарь правления Союза художников СССР Екатерина Белашова говорила, что «Зверев не художник, его картины — это просто бред больного человека», а антипод Зверева в живописи Владимир Вейсберг называл его способным, но «не имеющим ни школы, ни культуры» человеком.

Однако художественное образование у Зверева все же было: бросив среднюю школу в 15 лет, он начал учиться в художественном ремесленном училище на Преображенке у Дмитрия Лопатникова. Доучившись, Зверев отслужил два года во флоте. Потом он поступил в МГАХУ памяти 1905 года, откуда был вынужден уйти, так как был не согласен с системой преподавания — слишком архаичной и конвенциональной. Ему вообще было чуждо все официальное. По словам его друга, художника Владимира Немухина, Зверев «не любил Пушкина, считая его поэтом официальным. А вот Лермонтов — это не официальный поэт. И по Лермонтову он много рисовал».

По воспоминаниям современников, Звереву было абсолютно наплевать на славу, деньги и власть. Ему не нравилась как институциональная музейная система (на предложение Третьяковской галереи купить его работы он ответил, что лучше он нарисует работу «кому-нибудь за десятку — пусть висит дома на стене», а не пылится в запасниках), так и система правоохранительных органов: милиция и работники КГБ преследовали Зверева по статье за тунеядство. Именно поэтому он признавал единственный вид общественного транспорта — такси, «наилучший способ улизнуть от органов». По воспоминаниям друга художника Михаила Кулакова, схема бегства Зверева была проста: «как можно быстрее добраться до очередного знакомого, где можно скрыться от враждебного мира, выпив и закусив».

Сосны. 1958

На что похожи работы Зверева

Художественную манеру Зверева нельзя отнести к какому-то определенному направлению, его работы перенимают черты многих европейских течений XX века: фовизма, абстракционизма, экспрессионизма. Он не мог окончательно определиться как с техникой, так и с материалом — всю жизнь Зверев рисовал в смешанной технике: мешал масло с акварелью, акварель с тушью, работал то с натуры, то без нее.

После неоконченной учебы Зверев находился в постоянном поиске своего собственного стиля. На первых порах его больше всего привлекали работы русских пейзажистов конца XIX века — Исаака Левитана и Алексея Саврасова. Но вскоре его перестал удовлетворять натурализм, присущий их работам, и в поисках большей экспрессии он обратился к динамичным и экспрессивным работам Врубеля. Следующим источником вдохновения стали работы французских художников начала XX века, фовистов и постимпрессионистов (Матисс, Ван Гог, Сезанн), которые были показаны в Москве в 1953 году впервые после долгого перерыва — событие, ставшее частью хрущевской оттепели.

Примерно в это же время на Зверева обратили внимание влиятельные коллекционеры: Игорь Маркевич, Александр Румнев, Георгий Костаки — именно последний назвал Зверева «русским Поллоком».

Полина Лобачевская. 1980

«Русский Поллок»

Впервые «первый русский экспрессионист» (как его называл Костаки) увидел работы настоящего Поллока в 1959 году на Американской выставке в «Сокольниках». Картину знаменитого американца ему представили пояснительным замечанием: «Вот кому вы подражаете», на что Зверев, внимательно рассмотрев картину, произнес ставшую знаменитой фразу: «Ну, это академизм. Я ушел гораздо дальше».


Картину Поллока ему представили пояснительным замечанием: «Вот кому вы подражаете», на что Зверев, внимательно рассмотрев картину, произнес ставшую знаменитой фразу: «Ну, это академизм. Я ушел гораздо дальше»


Зверев действительно считал, что опередил Поллока, ведь несколькими годами ранее в том же Сокольническом парке он рисовал картины на кусках фанеры, разбрызгивая краски и используя все подручные средства вплоть до веника. Этот процесс создания работы действительно был похож на технику дриппинга (от английского drip — «капать»), напрямую связанную с творчеством Джексона Поллока. По воспоминаниям художника Дмитрия Плавинского, «Анатолий работал стремительно. Вооружившись бритвенным помазком, столовым ножом, гуашью и акварелью, <...> он бросался на лист бумаги, обливал бумагу, пол, стулья грязной водой, швырял в лужу банки гуаши, размазывал тряпкой, а то и ботинками весь этот цветовой кошмар».

Однако Зверева не интересовала абстракция в чистом виде, его экспрессивная манера была способом отображения реальности, будь то портрет, пейзаж или иллюстрации к классике. Так, его можно отнести скорее к художникам «живописи действия» (action painting), основным принципом которой было нанесение краски нетрадиционным способом. Для советских художников такой способ действительно был новаторским, многие считали его дилетантским и признаком недостаточной образованности Зверева.

Автопортрет в тельняшке. Конец 50-х

«Дождь лил, а я пил»

Пристрастие к алкоголю очень цельно входило в жизнь и творчество Зверева. Даже будучи уже известным художником, он не мог изменить своего образа жизни и то и дело предлагал людям «увековечить за рубль», после чего мог написать до 20 работ за раз. Практически постоянное нетрезвое состояние отражалось и на его манере письма: это было похоже на театральное действо, ритуал, в котором были задействованы все подручные средства. Как и Поллок, для работы он часто стелил полотно на пол, и если в это время по нему пробегала кошка или собака, оставив следы лап, то Зверев не только не раздражался, но и говорил: «Они добавили существенные детали, которые мне самому не пришли бы в голову».

Грязная, неподходящая по размеру одежда, надвинутая на глаза кепка — внешний вид Зверева полностью отражал его образ жизни и, по воспоминаниям современников, у многих вызывал брезгливость и отвращение. При этом Зверев сам был ужасно брезгливым: чтобы не запачкать воду о стакан, пил только из бутылки, не касаясь горлышка губами, не ел хлеб с коркой и выковыривал только серединку, а если замечал в тарелке постороннюю соринку, то выбрасывал еду полностью.

Мужской портрет. 1958

Портрет генсекретаря ООН

После того как на Зверева обратили внимание известные коллекционеры, его слава начала распространяться и на Западе. Его работы пользовались спросом у западных коллекционеров и крупных музеев (например, у МоМА в Нью-Йорке), участвовали в выставках нового русского искусства. В Париже проводили и персональные выставки Зверева, но сам художник не был ни на одной из них — он ни разу не выезжал за границу.

Примечательно, что в России, помимо квартирных и коллективных выставок неофициального искусства, его творчество нашло признание в посольских кругах. Понимая, что такому художнику, как Зверев, не имеет смысла ждать официальных правительственных заказов, главный коллекционер художника Георгий Костаки активно рекламировал его среди знакомых послов и дипломатов. Представителям западной культуры творчество Зверева было намного ближе (вероятно, благодаря сильной связи с модернизмом начала века), у этого явления даже появился особый термин — дип-арт, обозначающий искусство, которое особенно ценится среди высокопоставленных иностранцев. Для портретов Звереву позировали дипломаты, сотрудники посольств, их жены и подруги и даже генеральный секретарь ООН в 1953–1961 годах Даг Хаммаршёльд.

Первый в России частный музей одного художника

Музей АЗ (названный по инициалам художника, которыми подписаны все его работы) — первый в России частный музей одного художника — открылся в 2015 году на 2-й Тверской-Ямской улице в Москве. Толчком для его создания послужила выставка 2012 года в Манеже «Зверев в огне», на которой были представлены работы коллекционера Георгия Костаки, уцелевшие при пожаре 1976 года, — выставка вызвала большой интерес со стороны публики (ее посетили почти 40 тысяч человек), что привело к созданию отдельного музея.


Фотографии: музей Анатолия Зверева

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

13 выставок, на которые нужно сходить этой весной
13 выставок, на которые нужно сходить этой веснойВерещагин, последняя репетиция V-A-C и «Дельфин в фонтане»
13 выставок, на которые нужно сходить этой весной

13 выставок, на которые нужно сходить этой весной Верещагин, последняя репетиция V-A-C и «Дельфин в фонтане»

«Мнение каждого посетителя верно»: Кто такие медиаторы и как они заменят музейных экскурсоводов
«Мнение каждого посетителя верно»: Кто такие медиаторы и как они заменят музейных экскурсоводовКак фонд V-A-C пытается говорить о современном искусстве с горожанами
«Мнение каждого посетителя верно»: Кто такие медиаторы и как они заменят музейных экскурсоводов

«Мнение каждого посетителя верно»: Кто такие медиаторы и как они заменят музейных экскурсоводов Как фонд V-A-C пытается говорить о современном искусстве с горожанами

Что собой представляет «Смена 2.0»
Что собой представляет «Смена 2.0»Новый культурный центр на «Таганской» — три этажа с танцполами, выставочным пространством, фуд-кортом, баром и торговыми точками
Что собой представляет «Смена 2.0»

Что собой представляет «Смена 2.0» Новый культурный центр на «Таганской» — три этажа с танцполами, выставочным пространством, фуд-кортом, баром и торговыми точками

Вместо тысячи слов: «Тихое место» — хоррор о мире, где спасает только молчание
Вместо тысячи слов: «Тихое место» — хоррор о мире, где спасает только молчаниеДжон Красински продолжает череду заметных американских инди-хорроров
Вместо тысячи слов: «Тихое место» — хоррор о мире, где спасает только молчание

Вместо тысячи слов: «Тихое место» — хоррор о мире, где спасает только молчание Джон Красински продолжает череду заметных американских инди-хорроров

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Бистро «Морская, 10» с белыми чайками и диско-шаром в Банковском переулке

Что делать, если близкому поставили диагноз «рак»

«Музыкальный инстинкт»: Как музыка влияет на наш мозг

Жить по-другому: Почему формат коливингов становится все популярнее

Ручной доктор: Смогут ли гаджеты заменить врача

Первая полоса

Бистро «Морская, 10» с белыми чайками и диско-шаром в Банковском переулке

Бистро «Морская, 10» с белыми чайками и диско-шаром в Банковском переулке

Бистро «Морская, 10» с белыми чайками и диско-шаром в Банковском переулке

Бистро «Морская, 10» с белыми чайками и диско-шаром в Банковском переулке

Что делать, если близкому поставили диагноз «рак»
Промо
Что делать, если близкому поставили диагноз «рак»И почему слова «все будет хорошо» не лучший способ поддержки
Что делать, если близкому поставили диагноз «рак»
Промо

Что делать, если близкому поставили диагноз «рак» И почему слова «все будет хорошо» не лучший способ поддержки

«Музыкальный инстинкт»: Как музыка влияет на наш мозг
«Музыкальный инстинкт»: Как музыка влияет на наш мозгМожет ли она усилить иммунитет и развить интеллект
«Музыкальный инстинкт»: Как музыка влияет на наш мозг

«Музыкальный инстинкт»: Как музыка влияет на наш мозг Может ли она усилить иммунитет и развить интеллект

Жить по-другому: Почему формат коливингов становится все популярнее
Промо
Жить по-другому: Почему формат коливингов становится все популярнееИ как в Москве реализуют эту концепцию
Жить по-другому: Почему формат коливингов становится все популярнее
Промо

Жить по-другому: Почему формат коливингов становится все популярнее И как в Москве реализуют эту концепцию

Ручной доктор:
Смогут ли гаджеты заменить врача
Промо
Ручной доктор: Смогут ли гаджеты заменить врачаПочему уже сейчас умные устройства нужны не только спортсменам
Ручной доктор:
Смогут ли гаджеты заменить врача
Промо

Ручной доктор: Смогут ли гаджеты заменить врача Почему уже сейчас умные устройства нужны не только спортсменам

Все свои: Как горожане переезжают из съемных квартир и хостелов в коливинги
Все свои: Как горожане переезжают из съемных квартир и хостелов в коливингиИ что может пойти не так
Все свои: Как горожане переезжают из съемных квартир и хостелов в коливинги

Все свои: Как горожане переезжают из съемных квартир и хостелов в коливинги И что может пойти не так

Где в России можно поплавать с китами, познакомиться с шаманами и увидеть собственный Гранд-Каньон
Промо
Где в России можно поплавать с китами, познакомиться с шаманами и увидеть собственный Гранд-КаньонГид по необычным местам страны
Где в России можно поплавать с китами, познакомиться с шаманами и увидеть собственный Гранд-Каньон
Промо

Где в России можно поплавать с китами, познакомиться с шаманами и увидеть собственный Гранд-Каньон Гид по необычным местам страны

Косметичка марта: Крем Kylie Skin, «пасхальное яйцо» Babor, ароматы для внутреннего баланса Lush и другие новинки
Косметичка марта: Крем Kylie Skin, «пасхальное яйцо» Babor, ароматы для внутреннего баланса Lush и другие новинки
Косметичка марта: Крем Kylie Skin, «пасхальное яйцо» Babor, ароматы для внутреннего баланса Lush и другие новинки

Косметичка марта: Крем Kylie Skin, «пасхальное яйцо» Babor, ароматы для внутреннего баланса Lush и другие новинки

Что такое фемпоэзия
Что такое фемпоэзияИ почему это самое интересное, что происходит сейчас в российской литературе
Что такое фемпоэзия

Что такое фемпоэзия И почему это самое интересное, что происходит сейчас в российской литературе

Как понять, что с вашим сердцем что-то не так
Спецпроект
Как понять, что с вашим сердцем что-то не такИ как продлить его работу
Как понять, что с вашим сердцем что-то не так
Спецпроект

Как понять, что с вашим сердцем что-то не так И как продлить его работу

Несложные завтраки дома: Печеные яйца, французский тост, оладьи с беконом и многое другое
Несложные завтраки дома: Печеные яйца, французский тост, оладьи с беконом и многое другое
Несложные завтраки дома: Печеные яйца, французский тост, оладьи с беконом и многое другое

Несложные завтраки дома: Печеные яйца, французский тост, оладьи с беконом и многое другое

Весенний вайб:
10 бьюти-подарков, которые скрасят предстоящий сезон
Промо
Весенний вайб: 10 бьюти-подарков, которые скрасят предстоящий сезонВыбираем подарки, не выходя из дома
Весенний вайб:
10 бьюти-подарков, которые скрасят предстоящий сезон
Промо

Весенний вайб: 10 бьюти-подарков, которые скрасят предстоящий сезон Выбираем подарки, не выходя из дома

Квартира с панорамными окнами в «Кандинском»
Квартира с панорамными окнами в «Кандинском»Паттерн с Микки-Маусом и картины Ромы Бантика
Квартира с панорамными окнами в «Кандинском»

Квартира с панорамными окнами в «Кандинском» Паттерн с Микки-Маусом и картины Ромы Бантика

🚀 Королева мемов и 🚽 WC explorer: Эксперты оценивают профили редакторов The Village в Clubhouse
🚀 Королева мемов и 🚽 WC explorer: Эксперты оценивают профили редакторов The Village в ClubhouseИ дают советы по самопрезентации
🚀 Королева мемов и 🚽 WC explorer: Эксперты оценивают профили редакторов The Village в Clubhouse

🚀 Королева мемов и 🚽 WC explorer: Эксперты оценивают профили редакторов The Village в Clubhouse И дают советы по самопрезентации

Каково это — быть хоардером, жить с хоардером, бороться с хоардером?

Каково это — быть хоардером, жить с хоардером, бороться с хоардером?

Каково это — быть хоардером, жить с хоардером, бороться с хоардером?

Каково это — быть хоардером, жить с хоардером, бороться с хоардером?

Кирилл Иванов рассказывает о том, как записывались все десять альбомов «СБПЧ»
Кирилл Иванов рассказывает о том, как записывались все десять альбомов «СБПЧ»
Кирилл Иванов рассказывает о том, как записывались все десять альбомов «СБПЧ»

Кирилл Иванов рассказывает о том, как записывались все десять альбомов «СБПЧ»

Четырехлетие «Шалома», Каролина Bnv, «Beat/овка» в «Опыте» и Long Arm в «Самоцвете»
Четырехлетие «Шалома», Каролина Bnv, «Beat/овка» в «Опыте» и Long Arm в «Самоцвете»Вечеринки Екатеринбурга с 26 по 27 февраля
Четырехлетие «Шалома», Каролина Bnv, «Beat/овка» в «Опыте» и Long Arm в «Самоцвете»

Четырехлетие «Шалома», Каролина Bnv, «Beat/овка» в «Опыте» и Long Arm в «Самоцвете» Вечеринки Екатеринбурга с 26 по 27 февраля

Промокод Made on earth, мужское кружевное белье Petra и капсула Ushatava

Промокод Made on earth, мужское кружевное белье Petra и капсула Ushatava

Промокод Made on earth, мужское кружевное белье Petra и капсула Ushatava

Промокод Made on earth, мужское кружевное белье Petra и капсула Ushatava

Как учитель из Якутии начал снимать фильмы и победил на «Кинотавре»: Интервью с режиссером «Пугала» Дмитрием Давыдовым
Как учитель из Якутии начал снимать фильмы и победил на «Кинотавре»: Интервью с режиссером «Пугала» Дмитрием Давыдовым
Как учитель из Якутии начал снимать фильмы и победил на «Кинотавре»: Интервью с режиссером «Пугала» Дмитрием Давыдовым

Как учитель из Якутии начал снимать фильмы и победил на «Кинотавре»: Интервью с режиссером «Пугала» Дмитрием Давыдовым

Как бизнес может использовать Clubhouse
Как бизнес может использовать ClubhouseУральские сммщики — о том, почему соцсеть стала новым Facebook и сколько стоит пригласить в комнату звезду
Как бизнес может использовать Clubhouse

Как бизнес может использовать Clubhouse Уральские сммщики — о том, почему соцсеть стала новым Facebook и сколько стоит пригласить в комнату звезду

Подпишитесь на рассылку