Что нужно знать об Анатолии Звереве — русском художнике, опередившем Джексона Поллока В музее AZ открывается большая выставка советского авангардиста, не признававшего систему и Пушкина

Что нужно знать об Анатолии Звереве — русском художнике, опередившем Джексона Поллока

19 апреля в музее Анатолия Зверева открывается большая выставка «Зверев-Gala», посвященная творчеству одноименного художника и приуроченная к трехлетию со дня открытия музея.

Во второй половине прошлого века Анатолий Зверев был одним из самых ярких представителей московской андеграундной сцены, хоть и никогда не числился в каких-либо объединениях. Художник, которого Пабло Пикассо назвал лучшим рисовальщиком России, по своей репутации на родине может быть сравним с Венечкой Ерофеевым, автором знаменитой поэмы «Москва — Петушки» — также попадающим в различные истории, находящимся в постоянном алкогольном бреду, ведущим полубродяжный образ жизни.

Несмотря на постоянные смены места жительства, пристрастие к алкоголю и драки, после Зверева (художник умер в 1986 году от инсульта) осталось наследие из 30 тысяч работ, которые находятся в собраниях многих крупных коллекционеров неофициального советского искусства, а также в музеях по всему миру — от Третьяковской галереи до нью-йоркского МоМА.

«Его картины — бред больного»: Отношения с официальным искусством и властью

Как настоящего неофициального героя, Зверева недолюбливала власть и признанные ею художники — например, скульптор и первый секретарь правления Союза художников СССР Екатерина Белашова говорила, что «Зверев не художник, его картины — это просто бред больного человека», а антипод Зверева в живописи Владимир Вейсберг называл его способным, но «не имеющим ни школы, ни культуры» человеком.

Однако художественное образование у Зверева все же было: бросив среднюю школу в 15 лет, он начал учиться в художественном ремесленном училище на Преображенке у Дмитрия Лопатникова. Доучившись, Зверев отслужил два года во флоте. Потом он поступил в МГАХУ памяти 1905 года, откуда был вынужден уйти, так как был не согласен с системой преподавания — слишком архаичной и конвенциональной. Ему вообще было чуждо все официальное. По словам его друга, художника Владимира Немухина, Зверев «не любил Пушкина, считая его поэтом официальным. А вот Лермонтов — это не официальный поэт. И по Лермонтову он много рисовал».

По воспоминаниям современников, Звереву было абсолютно наплевать на славу, деньги и власть. Ему не нравилась как институциональная музейная система (на предложение Третьяковской галереи купить его работы он ответил, что лучше он нарисует работу «кому-нибудь за десятку — пусть висит дома на стене», а не пылится в запасниках), так и система правоохранительных органов: милиция и работники КГБ преследовали Зверева по статье за тунеядство. Именно поэтому он признавал единственный вид общественного транспорта — такси, «наилучший способ улизнуть от органов». По воспоминаниям друга художника Михаила Кулакова, схема бегства Зверева была проста: «как можно быстрее добраться до очередного знакомого, где можно скрыться от враждебного мира, выпив и закусив».

Сосны. 1958

На что похожи работы Зверева

Художественную манеру Зверева нельзя отнести к какому-то определенному направлению, его работы перенимают черты многих европейских течений XX века: фовизма, абстракционизма, экспрессионизма. Он не мог окончательно определиться как с техникой, так и с материалом — всю жизнь Зверев рисовал в смешанной технике: мешал масло с акварелью, акварель с тушью, работал то с натуры, то без нее.

После неоконченной учебы Зверев находился в постоянном поиске своего собственного стиля. На первых порах его больше всего привлекали работы русских пейзажистов конца XIX века — Исаака Левитана и Алексея Саврасова. Но вскоре его перестал удовлетворять натурализм, присущий их работам, и в поисках большей экспрессии он обратился к динамичным и экспрессивным работам Врубеля. Следующим источником вдохновения стали работы французских художников начала XX века, фовистов и постимпрессионистов (Матисс, Ван Гог, Сезанн), которые были показаны в Москве в 1953 году впервые после долгого перерыва — событие, ставшее частью хрущевской оттепели.

Примерно в это же время на Зверева обратили внимание влиятельные коллекционеры: Игорь Маркевич, Александр Румнев, Георгий Костаки — именно последний назвал Зверева «русским Поллоком».

Полина Лобачевская. 1980

«Русский Поллок»

Впервые «первый русский экспрессионист» (как его называл Костаки) увидел работы настоящего Поллока в 1959 году на Американской выставке в «Сокольниках». Картину знаменитого американца ему представили пояснительным замечанием: «Вот кому вы подражаете», на что Зверев, внимательно рассмотрев картину, произнес ставшую знаменитой фразу: «Ну, это академизм. Я ушел гораздо дальше».


Картину Поллока ему представили пояснительным замечанием: «Вот кому вы подражаете», на что Зверев, внимательно рассмотрев картину, произнес ставшую знаменитой фразу: «Ну, это академизм. Я ушел гораздо дальше»


Зверев действительно считал, что опередил Поллока, ведь несколькими годами ранее в том же Сокольническом парке он рисовал картины на кусках фанеры, разбрызгивая краски и используя все подручные средства вплоть до веника. Этот процесс создания работы действительно был похож на технику дриппинга (от английского drip — «капать»), напрямую связанную с творчеством Джексона Поллока. По воспоминаниям художника Дмитрия Плавинского, «Анатолий работал стремительно. Вооружившись бритвенным помазком, столовым ножом, гуашью и акварелью, <...> он бросался на лист бумаги, обливал бумагу, пол, стулья грязной водой, швырял в лужу банки гуаши, размазывал тряпкой, а то и ботинками весь этот цветовой кошмар».

Однако Зверева не интересовала абстракция в чистом виде, его экспрессивная манера была способом отображения реальности, будь то портрет, пейзаж или иллюстрации к классике. Так, его можно отнести скорее к художникам «живописи действия» (action painting), основным принципом которой было нанесение краски нетрадиционным способом. Для советских художников такой способ действительно был новаторским, многие считали его дилетантским и признаком недостаточной образованности Зверева.

Автопортрет в тельняшке. Конец 50-х

«Дождь лил, а я пил»

Пристрастие к алкоголю очень цельно входило в жизнь и творчество Зверева. Даже будучи уже известным художником, он не мог изменить своего образа жизни и то и дело предлагал людям «увековечить за рубль», после чего мог написать до 20 работ за раз. Практически постоянное нетрезвое состояние отражалось и на его манере письма: это было похоже на театральное действо, ритуал, в котором были задействованы все подручные средства. Как и Поллок, для работы он часто стелил полотно на пол, и если в это время по нему пробегала кошка или собака, оставив следы лап, то Зверев не только не раздражался, но и говорил: «Они добавили существенные детали, которые мне самому не пришли бы в голову».

Грязная, неподходящая по размеру одежда, надвинутая на глаза кепка — внешний вид Зверева полностью отражал его образ жизни и, по воспоминаниям современников, у многих вызывал брезгливость и отвращение. При этом Зверев сам был ужасно брезгливым: чтобы не запачкать воду о стакан, пил только из бутылки, не касаясь горлышка губами, не ел хлеб с коркой и выковыривал только серединку, а если замечал в тарелке постороннюю соринку, то выбрасывал еду полностью.

Мужской портрет. 1958

Портрет генсекретаря ООН

После того как на Зверева обратили внимание известные коллекционеры, его слава начала распространяться и на Западе. Его работы пользовались спросом у западных коллекционеров и крупных музеев (например, у МоМА в Нью-Йорке), участвовали в выставках нового русского искусства. В Париже проводили и персональные выставки Зверева, но сам художник не был ни на одной из них — он ни разу не выезжал за границу.

Примечательно, что в России, помимо квартирных и коллективных выставок неофициального искусства, его творчество нашло признание в посольских кругах. Понимая, что такому художнику, как Зверев, не имеет смысла ждать официальных правительственных заказов, главный коллекционер художника Георгий Костаки активно рекламировал его среди знакомых послов и дипломатов. Представителям западной культуры творчество Зверева было намного ближе (вероятно, благодаря сильной связи с модернизмом начала века), у этого явления даже появился особый термин — дип-арт, обозначающий искусство, которое особенно ценится среди высокопоставленных иностранцев. Для портретов Звереву позировали дипломаты, сотрудники посольств, их жены и подруги и даже генеральный секретарь ООН в 1953–1961 годах Даг Хаммаршёльд.

Первый в России частный музей одного художника

Музей АЗ (названный по инициалам художника, которыми подписаны все его работы) — первый в России частный музей одного художника — открылся в 2015 году на 2-й Тверской-Ямской улице в Москве. Толчком для его создания послужила выставка 2012 года в Манеже «Зверев в огне», на которой были представлены работы коллекционера Георгия Костаки, уцелевшие при пожаре 1976 года, — выставка вызвала большой интерес со стороны публики (ее посетили почти 40 тысяч человек), что привело к созданию отдельного музея.


Фотографии: музей Анатолия Зверева

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

13 выставок, на которые нужно сходить этой весной
13 выставок, на которые нужно сходить этой весной Верещагин, последняя репетиция V-A-C и «Дельфин в фонтане»
13 выставок, на которые нужно сходить этой весной

13 выставок, на которые нужно сходить этой весной
Верещагин, последняя репетиция V-A-C и «Дельфин в фонтане»

«Мнение каждого посетителя верно»: Кто такие медиаторы и как они заменят музейных экскурсоводов
«Мнение каждого посетителя верно»: Кто такие медиаторы и как они заменят музейных экскурсоводов Как фонд V-A-C пытается говорить о современном искусстве с горожанами
«Мнение каждого посетителя верно»: Кто такие медиаторы и как они заменят музейных экскурсоводов

«Мнение каждого посетителя верно»: Кто такие медиаторы и как они заменят музейных экскурсоводов
Как фонд V-A-C пытается говорить о современном искусстве с горожанами

Что собой представляет «Смена 2.0»
Что собой представляет «Смена 2.0» Новый культурный центр на «Таганской» — три этажа с танцполами, выставочным пространством, фуд-кортом, баром и торговыми точками
Что собой представляет «Смена 2.0»

Что собой представляет «Смена 2.0»
Новый культурный центр на «Таганской» — три этажа с танцполами, выставочным пространством, фуд-кортом, баром и торговыми точками

Вместо тысячи слов: «Тихое место» — хоррор о мире, где спасает только молчание
Вместо тысячи слов: «Тихое место» — хоррор о мире, где спасает только молчание Джон Красински продолжает череду заметных американских инди-хорроров
Вместо тысячи слов: «Тихое место» — хоррор о мире, где спасает только молчание

Вместо тысячи слов: «Тихое место» — хоррор о мире, где спасает только молчание
Джон Красински продолжает череду заметных американских инди-хорроров

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Как найти свою цель и начать двигаться к ней

Приходим в себя после майских: Как провести неделю

Самая маленькая хумусия в городе, повторное открытие «Дома 16» и идеальная брассери Caffé Mandy’s на Покровке

«Мы не будем работать „на подсосе“»: Зачем рекламщики запускают платформу для социальных проектов

Что такое экотревожность

Первая полоса

Как найти свою цель и начать двигаться к ней
Как найти свою цель и начать двигаться к ней Опыт известных людей прошлого
Как найти свою цель и начать двигаться к ней

Как найти свою цель и начать двигаться к ней
Опыт известных людей прошлого

Приходим в себя после майских: Как провести неделю
Приходим в себя после майских: Как провести неделю Лучшие концерты, выставки и кинопоказы в Москве
Приходим в себя после майских: Как провести неделю

Приходим в себя после майских: Как провести неделю
Лучшие концерты, выставки и кинопоказы в Москве

Самая маленькая хумусия в городе, повторное открытие «Дома 16» и идеальная брассери Caffé Mandy’s на Покровке
Самая маленькая хумусия в городе, повторное открытие «Дома 16» и идеальная брассери Caffé Mandy’s на Покровке
Самая маленькая хумусия в городе, повторное открытие «Дома 16» и идеальная брассери Caffé Mandy’s на Покровке

Самая маленькая хумусия в городе, повторное открытие «Дома 16» и идеальная брассери Caffé Mandy’s на Покровке

«Мы не будем работать „на подсосе“»: Зачем рекламщики запускают платформу для социальных проектов
«Мы не будем работать „на подсосе“»: Зачем рекламщики запускают платформу для социальных проектов Как работает импакт-маркетинг и почему он будет везде
«Мы не будем работать „на подсосе“»: Зачем рекламщики запускают платформу для социальных проектов

«Мы не будем работать „на подсосе“»: Зачем рекламщики запускают платформу для социальных проектов
Как работает импакт-маркетинг и почему он будет везде

Что такое экотревожность

Что такое экотревожностьИ как люди живут со страхом перед климатическим апокалипсисом 

Что такое экотревожность

Что такое экотревожность И как люди живут со страхом перед климатическим апокалипсисом 

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День второй — Володя Метёлкин в Чертанове
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День второй — Володя Метёлкин в Чертанове «У меня все в жизни налаживается»
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День второй — Володя Метёлкин в Чертанове

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День второй — Володя Метёлкин в Чертанове
«У меня все в жизни налаживается»

Новые St. Vincent и «Комсомольск», сериал с Юэном Макгрегором и книга о современной депрессии
Новые St. Vincent и «Комсомольск», сериал с Юэном Макгрегором и книга о современной депрессии Рассказываем про лучшие новинки недели
Новые St. Vincent и «Комсомольск», сериал с Юэном Макгрегором и книга о современной депрессии

Новые St. Vincent и «Комсомольск», сериал с Юэном Макгрегором и книга о современной депрессии
Рассказываем про лучшие новинки недели

«Она сделала для моей сексуальной жизни больше, чем все мои партнеры»: Как Татьяна Никонова меняла представления о сексе
«Она сделала для моей сексуальной жизни больше, чем все мои партнеры»: Как Татьяна Никонова меняла представления о сексе
«Она сделала для моей сексуальной жизни больше, чем все мои партнеры»: Как Татьяна Никонова меняла представления о сексе

«Она сделала для моей сексуальной жизни больше, чем все мои партнеры»: Как Татьяна Никонова меняла представления о сексе

«Мы останемся приметами времени»: Самоирония и эволюция на новом альбоме «Комсомольска»
«Мы останемся приметами времени»: Самоирония и эволюция на новом альбоме «Комсомольска» Самом смелом в истории группы
«Мы останемся приметами времени»: Самоирония и эволюция на новом альбоме «Комсомольска»

«Мы останемся приметами времени»: Самоирония и эволюция на новом альбоме «Комсомольска»
Самом смелом в истории группы

Наши ревущие 20-е: Чем заняться на фестивале «Дни авангарда», посвященном НЭПу
Наши ревущие 20-е: Чем заняться на фестивале «Дни авангарда», посвященном НЭПу Рассказываем о самых интересных лекциях, экскурсиях и кинопоказах фестиваля
Наши ревущие 20-е: Чем заняться на фестивале «Дни авангарда», посвященном НЭПу

Наши ревущие 20-е: Чем заняться на фестивале «Дни авангарда», посвященном НЭПу
Рассказываем о самых интересных лекциях, экскурсиях и кинопоказах фестиваля

К вам едет ревизор
Спецпроект
К вам едет ревизор Сдали в лабораторию образцы пыли из салона красоты и узнали, чем мы там дышим
К вам едет ревизор
Спецпроект

К вам едет ревизор
Сдали в лабораторию образцы пыли из салона красоты и узнали, чем мы там дышим

Ресторан Niki в кинотеатре «Художественный»: Россия без катастроф XX века
Ресторан Niki в кинотеатре «Художественный»: Россия без катастроф XX века
Ресторан Niki в кинотеатре «Художественный»: Россия без катастроф XX века

Ресторан Niki в кинотеатре «Художественный»: Россия без катастроф XX века

«Я объездила весь мир в инвалидной коляске и теперь помогаю другим»
«Я объездила весь мир в инвалидной коляске и теперь помогаю другим» Светлана Нигматуллина посетила больше 30 стран, а потом запустила туры в Калининград
«Я объездила весь мир в инвалидной коляске и теперь помогаю другим»

«Я объездила весь мир в инвалидной коляске и теперь помогаю другим»
Светлана Нигматуллина посетила больше 30 стран, а потом запустила туры в Калининград

Весна в городе: 20+ отличных веранд Москвы
Весна в городе: 20+ отличных веранд Москвы
Весна в городе: 20+ отличных веранд Москвы

Весна в городе: 20+ отличных веранд Москвы

Только полюбили сквиши? А пора покупать попыты и симплы-димплы!
Только полюбили сквиши? А пора покупать попыты и симплы-димплы! Релакс-гаджеты или бесконечная пупырка из TikTok?
Только полюбили сквиши? А пора покупать попыты и симплы-димплы!

Только полюбили сквиши? А пора покупать попыты и симплы-димплы!
Релакс-гаджеты или бесконечная пупырка из TikTok?

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках «Жить нужно так, как хотим мы»
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках
«Жить нужно так, как хотим мы»

«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова
«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова
«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова

«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова

«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос
«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос От школьных экспериментов до постановки на учет в полиции
«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос

«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос
От школьных экспериментов до постановки на учет в полиции

Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем
Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем Который уже можно найти повсюду
Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем

Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем
Который уже можно найти повсюду

Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!
Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все! И даже больше
Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!

Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!
И даже больше

Подпишитесь на рассылку