3 июля, воскресенье
Москва
Войти

«Невинные шалости»: Как молодой художник из Новосибирска скрестил Дидро и мемы В галерее Jart открылась выставка Владимира Карташова

«Невинные шалости»: Как молодой художник из Новосибирска скрестил Дидро и мемы

Мы с коллегой стоим в небольшой комнате. Стены покрыты мягкой тканью, в углу стоит «джибиэлька» — из нее звучит неопознаваемая (Shazam в подвале галереи Jart не работает) электроника из начала нулевых. По периметру развешаны небольшие картины в керамических рамках, по форме напоминающих языки пламени. Из рамок торчат атрибуты прошлого: флешка, клавиатура от старой Nokia, перья павлинов, стикеры со стразами. На самих картинах такая же эклектика — герои, сошедшие с полотен то ли Милле, то ли Васнецова, которые вдруг оказались в какой-то техносказке. Парень в трехполосном костюме гуляет по лесу — вокруг него летают старые телефоны, а на руке сидит птица-синица, напоминающая логотип твиттера.

Вдруг к нам подбегает молодой человек в грязном пуховике с нарочито длинными рукавами и маской чумного доктора на лице. Это один из перформеров — они выступают на выставке, имитируя поведение зрителей, немного пугая их. Сами посетители — искусствоведы и журналисты — разумеется, тоже пришли в галерею в масках. Поэтому на выставке молодого новосибирского художника Владимира Карташова (23 года, вылетел из училища за провокационные работы, переехал в Москву, работал на винзаводовской площадке «Старт», «жил практически впроголодь какое-то время», по воспоминанию куратора Сергея Хачатурова) «Невинные шалости» трудно забыть о том, что дело происходит в 2021 году. Потанцевав с чумным доктором, мы отстраняемся — еще раз пробежаться по картонному лабиринту нарочито театральных декораций, заполненного странной, витальной живописью Карташова — вневременной и при этом все равно адекватной эпохе.

«Владимир Карташов. Невинные шалости»


Куратор

Сергей Хачатуров

Когда

13 января — 14 февраля

Где

Галерея Jart

Сколько

300–700 рублей

Перфоманс на открытии выставки

Так и было задумано: куратор Хачатуров и художник Карташов сошлись на фоне совместного интереса к истории искусства. «Это маньеризм, это как раз барокко, это культура XVIII века с разными вкусами экстравагантными, и вот рококо, которое все объединяет. Какие-то параллели мы стали искать с нашим временем. И я потом увидел, что даже есть диссертации на эту тему: например, театральная культура XVII века, версальские празднества и дизайн компьютерных игр», — рассказывает Хачатуров.

То, что получилось в результате этих обсуждений, — стиль, который Хачатуров называет «технорококо». Его «Невинные шалости» и манифестируют. XVIII век, утверждает Хачатуров, все же очень похож на век XXI: «У Распе есть локальный образ — конь в сказке про барона Мюнхгаузена. Он пьет, а вторая часть у него отсутствует, он пьет, пьет, пьет, а все сразу вытекает. И вот это такая же тема, такое решето знаний, которое в XVIII веке о себе тоже впервые заявило. Тогда мир начал рассыпаться на некие отдельные пиксели. Поэтому создавались энциклопедии, каталоги многих-многих знаний, единого, объединяющего стержня уже не было. И в этот век и появилась тема такая предконструктивистская, предавангардная. Почему технорококо — это очень корректный термин? Потому что XVIII век — это начало модернизации человечества, вот этой, этого абсолютного доверия точному знанию, механике, механистичности».

Владимир Карташов, Last Rave
Владимир Карташов, Fountain

При этом для эпохи XVIII–XIX века был характерен символизм — «как раз та культура, которая закрылась с классическим периодом», говорит Хачатуров. И это как раз то, что несвойственно нашей эпохе мемов. «Настольная книга всех сегодня — „Искусство в эпоху технической воспроизводимости“ Вальтера Беньямина о том, что такое репродукционность. Сегодня репродукционность доведена до апогея. Честнее любоваться не красивыми видами и хорошо сделанной фотографией, а совсем низовой культурной информационной единицей, мемом или стикером».

«Мем как раз и вот эти стикеры — они отрицают этот символизм, потому что он переусложняет мир и, в общем, множит сущности. И у Вовы Карташова так: он же не пытается зашифровать в картине послание, как в голландском натюрморте, где каждая деталь — разбитый стакан, корка лимона, курительная трубка, мыльные пузыри — складывается в целый нравоучительный догмат о бренности бытия. Он использует эти образы, у него даже есть обезьяна, которая курит и пускает мыльные пузыри, так же как есть и ягненок, связанный цитатой с картиной испанского художника XVII века. Но интересно, что эти великие смыслы он реконструирует ради того, чтобы приблизиться к последнему порогу честности личной, неотчуждаемой и персональной. Где не цепочка бесконечных смыслов, которая множится в пространстве эрудиции, как в постмодерне, а, скорее, ты сам и есть основа для их появления все-таки, и ты сам хочешь их смонтировать так, как хочешь. И в этом плане он, конечно, метамодернист, а не постмодернист».

Это действительно выставка, противоположная постмодернизму с его цинизмом и идеях о бренности: «Как череп, облепленный стразами, который Дэмьен Херст выставляет в старых музеях. Это смешно, нелепо и жалко смотрится — потому что коллекции старых музеев тут же перетягивают внимание на себя и объемом, и насыщенностью, и эрудицией. И это куда интереснее, чем смотреть на, в общем, декоративные изделия Херста. Потому что, как бы они ни пыжились насытить свои работы претенциозными смыслами, они все равно остаются в постмодерне, культуре 90-х. А те люди, которые сегодня работают, зумеры, условно говоря, — они не стыдятся того, что они, может быть, куда более инфантильны в смысле образования, но зато честны в смысле высказываний».

С этим сложно поспорить. Пока Москву января 2021 года колотят морозы и добивает эпидемия, в картинах Карташова, наивных, ностальгических (кнопочные телефоны, радиопопса и стразы для 23-летнего Карташова, видимо, то же, что для поколения нынешних 30-летних — приставка Dendy и жвачка Turbo), не нуждающихся в объяснениях, включая эту статью, можно найти что-то вроде утешения. (И забрать с собой красивую маску все с теми же стикерами-сердечками — их вручную украшают сами перформеры: «Ученики Рыжакова, Брусникина, то есть великих — они прямо ринулись на эти стикеры, стали их рассматривать, говорить: „Как здорово, как клево“».) После выставки заходим в «Макдоналдс» на «Белорусской» просто поболтать, чего мы не делали уже несколько лет, а то и больше — тоже своего рода утешение и напоминание о временах почище.

Фотографии: Jart

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Неформат» о жизни нерусских профессиональных актеров в России — главный спектакль 2020 года. Вот почему
«Неформат» о жизни нерусских профессиональных актеров в России — главный спектакль 2020 года. Вот почему
«Неформат» о жизни нерусских профессиональных актеров в России — главный спектакль 2020 года. Вот почему

«Неформат» о жизни нерусских профессиональных актеров в России — главный спектакль 2020 года. Вот почему

Гид по стендапу — самому популярному русскому искусству 2020 года
Гид по стендапу — самому популярному русскому искусству 2020 года
Гид по стендапу — самому популярному русскому искусству 2020 года

Гид по стендапу — самому популярному русскому искусству 2020 года

Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?
Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю? Самые интересные спектакли, концерты, кинопоказы, лекции и вечеринки
Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?

Esthetic Joys, Cоррентино, выставка в Iragui — как провести неделю?
Самые интересные спектакли, концерты, кинопоказы, лекции и вечеринки

Тэги

Сюжет

Люди

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Идея была моя, но сделал это не я»

Первая полоса

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

«С точки зрения искусства это убийство»
«С точки зрения искусства это убийство» Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»
«С точки зрения искусства это убийство»

«С точки зрения искусства это убийство»
Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»

«Идея была моя, но сделал это не я»
«Идея была моя, но сделал это не я» Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование
«Идея была моя, но сделал это не я»

«Идея была моя, но сделал это не я»
Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды Мы с ними поговорили
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
Мы с ними поговорили

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности» Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

Подпишитесь на рассылку