Школьные учителя — тиктокеры — о миллионах просмотров, отсутствии денег и респекте пятиклассников

Деградация, тупые приколы для детей и миллионы просмотров — примерно такие мысли возникают в головах у большинства людей в России старше 18 при слове «тикток». Не исключение и люди из системы образования, которая в принципе отличается в стране консерватизмом и коллективной Марьей Ивановной. Но есть и учителя, которые снимают тиктоки на самые разные темы — от смешных сценок с уроков до инсценировки мультика «В поисках Немо» в реальной жизни. The Village поговорил с ними о популярности, давлении администрации и нулевом заработке.
Дмитрий Юрьевич, 52 года
Русский язык и литература
Если кто-то из учеников пытается загрузить видео в тикток, я говорю: «Ребят, кидайте ссылку — я подпишусь». Конечно, они спрашивают, что сделать, чтобы видео залетело, а не накрутка ли у меня и так далее. Но количество лайков мне неинтересно, мне интересны комментарии под видео. Я стараюсь отвечать на все, но не всегда получается. Это, с одной стороны, форма диалога, а с другой — проверка себя как учителя и ответ на вопрос «А ты вообще еще не устарел? А тебе не пора ли на пенсию?».
У нас три закрытые структуры, которые никого к себе не пускают, — армия, тюрьма и школа
Я представитель учительской династии, у нас общий стаж преподавания — 250 лет. Прадед, дед, тетки, вся моя семья — учителя. Сам я преподаю русский язык и литературу. Работаю в школе уже 35 лет. Понятно, что мой отец учитель и где-то в голове это сидело, но до десятого класса я хотел быть капитаном дальнего плавания и даже хотел поступать в Ленинград. Потом училище перенесли в Мурманск, поэтому пошел в педагогический.
Работа интересна тем, что она всегда разная. Вот есть поколение Z, а было пелевинское поколение пепси — все разные. Поэтому у меня не получается стареть. Я смотрю на своих ровесников и выгляжу моложе — наверное, от детей подпитываюсь. Надеюсь, что это не идет им во вред. Но нравиться все в работе может только идиоту. Напрягает излишняя документация, постоянная реорганизация учебного процесса, всякие аттестации учителей и так далее.
С тиктоком интересно вышло — у меня дочка в тиктоке набирает миллионы просмотров. Рисует на уроках картины и потом выкладывает. Ну и они с сыном мне постоянно говорили: «Давай-ка заведи тикток, ты ж вроде моделированием домов занимаешься и рисуешь — людям понравится». Я первый тикток закинул, не понял ничего и плюнул. Хотя во всех соцсетях я есть, ну и с компьютером обращаюсь неплохо, но почему-то не зашло мне.
А потом спасибо коронавирусу, наверное. С сентября я преподаю пятому классу, а в декабре заболел — не очень тяжело, но полтора месяца дома пришлось сидеть. Изнывал от безделья и детям в беседу начать присылать видео, чтобы они без меня не скучали под Новый год. И рисовать снова начал, а потом вспомнил про тикток — закинул пару видео, они залетели на 2 тысячи просмотров, появилось 500 подписчиков. Потом, как вышел в школу, мне пятый и десятый класс говорят: «Дмитрий Юрьевич, а чего вы в тикток ничего не закинете по уроку?»
Первое видео, которое 400 тысяч просмотров набрало, появилось так. Урок, кто-то из детей вдруг говорит: «А можно матом в сочинении написать?» Я достал телефон и записал на память, мол, представляете, маленькие дети предлагают матом писать. Эти 20 секунд закинул в тикток, не обрабатывая, и, пока я на машине домой ехал, у меня телефон без остановки пищал.
На каждом уроке возникает секундная ситуация, когда дети что-то интересное говорят. Я говорю: «Ребята, вот это интересно, подождите, сейчас запишу». Но уроку это не мешает, детей в кадре нет — не приветствуется это, да и просто некрасиво на лицах детей себе лайки зарабатывать.
Говорят, что тикток должен быть узконаправленным. Но у меня есть и моделирование, и стройка, и моменты с уроков, и техническая информация по анализу произведений или подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, а интерес все равно есть. Ведь все учились в школе и порой вспоминают ее. Я всегда привожу мрачный пример, что у нас три закрытые структуры, которые никого к себе не пускают, — армия, тюрьма и школа. Родители могут увидеть, как идет урок. Я знаю, что некоторые смотрят.
Тикток нравится тем, что алгоритмы формируют ленту под меня. Как раз в споре с коллегами, которые говорят, что он несерьезен, что рассадник идиотизма, я всегда говорю: «Ребят, если у вас в тиктоке в ленте идет определенный контент, то это вы сами виноваты, вы сами его создали».
Несерьезно, тиктоком можно испачкаться, это не подобает учителю
Директриса знает меня и понимает, что у меня дури в голове достаточно. Например, она помнит, как мы с женой проводили урок химии и литературы и доказывали, что Раскольников — это водород, а Свидригайлов — это фтор. Мой тикток она никак не комментировала. С коллегами такая же ситуация. Мне конкретно никто ничего не говорит, но единственное, когда кто-то что-то увидел в тиктоке, в учительской начинаются разговоры. Основной лейтмотив — «ну это несерьезно, занявшись этим, можно испачкаться, это не подобает учителю».
Дети по-другому реагируют, особенно пятый класс. Закинешь с ними какое-то видео, и они все говорят: «Во-во-во, щас тикток зайдет». Я им говорю, что, может, и не зайдет, но они все равно найдут меня в конце дня и скажут: «Дмитрий Юрьевич, вы видели, что 20 тысяч лайков набрали?» Отношение детей ко мне после появления тиктока не изменилось. Бывает, идешь и слышишь за спиной: «Видишь? Это у него тикток».
В тиктоке я не зарабатываю и как средство заработка его не рассматриваю. Это для души, как бы пафосно это ни звучало. Хотя в прошлом году занимался с девушкой по зуму — она в тиктоке обратилась с просьбой подготовить ее к ЕГЭ.
Детей не удивишь видео с крутой графикой, но, когда ты на доске начинаешь рисовать, это их потрясает. Возможно, мы опять скатываемся к тому, что детям нужен живой учитель
Русский язык по умолчанию не бог весть какой яркий и интересный предмет. Я с трудом представляю, как правила можно весело объяснять. Определенный процент любого предмета — это сугубо научные знания, которые требуют проработки, и если превратить науку в шоу, то наука исчезнет. Но на каждом уроке бывает 10–15 минут, когда можно попробовать немножко под другим углом дать информацию. Вот 11-й класс приходит к тебе замотанный перед экзаменами, повторяешь с ними темы и начинаешь вдруг объяснять, как будто для пятого класса: «Вот есть одна основа предложения — это одна семья. Есть другая основа — это другая семья. Ну не могут же они в одном доме жить, поэтому между ними ставится запятая». Тогда они и говорят: «Спасибо, теперь понятно».
Компьютерные технологии были интересны детям на заре появления. Сейчас детей не удивишь видео с крутой графикой, но, когда ты на доске начинаешь рисовать, это их потрясает. Возможно, мы опять скатываемся к тому, что детям нужен живой учитель.
Хотя я уверен, что образовательное будущее у тиктока есть. Ведь у любого ребенка рано или поздно появляется желание узнать новое. И отлично, когда за 15 секунд тебе тему объясняют лучше, чем учитель за два урока криками. И я даже буду рад, если такое образование нас, учителей, немного подвинет.
Василиса Маратовна, 22 года
Биология
В качестве пробы я делала небольшие юмористические скетчи. Выкладывала все подряд: от видео, где я иду по снегу, до видео с шутками моих коллег про смерть. Они не особо пользовались популярностью, лайкали только друзья. Потом случилось ужасное — у меня была бессонница, и я решила сделать умную смешную фигню — видео, где рассказывала о том, что было бы, если бы «В поисках Немо» снимали в реальной жизни. Ведь в реальности у рыб-клоунов, если умирает самка, старший самец меняет пол и становится самкой, а младший оплодотворяет ее. Внезапно наутро я увидела, что это видео набрало колоссальное число просмотров. Тогда я решила попробовать ровно месяц каждый день выпускать по видео. За полмесяца набралось 20 тысяч подписчиков, к концу месяца — 60. Люди все приходили и приходили.
Я очень плохо умею врать, поэтому скажу честно: в 11-м классе я говорила всем, что могу работать кем угодно, только не педагогом, потому что учителей ни во что не ставят. А потом я начала преподавать в ЛЭШ (Летняя экологическая школа. — Прим. ред.), которая меня в принципе воспитала. Я решила, что хочу принести ей пользу и сделала курс «Биохимические адаптации растений к неблагоприятным условиям». Позже заметила, что, когда преподаю, испытываю эйфорию, чувствую себя полезной и нужной.
Благодаря ЛЭШ я поняла, что мне нравится преподавать, и начала ездить по другим лагерям, читать курсы. Затем я попробовала себя в частном репетиторстве, а после пошла в образовательный центр «Парамита», где школьников готовят к олимпиадам и ЕГЭ. К моему тиктоку руководство школы и коллеги относятся нормально. Сказали, что непонятно, но в целом здорово. Директор даже говорит снимать побольше, потому что центру такое нужно.
Тикток мы порицаем, но ваш контент нам нравится, хотим, чтобы дети его смотрели
Тикток я завела из любопытства. Мне было интересно, почему половина людей его любит, а половина хейтит. Примерно три месяца я просто смотрела, что там происходит, а потом под меня подстроилась лента и мне он понравился. У меня в ленте появлялось все больше и больше сложного и образовательного контента. Тогда я захотела тоже выложить видео.
Создание сложного, интересного ролика занимает около трех или четырех часов работы. Столько уходит на поиск информации (обычно беру из англоязычных статей), проверку источников, подготовку картинок и так далее. Обидно, что при такой подготовке никто в комментариях не просит ссылки на источники. Если кто-то спрашивает, что еще почитать по теме, то я зачастую рекомендую англоязычную «Википедию».
Одна девочка, когда у меня было 60 тысяч подписчиков, сказала: «Василиса Маратовна, а вы когда станете знаменитой и богатой, вы ж нас не бросите?» В этом году я преподавала в летнем лагере «Новой школы», и к концу смены ученики нашли мой тикток. Случился взрыв. За мной ходили четвероклассницы и смотрели с выпученными глазами. Они пересматривали все мои видео и пересылали родителям. Родители потом писали: «Тикток мы порицаем, но ваш контент нам нравится, хотим, чтобы дети его смотрели». Одна девочка меня даже ревновала, потому что у нее было только 8 тысяч подписчиков. Она даже однажды забрала у меня телефон, посмотрела вкладку с монетизацией и говорит: «В смысле, у вас ноль? Почему вы ничего не зарабатываете?»
В общем, наличие тиктока у учителя — это исключительно уважение среди школьников. А еще меня недавно впервые в жизни узнали на улице. Очень странное, но приятное чувство. Прохожий сказал, что я солнышко и потрясающе делаю видео. Благодаря тиктоку меня позвали прочитать полноценную лекцию про светящиеся организмы, кроме того, приятно думать, что кто-то пришел в наш образовательный центр после того, как посмотрел мои тиктоки. Еще в N+1 вышло несколько моих текстов про внезапные смерти, которые мне тоже помог написать опыт работы с тиктоком, потому что мне стало легче работать с информацией.
Сейчас у меня несколько рубрик — например, «Как выпендриться на кухне» и «Эволюция, какого хрена?». Я все еще стараюсь каждый день выкладывать видео, но последнее время выходит с трудом. Плюс надо готовиться к работе, поэтому сложного биологического контента меньше. Еще процесс тормозит то, что я умудрилась выгореть зимой на работе, когда было много нагрузки, и поэтому сейчас в принципе сил не очень много.
Наличие тиктока у учителя — это исключительно уважение среди школьников
Было бы неплохо получать дополнительные 10 тысяч рублей в месяц с тиктока, потому что денег мало, а преподавать сложно, хоть и жутко интересно и прикольно. Но на самом деле мне гораздо интереснее было бы реанимировать свой ютьюб-канал, водить людей по паркам и ездить по городам с лекциями, если просмотры пойдут вверх.
Мне кажется, что образовательный сегмент в тиктоке — это крутая история. Маленькие кусочки информации с видео и картинкам легко запоминаются. Но проблема с тиктоком в том, что отдельные точки информации не имеют структуры. Поэтому базу нужно получать в школах, образовательных проектах или где-то еще. Зато тикток очень здорово умеет подогреть интерес. Мне даже писали, что захотели стать биологами после моих видео.
Анастасия Павловна, 24 года
Русский язык и литература
Некоторые говорили, что после того, как я начну вести тикток, пропадет авторитет. Но тикток, наоборот, помог наладить контакт со сложными учениками. А так дети кайфуют, предлагают коллаборации, следят за количеством просмотров. Каждый час пишут: «Анастасия Павловна, у вас тут уже 3 миллиона! А вот тут уже 4!»
Учительницей я стала по воле судьбы, у меня не было вариантов. Вся моя семья — преподаватели, с самого детства я была в школе и видела, как там все устроено. Я преподаю русский и литературу уже четыре с половиной года. Мне очень интересно с детьми, гораздо интереснее, чем со взрослыми. Они как будто в другом мире живут.
Я завела тикток-аккаунт, когда мой муж был в армии, и снимала про это. Потом поняла, что незачем снимать только про армию, если у меня каждый день прекрасный контент, связанный с профессией. Поняла, что работаю в среде, где постоянно происходит что-то смешное, и сузила тематику до школы. В тиктоке гораздо легче стать популярным и получить приток подписчиков, чем в других социальных сетях.
Никакого контент-плана у меня нет, хотя его уже требует менеджер, который работает со мной и помогает вести аккаунты в тиктоке и инстаграме. Я вообще не очень удачный блогер — снимаю, когда есть вдохновение. Просто не могу каждый день выпускать лишь бы что. Я себя ругаю, конечно, хочется снимать чаще, но у меня довольно большая нагрузка и на тикток часто не хватает времени и сил.
Мне кажется, у нынешней молодежи, которой я преподаю, клиповое мышление. И для преподавателя тикток — это хорошая площадка, где в удобной форме можно дать образовательные моменты. При этом нынешние дети и подростки больше стремятся к саморазвитию и самообразованию, больше времени уделяют, например, ментальному здоровью, чем даже мы, а ведь разница в возрасте всего лишь десять лет.
Про мой тикток коллеги знают. Наверное, не все, конечно, я все-таки не хожу и не хвалюсь. А руководство школы скорее отслеживает мой инстаграм. В плане тиктока не было никаких угроз увольнения, как случается, к сожалению, периодически с другими учителями. А вот из-за поста в инстаграме про увольнение учительницы из Санкт-Петербурга за тикток у меня был однажды разговор с директором школы. Меня никто не просил удалить пост — мы просто поговорили и пришли к тому, что то, что мне кажется это несправедливым — мое личное мнение и я никого не призывала с ним соглашаться.
Учителю нужен поп-ит на всю стену, так как стресса слишком много
Может быть, я еще молодая и не успела окончательно выгореть на работе, но, мне кажется, учитель не может быть хорошим, если он не понимает, чем интересуются дети, которым он преподает. Изначально, когда начали появляться всякие симпл-димплы, поп-иты, сквишы и все прочее, в голове был взрыв. Ты вроде с ними на одной волне, а на деле ничего не понимаешь. Мы с ними даже шутили, что учителю нужен поп-ит на всю стену, так как стресса слишком много. Был еще случай — девочки ходили за мной по школе и просили сделать свэг. А я не знала про этот новый тред. В общем, информацию я всю узнаю, но позже, чем подростки.
Моя цель — 100 тысяч подписчиков. Если она будет достигнута, я буду себя считать блогером и начну думать о заработке в тиктоке. Это первая ступенька, с которой можно говорить про популярность.
Обложка: Dmitry Vereshchagin – stock.adobe.com