Первое автокафе Coffee Machine открылось во Владивостоке 15 мая 2011 года. В 2018 году сеть выросла до 45 точек в Приморье, Хабаровске и Иркутске, собственных и открытых по франшизе Coffee Machine. На очереди — Сахалин, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск и Краснодар. Цена входа на рынок для автокафе сегодня составляет от 4,5 млн рублей, срок окупаемости от года до полутора лет.

«The Village Владивосток» побеседовал с владельцем CoffeeMachine Дмитрием Лутченко и составил пошаговую инструкцию о том, как открыть свое автокафе в России.

Инструкция

Что нужно сделать, чтобы открыть своe автокафе


Шаг 1.

Регистрация компании под автокафе


Шаг 4.

Франшиза для автокафе


Шаг 7.

Найм сотрудников


Шаг 2.

Выбор места


Шаг 5.

Оборудование и меню


Шаг 8.

Запуск и продвижение


Шаг 3.

Строительство автокафе


Шаг 6.

Договоры с поставщиками


Шаг 1. Регистрация компании под автокафе

Вариантов регистрации два — общество с ограниченной ответственностью (ООО) или индивидуальный предприниматель (ИП). У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки.

Например, у ИП меньше ответственность и меньше штрафы. Но, если у вас большой долг, вы будете обязаны его выплатить. Для ООО штрафы больше примерно в десять раз, однако в тяжелой ситуации компанию можно продать или начать процедуру банкротства.

Если вы планируете делать бизнес с партнерами, выбирайте ООО. Не стоит скачивать типовой устав из интернета. Не поленитесь и пропишите всё сами: порядок выбора генерального директора, обязанности и так далее.

Зарегистрировать ИП можно на «Госуслугах», это займет около пяти дней. ООО регистрируют в Федеральной налоговой службе (ФНС) в течение недели. Другой вариант — обратиться за помощью к юристу, он сделает всё за 6–10 000 рублей.

Также необходимо подать заявление об открытии в Роспотребнадзор.

Шаг 2. Выбор места

Землю под автокафе вы либо арендуете, либо покупаете. Если финансовые возможности скромны, то можно арендовать землю у автосервиса или АЗС, это также решит проблему коммуникаций. Стоимость аренды составляет от
20–50 000 рублей в месяц. Однако всегда есть риск, что собственник решит сдать землю кому-то другому и выгонит вас.

Купить участок проще и выгоднее, это стоит 4–8 000 000 рублей. Благоустройство территории и подведение коммуникаций обойдется еще в 1 500 000 млн рублей. Необходимо протянуть кабель электропитания (в среднем, 100–200 метров, по цене в 1 000 рублей за метр) и пробурить скважину. Редко, когда удается купить участок с водопроводом поблизости.

При выборе места нужно понимать, что есть прямая корреляция между трафиком машин и выручкой. Однако всегда есть нюансы. Неудобный заезд или высокий скоростной режим проезжающих автомобилей может свести на нет все преимущества локации. Также кафе должно быть хорошо видно. Благоустроенная территория, хороший вид и просторная парковка — это несомненные плюсы.

Обязательно обратите внимание на назначение участка. Он не должен быть предназначен для индивидуального жилищного строительства. Если участок примыкает к трассе, необходимо сделать примыкание (заезд-выезд на участок). Документы во Владивостоке оформляются в «Примавтодоре», а для федеральной трассы — в «Дальуправтодоре». В черте города примыкание не требуется.

Шаг 3. Строительство автокафе

Строительство автокафе занимает около трех месяцев и стоит примерно
3 500 000 рублей — под ключ, вместе с оборудованием. Стройку надо начинать с хорошего проекта. Обязательно подписывайте его со строителями на каждой странице. Так вы сможете потребовать переделки объекта согласно документации.

Проект строительства павильона можно заказать в архитектурном бюро или дизайн-студии, это стоит от 400 000 рублей. Или нарисовать самим. В первую очередь, отталкивайтесь от функционала автокафе. Надо спланировать выручку, проходимость, объем производства, количество персонала и оборудования, а потом рисовать план. Главное — это понимать, что и как будет происходить. Даже можно наклеить условное «кафе» из малярного скотча на пол и проиграть, как оно функционирует. Во время такого спектакля легко понять, достаточно ли места между столами, удобно ли расположена техника, где сделать розетки и тому подобное.

Верный способ сэкономить на дизайнере — посмотреть картинки зарубежных автокафе, портфолио архитекторов и сделать компиляцию. Что касается логотипа, он может стоить от 6 000 рублей у фрилансера до 70 000 в дизайн-бюро.


ДМИТРИЙ
ЛУТЧЕНКО

Наш первый объект мы строили полгода, а через три месяца пришлось всё перестраивать заново. Было много ошибок — мало места, неудобная входная зона, не рассчитали мощность электрокоммуникаций. Все цифры о будущей проходимости взяли из головы. Планировали выручку
20-30 000 рублей в сутки, а она выросла в три раза уже через два месяца. Мы не справлялись с потоком.


Шаг 4. Франшиза для автокафе

Покупая франшизу Coffee Machine, предприниматель получает технологическую, консультативную и моральную поддержку со стороны франчайзера. Паушальный взнос (единоразовый платеж при покупке франшизы) для владивостокских франчайзи составляет 1 350 000 рублей, а роялти — 4% (взимается после того, как выручка превысит 500 000 рублей). Если же франчайзи хочет открыть автокафе в других регионах, взнос будет 450 000 рублей, а роялти — 2%.

На начальном этапе франчайзи проходят трехнедельное обучение в Coffee Machine — на кухне, барной зоне и за кассой. Они получают полное представление по всем участкам работы. Затем мы помогаем со строительством павильона или можем полностью взять на себя контроль за работой автокафе.

До запуска на место постоянно приезжают наши инженеры, технологи и специалисты службы контроля качества. Затем на открытие отправляем команду управленцев, которая настраивает работу.

Coffee Machine предоставляет своеобразную гарантию успеха: если автокафе по франшизе не вышло на выручку 500 000 рублей в течение года, мы предложим выкупить его за 70 % стоимости. Но важно понимать, что франшиза — это очень жесткая и стандартизированная система, которая не подразумевает креатива. Если автокафе не проходит нашу проверку, мы можем потребовать его закрытия.

Шаг 5. Покупка оборудования и формирование меню

Решите, в чем будет фишка автокафе. Это молочные коктейли, кофе, бургеры или панини? Под это и надо подбирать оборудование. Но помните, что с напитками работать дороже, а прибыли от них меньше. Рынок заполнен.

Неплохая кофемашина стоит от 200 000 рублей, блендер — от 60 000 рублей. Для бургеров же достаточно купить жарочную поверхность за 15-20 000 рублей. Не стоит брать бытовое оборудование, оно очень быстро сломается, так как не рассчитано на непрерывное использование.

Обязательно понадобится холодильник (от 60 000 рублей) и вентиляция (80-200 000 рублей). В зависимости от меню, может пригодиться гриль (электрогриль от 15 000 рублей, индукционная печь от 60 000 рублей). Если вы не уверены в своем меню и планируете его менять в процессе, лучше брать самое недорогое оборудование.

Для начала можно ограничиться десятком позиций, но довести каждую до совершенства. Накрутка на еду должна составить 100-150 %, на напитки — 200 % Если стоимость будет ниже, то вы не окупите затраты и не сможете платить сотрудникам.

Лучшие продажи делают топовые позиции. Пять блюд могут сделать 70 % продаж. Обычно это недорогая сытная еда — завертоны с ветчиной, курицей или беконом. Диетические продукты в автокафе «не идут». Из напитков почти треть продаж делает капучино, на втором месте — латте.

Шаг 6. Договоры с поставщиками

Продукты для автокафе лучше покупать на рынке, потому что поставщики иногда забывают о небольших компаниях. К тому же самостоятельный закуп позволяет экспериментировать с разными продуктами и контролировать их качество.

Заключать договор с поставщиком можно, когда оборот превышает 1 000 000 рублей в месяц. Важно проверить сертификаты на продукты, их срок действия. В среднем на сырье уходит 30-40 % выручки.

Шаг 7. Найм сотрудников

В одно автокафе, в среднем, требуется три человека на смену. А смен может быть до четырех. Основные участки работы в автокафе: кухня, касса и бар. Также необходим технолог-калькулятор, который будет заниматься кассовой программой и делать ежемесячные ревизии. Бухгалтерию сначала можно отдать на аутсорс за 3-4 000 рублей в месяц.

Собеседуйте сотрудников лично. Пусть у человека не будет опыта, но если вы видите, что он хочет учиться, стоит принять его на работу. Спросите про семью, откуда он родом. Обращайте внимание на мелочи. Не бойтесь расставаться с людьми. Нанимайте быстро, увольняйте медленно.

Если у вас уже три и больше точек, то нужен свой бухгалтер. Его зарплата на старте будет от 40 000 рублей. На этом этапе важен и шеф-повар, который будет заниматься стандартизацией, обучать новичков и придумывать новые рецепты. Зарплата шеф-повара хорошего уровня — от 100 000 рублей.

У всех сотрудников автокафе обязательно должны быть санитарные книжки. Руководитель должен лично держать это на контроле.

Шаг 8. Запуск и продвижение

Не игнорируйте понятие технического запуска — зовите друзей, родственников, знакомых. Разносите еду соседям в округе. Кормите бесплатно. Так вы избежите негатива и получите обратную связь, а сотрудники набьют руку.

Хорошая идея — привлекать людей через социальные сети. Рассказывайте, как вы открываете свой бизнес. Фотографируйте каждый этап — это вызывает доверие и чувство причастности к вашей истории.

Начинающим лучше вообще не тратить деньги на рекламу. Максимум — соцсети. Радио и телевидение не работают. Лучше поставить большой надувной стакан на подъезде к автокафе.

Бонус от Дмитрия Лутченко: ошибки, которых можно избежать

 Внимательно следите за кассой, чтобы избежать воровства. Когда мы начали быстро расти и некогда было контролировать наличность, то потеряли очень много денег. Более 30 % от выручки.

 Участвуйте в процессе. Стойте на кассе, готовьте еду. Не понимать, что происходит у тебя в кафе, — большая ошибка. Я с командой раз в три месяца выхожу на смены и работаю.

 Не надо бояться, что вас придут душить проверками. Не тратьте силы зря. Приходят тогда, когда вы успешны. На первом этапе нужно думать о выручке, наращивании количества гостей и отношении к ним.

 Не рассчитывайте на премиум сегмент, это очень рискованно. Самый верный путь — делать недорогой и качественный продукт. Сейчас «болевой порог» для клиента 200-300 рублей. Столько человек, в среднем, готов заплатить за еду и напиток.

 Нельзя предпринимать резких движений. Вводите все новинки поэтапно. Поэкспериментируйте. Недорогое и вкусное молоко может, например, плохо взбиваться. Изменений к лучшему люди не замечают, а к худшему — сразу.

Coffee Machine стала победителем читательского голосования «The Village Владивосток» по итогам 2017 года


Текст: Анастасия Лёвушкина. Фотографии: Анастасия Лёвушкина, Константин Овчинников,
Анастасия Сивкова, Дмитрий Сорока