С 15 декабря в Москве существенно выросли цены на парковку. На некоторых улицах она подорожала сразу в десять раз, а платить за нее теперь придется даже в воскресенье. Также сократилось время, в течение которого можно стоять на парковочном месте бесплатно. Разбираемся, по кому из горожан это ударит больше всего и действительно ли о повышении цен попросили жители Центрального округа.

Моя дорогая улица

Если раньше самый дорогой тариф был 200 рублей за час парковки, то сейчас днем — с 8 утра до 9 вечера — его повысили до 380 рублей. Ночью цена останется прежней. Подорожание коснулось сразу 237 московских улиц. Самых дорогих парковок в городе стало в полтора раза больше: до 15 декабря за 200 рублей в час можно было припарковаться на 155 улицах. Повышенный тариф начал действовать в десяти районах: Арбате, Басманном, Дорогомилово, Замоскворечье, Красносельском, Мещанском, Пресненском, Тверском, Хамовниках и Якиманке.


С 200 до 380

рублей в час выросла цена парковки в центре

Со 155 до 237

улиц расширилась зона самой дорогой парковки


В число самых дорогих улиц попали и те, где раньше можно было оставить автомобиль за 40 рублей в час, например, Кудринский переулок. Подорожала до максимума парковка и на 21 улице, где действовал тариф в 60 рублей, на трех улицах, на которых еще недавно можно было встать за 80 рублей, и на 66 улицах, где использовался дифференцированный тариф.

Также на всех улицах с максимальным тарифом была отменена бесплатная парковка по воскресеньям: теперь она действует только по праздничным дням. По новым правилам, на всей территории Москвы сократилось и время бесплатного нахождения на парковочном месте — сейчас вместо пятнадцати оно составляет всего пять минут.

На новые правила парковки уже отреагировали в «Яндекс.Такси» , отменив услугу отложенной подачи автомобиля. Теперь можно вызвать машину только на ближайшее время, хотя сохранилась услуга бесплатного ожидания в течение трех-пяти минут в зависимости от выбранного тарифа. При этом аналитики «ВТБ Капитала» назвали «Яндекс» компанией, которой выгоден рост цен на парковку, так как это повысит спрос на сервисы такси и каршеринга.

Водители-родители

В общественном движении «Общество синих ведерок» считают, что нововведения затронут практически всех автомобилистов Москвы, особенно ощутимо это ударит по людям с небольшим достатком. «Для пенсионеров, которые — как бы ни хотелось их не замечать Департаменту транспорта, — тоже имеют машины и хотят на них ездить, пусть нечасто, но с комфортом, теперь центр фактически закрыт», — говорит Юлия Каблинова, редактор страниц «Синих ведерок» в соцсетях. Она отмечает, что от повышения стоимости парковок пострадают жители спальных районов.


От роста цен сильнее всего пострадают родители, которые приезжали с детьми в центр

Раньше пару раз в месяц они могли приезжать с детьми в центр по воскресеньям, а необходимость заплатить почти 400 рублей в час просто не оставляет им такой возможности. В качестве самого яркого примера людей, которых затронет рост цен, Юлия называет родителей, которые привозят детей в больницу имени Сперанского. Возле нее в 1-м Красногвардейском проезде, Шмитовском проезде и на улице Антонова-Овсеенко с 15 декабря парковка тоже стоит 380 рублей в час.

Юлия Каблинова считает, что жизнь большинства московских водителей осложнится еще из-за снижения времени бесплатной парковки до пяти минут: «Паркомат может не работать, придется бежать до следующего. Да и приложение самого Моспаркинга известно своим коварством и нередко подводит и зависает далеко не на 5 минут».

В воскресенье 23 декабря «Синие ведерки» проводят митинг против повышения тарифов. Участники планируют собраться в гайд-парке на территории «Сокольников» в 14 часов. Петицию об отставке главы Дептранса Максима Ликсутова на change.org уже подписали более 300 тысяч человек.

По просьбам местных жителей

Повышение цен на парковку в Департаменте транспорта объясняют заботой о правах жителей улиц, где изменился тариф, и желанием разгрузить самые популярные локации. Во многих СМИ появилась информация, что жильцы Центрального округа сами обратились к городским властям с такой инициативой, особенно просили поднять стоимость паркинга в районе Замоскворечье. Но, как оказалось, местные жители были не в курсе инициатив.

«Такие публикации вызвали волну негодования в районных группах в социальных сетях, — говорит Тамара Леонтьева, участница инициативной группы жителей Замоскворечья, — Люди были крайне возмущены тем, что, прикрываясь якобы нашим мнением, ссылаясь на какие-то три письма от жителей ЦАО, городские власти проводят свои решения по повышению платы за парковку». Сейчас инициативная группа, в которой состоит Тамара, направила в Дептранс письмо-опровержение. Ответа от чиновников пока нет.


От повышения цен на парковку может подорожать доставка в центр и другие услуги

Тамара объясняет, что повышение тарифов в несколько раз, отмена бесплатной парковки в воскресенье и уменьшение разрешенного времени стоянки не приведет к улучшению ситуации в районе. «Вместо частных автомобилей здесь будут парковаться автомобили каршеринга — больше свободных мест для резидентов района не появится», — говорит Леонтьева. Она считает, что для жителей центра подорожают резидентские парковочные разрешения, а также многие услуги: доставка интернет-заказов, особенно крупногабаритных товаров вроде мебели и бытовой техники, выезд нужных специалистов на дом. Это отразится не только на автомобилистах, но и на горожанах без машин.

«Мы, жители Замоскворечья, понимаем, что повышение цен на парковки ударит в первую очередь по нашему кошельку, так как в других районах города, в частности соседних с нашим, нам самим также придется платить за парковку по новой, завышенной цене. Это очень усугубит социальную напряженность», — говорит Тамара Леонтьева. Инициативная группа жителей Замоскворечья также против отмены бесплатного паркинга по воскресеньям, так как для многих это был единственный день, когда можно было поехать в другие районы центра и не отдавать за парковку порядка тысячи рублей.

Неслучайные прохожие

«Меры по увеличению стоимости использования автомобиля неизбежны, если мы хотим снижать уровень автомобилизации, решать вопрос пробок и экологии», — отмечает Вера Леонова, заместитель декана в Высшей школе урбанистики и муниципальный депутат района Замоскворечье. При этом ее беспокоит ситуация, когда городские власти манипулируют общественным и экспертным мнением в своих целях.

«Даже сама постановка вопроса звучит крайне подозрительно: никакому жителю такая формулировка просто не придет в голову. Кто-то может обратиться по вопросу увеличения числа парковочных мест, снижения стоимости. Я общаюсь с жителями и понимаю, что такой дискурс для них нехарактерен», — говорит Вера. По ее словам, на заседании муниципальных депутатов вопросы парковки периодически поднимаются, но люди просят только выделить места для резидентов, а не повысить тарифы.


В роли случайных прохожих, требующих повысить цены, в сюжете «Москвы 24» снимались участники заседания в управе

Вера Леонова рассказывает, что глава управы Замоскворечья провела круглый стол о повышении цен на парковки в районе. Но на собрание были приглашены только сотрудники Управы, мундепы-единороссы и несколько лояльных местных жителей. Например, там присутствовала Светлана Баранова, председатель районного Совета общественных советников. После круглого стола она снялась для сюжета телеканала «Москва 24» в роли случайной прохожей, требующей повысить цены на парковку. Мужчина, который исполняет роль другого прохожего, тоже есть на фотографиях с круглого стола.

Первые выходные

В Департаменте транспорта считают, что рост цен простимулирует водителей отказаться от автомобилей. По итогам первых выходных в ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» отметили сокращение среднего времени парковки с четырех часов до 1,3 часа. Также стало меньше машин припаркованных на тротуарах, на 20 % снизилось число выписанных штрафов, и сократился «блуждающий трафик» — число автомобилей, ездящих по улицам в поисках парковки.


Годовой абонемент на парковку за Бульварным кольцом подорожал на 100 тысяч рублей

До недавнего времени было неясно, что делать покупателям годовых парковочных абонементов: сейчас возможность парковаться за Бульварным кольцом подорожала с 200 до 300 тысяч — и стало непонятно, можно ли продолжать пользоваться абонементами, купленными по старой цене. В ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» разъяснили, что они продолжат работать до истечения своего срока. Правда, в зонах с самыми высокими тарифами они не действовали, и теперь эти зоны значительно расширились. Правила сейчас таковы: на тех улицах, которые недавно вошли в число самых дорогих парковочных мест, можно будет парковаться по старому абонементу до конца срока его действия.

При этом в мобильном приложении «Московского паркинга» изменения пока не действуют. Если владелец абонемента попытается припарковаться на подорожавшем месте, выскочит уведомление о необходимости пополнить счет.