Материал основан на статье 28 сентября 2010 года

10 декабря умер Юрий Лужков, бывший мэр Москвы. В связи с этим вспоминаем, какие городские проекты он начинал и как они реализовались (если реализовались): что случилось с проектом пешеходной зоны от Ленинского проспекта до «Москва-Сити», подводными гаражами, монорельсом, автотрассами над железными дорогами и еще десятком лужковских идей.

Монорельс

1999

Электромобили в Москве

В конце 1999 года мэрия занялась разработкой электромобилей. Тогда на одной зарядке электроавтобусы «Лужок» и «Корнет» проезжали 60 километров, а для восстановления батареи им требовалось шесть часов. Вскоре Лужков пообещал, что на дорогах Москвы появится несколько сотен грузовиков и автобусов на электротяге, в городе будут сооружены заправки с розетками для подзарядки аккумуляторов, а для покупателей электромобилей, возможно, введут налоговые льготы. Кроме того, мэр порекомендовал не закупать за рубежом дорогую технику, а собирать отечественные электромобили на базе «газелей» и «бычков».

Что с проектом сейчас: Массово электромобили появились в Москве только в 2010-х годах — и для них действительно сделали заправки с розетками (а их владельцам дали возможность бесплатно парковаться в центре города). Электробусы в Москве также начали появляться только в конце нынешнего десятилетия — их немедленно раскритиковали за неэффективность и общую сырость технологии. Троллейбусы, вместо которых и выходят на маршруты электробусы, по многим параметрам лучше и дешевле — но московским мэрам они почему-то не нравятся.

2000

Запуск монорельса

По задумке градоначальника, к 2000 году монорельс должен был стать популярным общественным транспортом и разгрузить пробки. Еще на зимних испытаниях выяснилось, что поезд оказался непригодным: буксовал по обледенелому металлу. На решение этих проблем ушло почти три года. Когда монорельс все же запустили, выяснилось, что ветка от метро «Тимирязевская» до «ВДНХ» очень неудачно расположена. В общей сложности на разработку подвижного состава и постройку линии было израсходовано более 200 миллионов долларов. Кроме того, ежегодно на его содержание выделяется около 500 миллионов рублей. В итоге первая ветка монорельса так и осталась единственной.

Что с проектом сейчас: Монорельс стал головной болью для городских властей. На его содержание уходит много денег, поезда часто ломаются, а горожане этот транспорт не ценят. В 2017 году монорельс перевели в экскурсионный режим — теперь поезда ходят раз в полчаса. Власти регулярно говорят о том, что о его дальнейшей судьбе вот-вот будет принято решение: обсуждается замена монорельса трамваем или даже разборка всей линии.

2001

Лазерные установки против сосулек

В преддверии зимы 2001 года Лужков заявил, что в скором будущем сосульки и ледяной налет на московских домах будут сбивать лазерными установками. С помощью новейшей техники мэр собирался исключить несчастные случаи, связанные с падением сосулек, от которых «ежегодно гибнет от четырех до семи человек».

Что с проектом сейчас: На внедрение этого оружия было потрачено около полумиллиона долларов. В итоге лазер срезал одну сосульку целый час. Проект заморозили.

2001

Машина по производству суперудобрений

В 2001 году Лужков разработал и запатентовал установку по производству высокоэффективного сельскохозяйственного удобрения. Агрегат, по задумке изобретателя, должен превращать навоз, торф и солому путем «термофильной ферментации, через определенный промежуток времени без применения ручного труда» в суперудобрение. Новинка по своим характеристикам близка к гумусу и позволяет эффективно производить сельскохозяйственную продукцию без применения химикатов.

Что с этим проектом сейчас: Массового распространения агрегат не получил.

2002

Дирижабли для московской полиции

Милицейское патрулирование Москвы на дирижаблях должно было начаться в 2002 году. Два дирижабля и три аэростата общей стоимостью 2,5 миллиона долларов даже были построены и переданы ГУВД Москвы.

Что с проектом сейчас: Воздушный спецтранспорт поднялся в воздух только на один метр. Взлететь выше дирижабль не смог. Девять лет спустя Лужков вспомнил о своих воздушных аппаратах и предложил использовать их во время купального сезона. Стоит отметить, что, согласно федеральному законодательству, полеты над Москвой разрешены только воздушным судам МЧС, МВД, ФСБ и государственной авиакомпании «Россия», и то при наличии специального разрешения.

2002

Переброска рек

В начале 2002 года мэр Москвы обратился к Владимиру Путину с предложением реанимировать отвергнутый за 15 лет до этого проект переброски реки Оби в бассейн Аральского моря.

Что с этим проектом сейчас: После выборов мэра эту идею решено было забыть, но мэр не сдавался, периодически возвращаясь к этой теме. В 2008 году вышла его книга «Вода и мир», где в числе прочего говорилось о проекте по переброске северных рек в Среднюю Азию.

Андреевский мост

2003

Передвижные пасеки в парках

В 2003 году мэр впервые предложил организовать в парках передвижные пасеки. Предполагалось поселить в них 150–200 пчелиных семей до 50 тысяч пчел каждая. По словам Лужкова, они нужны «не для сбора меда, а для опыления растений».

Что с этим проектом сейчас: В 2005 году в парке «Кузьминки» была открыта первая показательная пасека, которая через год превратилась в Музей меда. Позднее в парке собирались запустить пчеломобиль — «разукрашенный в черно-желтую гамму автомобиль, призванный способствовать популяризации пчеловодства». Но спонсоров так и не нашли. Однако жарким летом 2010 года Лужков потратил несколько сотен миллионов рублей на спасение своих пчел. «Пчелки чувствуют дискомфорт», — сказал он тогда. Над увлечением Лужкова многие иронизировали, однако сейчас проблема вымирания пчел — одна из мировых проблем, которые признает все экологическое сообщество.

2004

Проект пешеходной зоны от Ленинского проспекта до «Москва-Сити»

В конце холодного 2004 года Лужков понял, что москвичам и гостям столицы плохая погода мешает наслаждаться красотами города. Он предложил остеклить несколько столичных улиц от Ленинского проспекта до района «Москва-Сити».

Что с этим проектом сейчас: Проект остекления остался в истории, но пешеходных и общественных зон с того времени заметно прибавилось.

2004

Соя и кукуруза в Подмосковье

В 2004 году мэр заявил о необходимости вернуться к теме кукурузы и сои и посмотреть, есть ли условия, чтобы «двинуть» эти культуры на север. Он пояснил, что под словом «север» имеет в виду не Архангельскую область, а Подмосковье и сходные с ним по климатическим условиям регионы.

Что с этим проектом сейчас: Соя и кукуруза в Подмосковье так и не выросли. Из-за высокой цены областные земли выгоднее отдавать под застройку, чем ставить там агропромышленные эксперименты.

2005

Проект благоустройства Арбата

Весной 2005 года столичный мэр узнал, что в Европе есть технология выращивания травы зимой. Ему захотелось сделать то же самое на Арбате. По проекту, все пространство между деревьями предполагалось обогревать трубами с проточной теплой водой. Общая площадь работ должна была составить 25 тысяч квадратных метров. Позже появился план о создании «книжной» улицы на Арбате: кроме подогрева брусчатки, на улице пообещали сделать фонари выше, а букинистические лавки и кафе оформить в одном стиле. Но недавно власти объявили о приостановке благоустройства Арбата по причине нехватки средств в бюджете.

Что с проектом сейчас: Ничего. Арбат остался Арбатом даже после всех волн благоустройства. Правда, оттуда почему-то начали гонять музыкантов.

2005

Налог на шипованную резину

В 2005 году мэр предложил ввести налог на шипованную резину. Мосгордума спешно начала заниматься разработкой соответствующего закона. Инициатива натолкнулась на сопротивление автомобилистов и не укладывалась ни в один федеральный закон. По этой причине она вскоре была забыта. Тем не менее проблему колейности от шипованной резины на дорогах Лужков не забывал. В 2009 году Мосгордума одобрила сезонный запрет на использование шипованных шин.

Что с проектом сейчас: Ни в Москве, ни в России проект подобного закона так никуда и не прошел.

2006

Демонтаж гостиницы «Россия»

Демонтаж гостиницы «Россия», построенной в 1967 году в Москве, начался в феврале 2006 года. На ее месте должен был появиться новый многофункциональный комплекс с отелем по проекту британского архитектора Нормана Фостера. Инвестором проекта выступала «СТ Девелопмент», но из-за финансовых проблем в 2008 году реконструкцию пришлось заморозить. «Пять лет шли споры с фирмой „Девелопмент“. Сегодня эти споры благополучно завершены, и мы там начинаем работу», — сказал Лужков. В начале 2010 года он заявил, что готов прекрасный проект, согласно которому в подземном пространстве на месте снесенной гостиницы «Россия» будут устроены стоянки, на наземном уровне будут «воссозданы те улочки, что были характерны для Зарядья».

Что с этим проектом сейчас: Парк «Зарядье» — главный туристический аттракцион Москвы с видовым мостом, амфитеатром под стеклянным куполом, флорариумом, интерактивными экранами, павильоном дополненной реальности и другими технологическими чудесами.

«Зарядье» — главный подарок Путина Москве
Читать

Снос гостиницы «Россия»

2006

Объединение Москвы с областью

В 2006 году мэр столицы захотел объединиться с областью. По его мнению, в результате может появиться такой субъект Федерации, который составляет в экономическом потенциале треть страны. В свою очередь, губернатор Московской области Борис Громов заявил, что слияние приведет к появлению плохо управляемого «монстра», а само объединение регионов не имеет никакого смысла.

Что с этим проектом сейчас: Об идее периодически вспоминают одиозные депутаты Госдумы, губернаторы Подмосковья (сейчас — сын помощника Шойгу Андрей Воробьев) дежурно отмахиваются. Жители, впрочем, особой разницы между субъектами уже давно не видят — в какой-нибудь Реутов, Коммунарку или Саларьево теперь можно доехать просто на метро. К тому же запустили МЦД.

2006

Проект подводных гаражей

В 2006 году мэрия предложила сооружать подводные гаражи. Лужков был уверен, что в центре паркинги должны опуститься под землю и под воду. Первая стоянка на 800 машино-мест и 38 мест для автобусов должна была разместиться под Водоотводным каналом. Инвестор для этого проекта до сих пор не найден. В начале 2010 года власти Москвы вновь вернулись к обсуждению идеи строительства гаражей, но уже под Москвой-рекой.

Что с проектом сейчас: После отставки Лужкова власти не возвращались к этой идее.

2008

Проект автотрасс над железными дорогами

В 2008 году появился проект автотрасс над железными дорогами. «Когда через десять лет над всеми железнодорожными ветками будут построены вылетные автодорожные магистрали, пробки исчезнут», — пообещали в правительстве Москвы. Эксперимент планировали начать на Киевском или Белорусском направлениях железной дороги.

Что с проектом сейчас: Новых вылетных магистралей не появилось, зато прошла реконструкция старых. Пробки никуда не делись.

2008

Очистка воды

В 2008 году мэр заявил, что Москва переходит на озонирование питьевой воды вместо хлорирования. Сегодня озонирующая установка работает только на нескольких станциях водоочистки. Попадая в ржавые трубы, озонированная вода становится опасной для питья. Чтобы озонирование стало доступно всем, надо поменять 70 % водопроводных труб, пока же ежегодно меняют по 1,5 % магистралей.

Что с проектом сейчас: К 2017 году объем московской питьевой воды, очищенной с помощью технологий озонирования, озоносорбции и мембранной фильтрации, достиг 64 %. Ее вполне можно пить.

Жестко и кисло: Чем на самом деле отличается вода из-под крана, бутылки и фильтра
ЧИТАТЬ

2009

 Разгон облаков над городом зимой

В сентябре 2009 года градоначальник предложил разгонять облака на границах города в зимнее время. По его мнению, это сократит осадки до минимума, что позволит сэкономить на уборке снега. «На уборку Москвы от снега зимой тратятся миллионы долларов. А что если мы этот снег осадим за пределами Москвы? В Подмосковье будет больше влаги, больше урожай, а у нас — меньше снега», — объяснил свою идею мэр. Экологи заявили, что разгон туч над столицей в праздники и так приводит к необратимым последствиям в экосистеме.

Что с проектом сейчас: Несмотря на экологический урон, облака в Москве продолжают разгонять даже в хорошую погоду.

Зачем разгонять облака в хорошую погоду
Читать

2010

 Строительство депозитария у Кремля

В сентябре 2010 года у стен Кремля, напротив дома Пашкова начали возводить депозитарий, проект которого активно лоббировал мэр города Юрий Лужков. Уже несколько лет назад проект этого объекта, закрывающего обзор на дом Пашкова, вызывал серьезное противодействие в профессиональной архитектурной среде. Вопреки протестам строительство продолжается. Как рассказал главный архитектор столицы, это будет невысокое здание с небольшим куполом посередине, выполненное в стиле ампир, в «классических традициях».

Что с этим проектом сейчас: Вместо депозитария на этом месте установили скандальный памятник князю Владимиру — монумент, посвященный 1000-летию со дня его смерти.

Москвичи — о памятнике князю Владимиру
Читать

Подготовка экипажей ВВС к обеспечению хороших погодных условий в Москве в День Победы

2010

 Проект ТЦ под Пушкинской площадью

Проект строительства транспортного узла на пересечении Страстного с Тверским бульваром и улицей Тверской, проводимый в рамках проекта «Большая Ленинградка», обсуждалась властями столицы с 2002 года. Летом 2010-го, впервые после проекта, представленного в 2006-м и забракованного всеми от архитекторов до москвичей, был вынесен на обсуждение новый план. Согласно нему под Пушкинской площадью появится работающий круглосуточно четырехэтажный торговый центр площадью более 30 тысяч квадратных метров с подземной парковкой как минимум на 800 мест. Так же, кроме будущих подземных тоннелей с двумя полосами движения в каждую сторону, под площадью появятся универсам шаговой доступности, магазины с молодежной одеждой, аптека, каток и так далее.

Что с этим проектом сейчас: Торговый центр и парковка под Пушкинской площадью не появились, но кризис и открытие демократичных H&M и «Ашана» лишили Тверскую статуса витрины Москвы.

2010

Термостойкий асфальт

Аномально жарким летом 2010-го Юрий Лужков предложил разработать и к следующему году настелить на московских улицах термостойкий асфальт. Он заявил, что пожары и смог — абсолютно нештатная ситуация, с которой город ранее не сталкивался, отметив при этом, что «снегопады были, лютые холода были, „хляби небесные“ неоднократно испытывали нас большущими лужами и даже маленькими наводнениями». При этом Лужков не исключил, что «все сжигающая жара сменится проливными дождями и ураганными ветрами». По словам мэра, в такой сложной ситуации «есть над чем поломать голову ученым и инженерам».

Что с проектом сейчас: После отставки Лужкова через несколько месяцев про проект никто не вспоминал.

2010

Проект «Парковочной полиции»

Московские власти в 2010 году предложили создать в столице «парковочную полицию». По задумке мэра, она будет контролировать соблюдение водителями правил остановки и стоянки. Это предложение даже было внесено в экспертную группу Минтранса России, занятую вопросами совершенствования системы организации дорожного движения и обеспечения бесперебойного движения транспорта.

Что с проектом сейчас: Парковочная полиция в Москве действительно появилась, но только после того, как в центре города (а позже — и немного за его пределами) ввели платную парковку.

2010

Проект Четвертого транспортного кольца вокруг Москвы

Проектирование Московской кольцевой автодороги (МКАД) началось в 1937 году. Спустя 50 лет ее пропускная способность была полностью исчерпана. Скорость потока автомобилей составляла 35–40 километров в час. Тогда за реконструкцию взялся Юрий Лужков. Он запатентовал новый МКАД вместе с большим авторским коллективом как «транспортный комплекс мегаполиса и способ регулирования и разгрузки пассажирских, грузопассажирских и грузовых потоков транспортного комплекса мегаполиса». В патенте перечислены такие научные изобретения, как «пятиполосное движение» и «пересечение магистрали с железной дорогой под углом 90 градусов». Осенью 2010 года мэр Москвы Юрий Лужков предложил построить вокруг Москвы еще одно, пятое транспортное кольцо.

По мнению столичного градоначальника, новое транспортное кольцо поможет повысить эффективность дорожной сети города, которая требуется Москве для того, чтобы стать мировым финансовым центром. При этом Лужков отметил, что в реализации такого масштабного проекта требуется финансовое участие государства, поскольку один столичный бюджет строительство еще одного кольца не потянет. Первый участок Четвертого транспортного кольца будет открыт в 2013 году. На его строительство из столичного бюджета планируется выделить 66,06 миллиарда рублей. Общая стоимость создания 74-километровой восьмиполосной магистрали оценивается в 660 миллиардов рублей.

Что с проектом сейчас: К 2011-му плановая стоимость ЧТК достигла триллиона рублей, и от проекта решили отказаться как от экономически нецелесообразного и даже вредного для города. Вместо этого в Москве начали сооружать четыре магистрали — Северо-западную, Северо-Восточную и Юго-Восточную хорду и Южную рокаду — не менее дорогие и вредные. От пробок они не спасают.

В Москве начали стройку Юго-Восточной хорды возле ядерного могильника. Радиация может отравить город
Читать

2010

Департамент пропаганды и информации

20 апреля 2010 года на рассмотрение правительства Москвы был вынесен проект закона «Об особенностях обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Москвы», подготовленный городским комитетом по телекоммуникациям и СМИ. Документ и деятельность комитета Лужков раскритиковал. После заседания мэр собрал совещание, на котором объявил о создании новой структуры, с помощью которой москвичей можно будет правильно информировать о деятельности органов исполнительной власти. Проигранными информационными поводами Лужков назвал ситуацию вокруг поселка Речник и Генплан Москвы. В прессе проект назовут «департаментом пропаганды и информации».

Что с этим проектом сейчас: Официально такой структуры, конечно, не появилось, но московское правительство действительно начало тратить баснословные деньги на пропаганду.


фотографии: обложка, 3 — Григорий Сысоев/ТАСС, 1 — Артем Геодакян/ТАСС, 2 — Виталий Созинов/ТАСС, 4 — Валерий Шарифулин/ТАСС

Текст: Дима Левенец, Лев Левченко, Татьяна Симакова