Михаил Гончаров

основатель сети «Теремок»

Российский бизнес, как и в последние 25 лет, ждёт океан возможностей. Вот смотрите: Америка, 2000 год. Расцвет фастфуда. «Макдоналдс» открывает новый ресторан каждые 15 минут. Есть люди, которые захотят составить ему конкуренцию с бургерами? Кто-то назвал бы их идиотами. Но одни ребята открыли с тех пор 1 800 точек, а другие открыли 50 точек и вышли на биржу с оценкой 500 миллионов долларов. Вот так. Поэтому разговоры про отсутствие возможностей на нашем пустом и примитивном рынке — это разговоры интеллектуальных и профессиональных лузеров. Бизнесмен на то и бизнесмен, чтобы найти возможности. А лузер на то и лузер, чтобы предельно аргументированно доказать, что возможностей нет и не будет.

Довольно частая ситуация для бизнеса и такая: «видит око, да зуб неймёт». Человек видит возможности, но не имеет опыта и навыков ведения бизнеса. Тут могу посоветовать вспомнить слова Ильича: «Учиться, учиться и ещё раз учиться». Тупо идти в «Макдоналдс» мыть туалеты и учиться стандартам и управлению.

Больше всего пострадают те сферы, в которых работают недостаточно профессиональные люди. Любой сегмент при должном подходе можно удержать. Должна быть воля и здравый смысл. Я начал бизнес в самый пик кризиса 1998 года. Мы пережили кризис 2008 года. Довольно активно работаем над открытием в Нью-Йорке и готовимся открыть ресторан на 7-й авеню, недалеко от Madison Square Garden, в апреле-мае 2016 года.

Как в целом изменится сфера фастфуда в нашей стране в 2016 году? Сильные станут сильнее, слабые станут слабее. Но лидерами будут дискаунтеры из Америки, всем известная тройка фастфуда.

 

Анастасия Сартан

основатель, член совета директоров TrendsBrands.ru

Пока в Силиконовой долине вовсю говорят и показывают, как одежду не надо будет покупать, а можно будет распечатывать, у нас только два-три локальных онлайн-магазина, где можно оформить заказ с телефона и оплатить карточкой. Издержки российских одёжных бизнесов вырастут, и перевод производства в страны с менее развитой инфраструктурой уменьшит скорость обновления коллекций. Они ещё дальше отдалятся от мировых масс-маркет-гигантов. Поэтому, кажется, что улучшать свой сервис вплоть до персонального подхода к каждому клиенту — единственный логичный путь.

Если мы сможем это сделать — сместить фокус менеджмента на работу с конечным покупателем, — то это положительно скажется на всей нашей индустрии в целом. Также небольшие успехи наших нишевых дизайнеров за границей дают возможность предполагать, что русский стиль может развиваться как новое направление в моде. Не матрёшки, хохлома и футболки с Путиным, а чистые линии и отражение новой, совсем необычной России через своё глубокое восприятие. Для этого дизайнерам нужны уже не местечковые ярмарки-маркеты и магазинчики, а возможность качественного обучения и производства, менторство и поддержка российских селебрити мирового уровня.