«Матильда», «Нашла коса на камень» и «Сеть» Обзор новинок проката с Алисой Таёжной
«Матильда»
РЕЖИССЕР: Алексей Учитель
В РОЛЯХ: Михалина Ольшанска, Ларс Айдингер, Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский
Байопик Николая II (несмотря на название)
Матильда Кшесинская (Михалина Ольшанска) — польская балерина Мариинского театра. Здесь почти каждая ведущая артистка — фаворитка кого-нибудь из влиятельных придворных, и никто этого не скрывает. На Матильду бросают многозначительные взгляды, но сама она обращает внимание только на будущего наследника престола — мягкого и сентиментального Николая, которого все домашние и близкие называют Ники (немец Ларс Айдингер). После смерти императора Александра III (Сергей Гармаш), питавшего необъяснимую симпатию к польской балерине, все домашние дела решает его жена (Ингеборга Дапкунайте). Она же настаивает на свадьбе Ники с рыжей немкой Алекс (Луиза Вольфрам): будущему императору она совсем не нравится, но ведь и маму обижать не хочется. Ники мечется между балериной и будущей женой, которая интересуется черной магией, охотится за кровью Матильды Кшесинской, а параллельно молится новому православному богу. Рядом всегда находится силовик своего времени с лицом энкавэдэшника (Виталий Кищенко), который пытается использовать против балерины все доступные методы — от внезапного появления на ужине с ухой до натравливания на нее невменяемого фаната (Данила Козловский).
Матильда Кшесинская прожила 99 лет, но Алексею Учителю интересен только небольшой кусок ее биографии — когда она была фавориткой царя, сбрасывающей с себя корсеты и кринолины в спальнях и гримерках. Ее героиня — только повод, отвлеченная и лишенная каких-либо персональных черт женская фигура. Всего один раз нам показывают ее в одиночестве за главным занятием жизни, балетом — и то лишь для того, чтобы обозначить начало кошачьей драки жены и любовницы. Задача кукольной Матильды — быть усладой для глаз и предметом восхищения, где предмет — ключевое слово. В начале фильма звучит шутка про императорский балет как «публичный дом на казенных субсидиях» — и она сбывается на наших глазах: никого из авторов не волнует, как танцует Матильда, что она чувствует и что собой представляет.
Наверное, царебожникам страшно представить себе причисленного к лику святых императора, развязывающего шнуровку корсета своей любовнице, но вся «Матильда» — это растянутый комплимент монарху и монархии. Ингеборга Дапкунайте, Григорий Добрыгин, Данила Козловский и две впечатляющие иностранки сжаты до погрешности ради того, чтобы мы хорошенько рассмотрели царские слезы, прожили его обмороки и эскапады неловкого, но достойного ухажера. «Матильда» — это костюмированная драма и буквальный пример поколенческого консервативного поворота, в котором автор документального кино о Ленинградском рок-клубе и маргиналиях Обводного канала снимает сцены салюта на Ходынском поле и кающегося на коленях императора. «Вы несчастный пленник страсти» — синтаксис и выбор слов в этой фразе из сценария емко описывает старомодное устройство и торжественную лубочность «Матильды», которую при желании можно было бы снять острее, критичнее и куда ближе к нам с вами. Но кому это нужно в реальности, где спустя 100 лет все еще принято скрывать внебрачный роман первого лица государства?
Смотреть? Нет
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.