Летний сезон 2018 в Екатеринбурге стал для околофестивальной индустрии рекордным по количеству знаковых мероприятий на открытом воздухе. От Чемпионата мира до рекордной Ural Music Night, ради которой полиции пришлось стихийно перекрывать движение из-за наплыва горожан на площадках.

The Village попросил специалиста Национальной ассоциации организаторов мероприятий рассказать, какие события набирали обороты в 2018 году и куда движется индустрия развлечений на свежем воздухе, а также взял комментарии у экспертов — что станет с опен-эирами в Екатеринбурге в 2019 году.

Текст: Мария Яшина

Самые массовые

Для большинства жителей города главным событием этого года стал Чемпионат мира по футболу. Индустрия фестивалей этим летом серьезно конкурировала за зрителей с футбольным первенством, а проведение чемпионата в Екатеринбурге можно назвать самым удачным примером событийного туризма — на площадке болельщиков наблюдали за матчами больше 150 тысяч человек.

Чемпионат мира по футболу сильно сказался на всем рынке развлечений — как на финансах потенциальных зрителей, так и на времени проведения многих фестивалей, которые переносили привычные даты на другие числа. Хотя были исключения — Ural Music Night, которая состоялась в разгар чемпионата, побила рекорды по количеству зрителей, выступивших исполнителей и прозвучавших композиций. Одно только выступление Эмира Кустурицы вместе с сербскими музыкантами No Smoking Orchestra наблюдали 15 тысяч человек. А в аэропорте Кольцово, который в этом году стал новой площадкой фестиваля, 7 тысяч человек танцевали на дискотеке.

По оценкам опрошенных экспертов из ивент-индустрии, именно Ural Music Night можно назвать мероприятием, которое дает толчок в развитии региона, влияет на его бренд и узнаваемость.


Наталия Шмелькова

организатор Ural Music Night

Тенденция в индустрии заключается в том, что все жанры размыты — мы сумели распознать ее еще 4 года назад, когда придумали Ural Music Night. Нет отдельно рок- или поп-фестивалей — сейчас существуют просто музыкальные фестивали. Помимо музыки везде присутствуют дополнительные активности: интересные фудкорты, выставки, мастер-классы, лектории. Фестиваль должен быть избыточным — у каждого гостя должно быть ощущение, что он что-то не успел посмотреть и поэтому должен вернуться на событие вновь.

У Екатеринбурга огромный потенциал — жители очень любят свой город и хотят про него рассказывать. Безусловно, многое зависит от крупного бизнеса — авиасообщения, активности туристических организаций. Очень сложно приглашать гостей из других стран на крупное событие, если нет прямого сообщения. Ural Music Night — драйвер развития Свердловской области и Екатеринбурга, и мы надеемся, что с каждым годом все больше гостей будут приезжать не только на крупные события, но и оставаться в городе, чтобы его полюбить.

13 января 2019 года уже в восемнадцатый раз состоится фестиваль «Старый Новый Рок» и в третий раз на самой современной площадке Екатеринбурга — Ельцин Центре. К нам приезжают хедлайнеры из пяти стран, а заявки на участие присылают молодые музыканты со всей страны и стран ближнего зарубежья (Украины, Белоруссии, Болгарии). Гостями фестиваля Ural Music Night стали 200 000 человек со всего мира. Ночь Музыки — самый быстрорастущий фестиваль, и мы думаем, что в 2019 году количество гостей вновь увеличится. UMN 2019 мы планируем провести 28 июня и уже начали готовиться к будущему фестивалю.


Другие open-air’ы всех форматов и видов, несмотря на конкуренцию с ФИФА, собрали огромное число зрителей и нисколько не потеряли своей актуальности. К примеру, городской фестиваль для всей семьи The Beatles Fest, посвященный легендарный четверке, также собрал на Уралмаше несколько тысяч горожан.

Бесплатный глобальный мультижанровый фестиваль в формате которого прошел День города в Екатеринбурге также привлек гостей. Центр города впервые был поделен на тематические зоны — Октябрьская площадь стала масштабным танцполом под открытым небом, на которой прошел фестиваль танцующих людей #Danceкб, в Литературном квартале обосновался театральный фестиваль «Лица улиц», а на Площади 1905 года прошел музыкальный фестиваль, хедлайнером которого стала группа «Мумий Тролль».

Больше еды

Событий в формате open-air с каждым годом становится все больше. И это характерно не только для Екатеринбурга и России, но и всего мира. Если еще пару лет назад на пике были фестивали красок «Холи», то сейчас трендом являются гастрономические фестивали. Их стало много, но они всегда собирают большую аудиторию.

По словам директора по развитию агентство креативных событий «Инкапри» Ольги Шуваловой, такие фестивали одновременно дают «хлеба и зрелищ». Целевая аудитория — семейные пары с детьми от 30 до 40 лет, и молодежь от 18 до 25 лет. Прошедшим летом в городе состоялись такие гастрономические события, как Фестиваль барбекю, «О, да! Еда!» и один из первопроходцев — «Гастроном».


Екатерина Шихова

организатор Sandarina Festival и «Гастроном»

Event-рынок в Екатеринбурге быстро развивается благодаря тому, что в городе есть сразу несколько крутых event-агентств, которые каждым своим мероприятием поднимают общую планку. У нас достаточно капризная публика, которая хочет все время удивляться, весьма требовательные клиенты-заказчики. Мы все находимся в постоянном поиске новых смыслов, новых опытов. Как-то мы разговаривали с коллегой из крутого event-агентства, и она сказала, что Москва — это про скорость, а Екатеринбург — про качество. Если соединить нас обоих, то получится огонь. Москва делает быстро, много, на поток, а мы — медленно и продумывая детали.

Основной тренд города сейчас — саморазвитие, осознанность, ответственность, экология. Наиболее продвинутые организаторы уже внедряют эти категории в свои мероприятия. У нас в планах на март есть планы, созвучные этим темам. Еще один тренд — интерактивность, иммерсивность, максимальная вовлеченность человека в процессы. Мы понимаем, что летний «Гастроном» тоже должен быть обновлен до нового формата, чтобы людям было интересно ходить к нам каждый год. Сложно делать мероприятия с одной конвой, потому что гостям постоянно хочется нового. В 2019 году Sandarina Festival ждет ребрендинг.



Кроме того, многие музыкальные события расширили развлекательные площадки, в том числе зону фудкорта. Гастрономическая часть open-air’ов в последнее время сильно изменилась. Большой популярностью в последнее время также пользуются спортивные фестивали — подтянутая фигура и здоровый образ жизни стали обязательными атрибутами активного горожанина.

Дальше — «Екатеринбург Арена»

Фестивали — довольно капризный рынок, на который влияет множество внешних факторов. К примеру, температура — нетипично холодное лето в 2017 году изрядно ударило по карману организаторов ивентов на свежем воздухе.

Пару лет назад будущее мероприятий под открытым воздухом было под вопросом — зарубежные музыканты с повышением курса доллара стали дорогим удовольствием, иногда возникали сложности из-за политической неопределенности, да и спонсоры вписывались в фестивальные проекты с большой неохотой. Сегодня проблема осталась, но уже стоит не так остро.

После ЧМ-2018 у Екатеринбурга остался стадион мирового стандарта и сейчас его владельцы пытаются привлечь организаторов городских событий для проведения своих концертов. На «Екатеринбург Арене» уже анонсирован концерт «Ленинграда», также об интересе к площадке недавно заявили организаторы Ночи музыки.


Шувалова Ольга

Ди⁠ректор по развитию агентства «Инкапри»

«Екатеринбург Арена», безусловно, является очень перспективной площадкой для проведения событий различного масштаба и направленности. Это площадка с классными помещениями, с надежной пропускной системой охраны, с необходимыми техническими ресурсами. Здесь можно проводить конференции, деловые мероприятия, корпоративные мероприятия, экспонирование автомобилей и многое много другое.

Мы всегда ищем интересные места и уже провели собственное событие на территории нового стадиона. Знаю, что в 2019 году на «Екатеринбург Арене» уже запланировано много концертов и мероприятий.


Экономика у каждого фестиваля своя, но в большинстве случаев фестиваль начинает приносить доход организаторам только на второй год проведения. Мероприятия с бесплатным входом в расчет не берем — там, как правило, имиджевые цели организатора.

В отличие от обычных концертов, где основная часть дохода — это именно продажа билетов, на фестивалях большое значение в доходе идет за счет спонсорской поддержки и интеграции партнеров. Сегодня на крупных фестивалях деньги от подобных партнерств составляют 60-70 % от расходов на его проведение и 30-40 % перекрывает продажа билетов.

Осенью в крупных компаниях проходит планирование основных маркетинговых бюджетов на следующий год. Так что можно надеяться, что прошедший сезон, который по право можно назвать успешным, будет стимулом для новых спонсорских проектов.

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:


Обложка: Сергей Потеряев