Страх, трусость и уход великих: Чем театр жил в прошлом году и что будет делать в этом Почему в 2018 году хорошего театра в России не было или почти не было

Страх, трусость и уход великих: Чем театр жил в прошлом году и что будет делать в этом

Российские режиссеры показывали недельные спектакли-сериалы с неоновыми роботами и призраками, устраивали двухдневные экспедиции по более или менее непримечательным российским городам, даже пытались полностью увести театр в онлайн или окончательно отказаться от актеров, назвав спектаклем выставку. Из всего этого богатства мы почему-то не можем выбрать лучшие спектакли года, а если и выбираем, то они оказываются прошлогодними премьерами. Как так получается и что выбирать взамен, объясняет театральный критик The Village Ольга Тараканова, разговаривая с другими критиками, кураторами и блогерами.

Текст: Ольга Тараканова

На фотографии: «Барокко»

Аресты, смерти и конфликты

«Очень скучный год. Я пытался сделать подборку из десяти спектаклей года для „Москвы 24“ и не смог. Со всей России набрал бы, наверное, но в Москве — точно нет», — сказал мне Антон Хитров, бывший редактор The Village, редактор портала «Я в театре» и эксперт «Золотой маски». Мы разговаривали сразу после премьеры «Барокко» Кирилла Серебренникова — чем, казалось бы, не важнейший спектакль года? Выпущенный из-под домашнего ареста призыв к жизнерадостной революции по мотивам западных событий 1968 года. Кульминация — фортепианное соло для одной руки (вторую в наручнике держит полицейский).

Хороший спектакль — не без грубоватых заигрываний со зрителями, не без общих мест, но сильный и цельный. По «Барокко» особенно видно, что театральные события в этом году сместились в область человеческого. «Тенденция года — страх и трусость», — говорит Елена Ковальская, критик и арт-директор Центра имени Мейерхольда. «Тенденция года — уходят великие», — добавляет Алексей Киселев, главред «Я в театре» и автор «Афиши Daily».

Страх и смерть крупнейших деятелей — действительно два главных итога театрального года. По наверняка политическим обвинениям под домашним арестом до сих пор сидит лидер российского театрального мейнстрима и несколько человек из его команды — сколько это продлится еще и решится ли власть на радикальные перемены внутри «Гоголь-центра», остается загадкой. Один за другим ушли Олег Табаков, Михаил Угаров и Елена Гремина, Дмитрий Брусникин, Эймунтас Някрошюс. Правда, пока взлетевший при Табакове МХТ стагнирует под руководством Сергея Женовача, «Театр.doc» все же строит новое помещение, но с уверенностью говорить о том, как сообщество справляется с потерями лидеров, пока бессмысленно.

«Прорывных имен режиссеров/драматургов/художников я не смогу назвать при всем желании; а вот на территории, прежде всего, медиа — [главный итог года] конечно, оформление театрального блогинга и в целом инди-журналистики о театре. И на этом фоне просто фантастическое по скорости и наглядности обнаружение бессмысленности институционализированной критики, всех этих авторов на 1/5 полосы коммерсантов и ведомостей», — считает Виктор Вилисов, создатель телеграм-канала «вилисов постдраматический», редактор раздела «Театр» в «Афише» и автор нон-фикшна о театре «Нас всех тошнит». С бессмысленностью Вилисов, возможно, утрирует; остальные мои собеседники эти процессы как тренд не отметили. Речь идет о появлении новой аудитории, о которой говорит и сам Вилисов и которая действительно нуждается в новых способах разговора о театре.

Блогеры и критики и правда могут находиться в конфликте, но они сходятся в одном: главное событие года — это дело Серебренникова. «В год, когда суд раз за разом оставлял Серебренникова под арестом, спектакль „Человек из Подольска Сережа очень тупой“ разочаровал. В год, когда Малобродского госпитализировали из зала суда с инфарктом, спектакль „Ай Фак. Трагедия“ разочаровал еще больше, а „Маяковский. Трагедия“ в „Гоголь-центре“ и „Слава“ в БДТ были хорошими. В год, когда следствие объявило „Платформу“ организованной преступной группировкой, в Воронеже и Перми прошли по-настоящему сильные театральные фестивали. Только так можно говорить о российском театре 2018 года», — считает Евгений Зайцев, автор второго по популярности телеграм-канала о театре «Немирович и Данченко».

Богомолов, Arts&Science, инклюзия и андерграунд

«Спектакли „Сережа“, „Му-му“, „Человек из рыбы“, „Три сестры“ событиями года я не считаю, да и вообще не считаю их хоть сколько-нибудь свежими спектаклями», — продолжает Зайцев, уже вступая в спор с шорт-листом лучших спектаклей, который опубликовала Ассоциация театральных критиков. Крымов, Могучий, Богомолов, Кулябин, Гацалов, Бутусов — режиссеры-ветераны, эти имена действительно сложно считать прорывом 2018 года. За открытие сойдет разве что Олег Липовецкий с «Мертвыми душами» из города Лесосибирска в Красноярском крае, о котором в разговоре со мной, кстати, вспоминал и Хитров — но подчеркивал, что про Липовецкого известно уже не первый год, просто многие, в том числе и он сам, наконец добрались посмотреть.

Хитров же считает, что режиссером года следует все-таки объявить Константина Богомолова — за спектакли «Три сестры» и «Слава»: «Это абсолютно современный театр и качественно новый уровень для Богомолова. Здесь нет ничего лишнего, нет перевесов, нет недовесов, а драма разворачивается полностью в голове у зрителя. В „Трех сестрах” шестидесятые, по которым мы все повсеместно ностальгируем, оказываются чеховской недостижимой утопией из прошлого. В „Славе” нам предлагают поиграть в сталинистов, попробовать, каково это: понятно, что персонажи в этой пьесе 1930-х годов не люди, а картинки с плаката, но сюжет полностью затягивает. И да, оба спектакля целиком актерские, но на них не хочется кричать от архаики».

Ковальская и Киселев называют спектаклями годами «Квартиру. Разговоры» Бориса Павловича и «Евангелие» Васи Березина соответственно. Выразительно это не только потому, что их впервые представили еще в прошлом году. Если добавить интеллектуалистский Arts&Science Рустема Бегенова и Клима Козинского, молодых выпускников Бориса Юхананова, которые стали открытием года для меня, можно представить, куда движется современный театр. «Слава» и «Три сестры» — важные и выточенные массовые спектакли. «Разговоры» — инклюзивная работа, в которой актеры с аутическим спектром сосуществуют на равных со зрителями, а режиссерская задача состоит в организации новой, общей чувственности. «Евангелие», вместе с открытием года для Киселева, «Театром. На вынос» («Концепция стрит-арт-театра. Билеты — ноль рублей. Материал: место, время, человек. Базис. Любовь») — радикальный андерграунд.

С последним, правда, все не так просто: как и в русской поп-музыке, стать звездой в театре теперь можно очень быстро, со схожими, не всегда приятными последствиями. «Можно констатировать невозможность андерграунда. Система так устроена, что каким бы ты подпольщиком ни был, к тебе придут эксперты, номинируют, напишут рецензии и выпустят репортажи. Путь из андерграунда в мейнстрим сократился до одного шага, и этот шаг за коллектив делает сама система», — объясняет Киселев.

На фотографии: «Проза»

Опера-комикс, высокий стиль и стыдное барокко

«А почему опера? Нам просто захотелось назвать это таким высоким стилем...» — рассказывал Алексей Ершов из этого самого «Театра. На вынос» о спектакле Abuse Opera, в котором исполнители в заброшенных местах читают документальные тексты о физическом насилии. От оперы там — паузы и рассредоточение звука в пространстве, которые прописал композитор Кирилл Широков, он же — автор музыки в документальных спектаклях «Мельников. Документальная опера» и «Милосердие».

Еще одна опера — это «Евангелие» Березина, также оперу в прошедшем году впервые поставил Богомолов, в опере впервые поработала Ксения Перетрухина. О том, как в 2018-м поле оперности стало притягивать все больше людей из [пост]драматического театра, а сама опера истончилась, я поговорила с Юлией Бедеровой — музыкальным критиком и председателем экспертного совета «Золотой маски» по музыкальному театру в прошедшем сезоне.

Трейлер «Прозы»

«2018-й — не год открытий, скорее год уточнения того, что начало происходить в 2017-м. Спектаклем года я бы назвала «Прозу» Владимира Раннева (The Village уже рассказывал, зачем идти на этот фантасмагорический оперный комикс по Чехову и Мамлееву. — Прим. ред.) «Проза» вышла в прошлом году, но это по-прежнему прорыв и, думаю, перетечет в этом статусе и в 2019-й. Все мало-мальски интересные премьеры («Жанна на костре» Ромео Кастелуччи по Артюру Онеггеру в Перми, «Путешествие в Реймс» Алексея Франдетти по Россини в Большом и другие) в традиционной опере оказались не чистой оперой, а драматическими ораториями и светской мессой. Почему нам интересны оперы-фикции? Внешние причины: нехватка финансирования, идеологическое ухудшение творческого климата. Внутренние: режиссерская традиция прозаического пересказа поэтической оперной конструкции исчерпалась. Это первый год, когда мы видим, что на этом поле хороших спектаклей больше вообще нет. И это касается не только русского театра. В то же время опера привлекает новых людей, хотя они и не всегда называют ее так. «Мельников» Кирилла Широкова, например, — не опера, но почти, если вспомнить штамп про архитектуру как застывшую музыку. Мы, кстати, снова ставим и слушаем барокко — это тоже тенденция, но немного стыдная: в Европе ей уже не первый год. С другой стороны, она показывает, что мы все-таки находимся не в полной изоляции от мира», — говорит Бедерова.

Балеты, тренинги и вечеринки

Пока опера уверенно выходит из статуса монументального жанра, в который финансово и символически инвестирует государство, балет эту позицию сохраняет. Хотя, кроме канонических мариинских реконструкций, в 2018-м было и несколько смелых премьер. В их числе критики обычно называют зрелищную «Пахиту» и постироническое аниме «Приказ короля» из обновленного «Урал Балета», а также альманахи МАМТа, в первую очередь — тот, что завершается «Минус 16» Охада Наарина и превращает помпезную сцену в площадку для рейва.

Отрывок из балета «Пахита»
Видеоотчет с июньской «Ноч’и»

Гораздо более радикальные новации в направлении дружбы между искусством и танцполом осуществляются в пространстве современного танца. Я поговорила о них с Аней Козониной, автором телеграм-канала «Странные танцы» и колумнисткой Colta.ru.

«Спектакль, танцхудожника или танцкомпанию года я назвать затрудняюсь, а вот открытие года для меня точно состоялось не на большой сцене, а в андерграунде — это „Ноч’ перформанса“, которая в 2018-м стала регулярно проходить в студии „Сдвиг“ в Санкт-Петербурге. „Ночь“ объединяет вечеринку с показами танцперформансов и видеоработ. Все действие длится шесть часов, нон-стопом идет дискотека, и за это время гости успевают посмотреть пять-шесть свежих перформансов, натанцеваться, повидаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Хотя резиденты „Ночи“ и другие экспериментальные хореографы регулярно выступают в „ЗИЛе“, ЦИМе, „Фабрике“ и все чаще попадают на выставки современного искусства, саму „Ночь“ можно рассматривать как самостоятельное художественное произведение. Организаторы называют этот формат „пространством расширенной чувственности“ — зритель здесь тоже танцует, но не потому что постановщику так захотелось, а потому что танец — неотъемлемая часть любой вечеринки. На европейской танцевальной сцене такое лавирование на грани прямолинейного развлекательного соблазнительного жеста и точного критического высказывания представляется одной из тенденций последних лет», — говорит Козонина.

«Правда, экспериментальный танец остается в андерграунде, он не очень нужен большим российским театрам, а большие театры не очень нужны такому танцу. Чтобы делать работу для большой сцены и при этом не скатываться в демонстрацию своих чувств или бедер, хореографу придется делать акцент на традиционную критику, а это сильно ограничивает. Но мир нового танца постепенно сближается с миром современного искусства — это можно считать тенденцией года. Танец показывали на выставке „Здесь и сейчас“ в Манеже, в „Гараже“ проходил семинар по танцкритике, программа „Перформанса в ЦИМе“ практически полностью состояла из работ современных хореографов и танцхудожников, в СМИ об искусстве появились тематические колонки и номера. И это явно идет танцу на пользу. Во-первых, потому что размыкает комьюнити и дает возможности для входа новой, менее консервативной, чем в классическом театре, аудитории. Во-вторых, потому что требует от молодых танцхудожников более серьезной концептуальной проработки своей деятельности — а это повышает качество работ. В-третьих, потому что, в отличие от танцевальной критики, критика искусства в России существует, и на довольно высоком уровне, а значит, оттуда можно заимствовать понятия, концепты, подходы», — добавила она.

Вот и на The Village текст об одной из лучших танцпремьер этого года, «Профессионале» Татьяны Гордеевой и Екатерины Бондаренко, появился в разделе «Искусство».

На фотографии: «Профессионал»

Мединский, Прилепин и анонимы

Еще одно событие 2018 года — объявление наступающего 2019-го Годом театра. И хотя резонанса от прошедших Года литературы и Года кино было не то чтобы много, стоит понять, что это все-таки значит. Начать можно с логотипа. Во-первых, эту эмблему, которая задумана как отсылка к античному амфитеатру и цветам российского флага, уже принято сравнивать с кокошником или значком вай-фая. Во-вторых, на создание этой эмблемы и прилагающегося стиля министерство культуры потратило 5 миллионов рублей. Кроме того, был запущен официальный сайт Года театра 2019.culture.ru, на котором пока в большом количестве собраны видеозаписи драматических костюмных спектаклей и лонгриды без ссылок на источники или без указаний авторства. В общем, решите почитать о театре — пользуйтесь лучше порталом «Яндекса» или книжкой Вилисова.

Однако не все настолько плохо. Во-первых, пройдет Театральная олимпиада — с внушительным списком европейских спектаклей-участников и, увы, Яном Фабром в оргкомитете. Во-вторых, состоится Театральный марафон — это мероприятие в залихватском формате эстафеты, которое тем не менее позволит регионам от Владивостока до Калининграда увидеть вживую иногда более, иногда менее хорошие спектакли. Но и не только, как объясняет Ковальская: «Год театра — это немножко постановок и тьма форумов. Форумы — это дешевле, чем спектакли. Но главное, что спектакли — это митинги, на которых художники что-то пропагандируют, а форумы — это места, где можно пропагандировать художникам. Поэтому будут собирать художников и объяснять им правила игры. Но я надеюсь, что сами художники все-таки будут собираться и обсуждать те ценности, которые в действительности могут разделить».

Вилисов между тем не доверяет ни олимпиаде, ни марафону, зато комментирует обещания о росте финансирования театральной сферы: «Единственное хорошее, что стоит ждать от Года театра, это то, что люди, близкие к кормушке (в этой формулировке нет ничего негативного), смогут нормально заработать. Потому что в театре совсем мало денег, и нет ничего плохого, если кто-то заработает. Наш дорогой президент намекнул на оптимизацию театров в наступающем году, и в этом я его активно поддерживаю; я бы вообще закрыл все эти сталинские колхозы, полные паразитов и чудовищного, просто вредного для физического здоровья театра. Не только бы Губернский театр я закрыл и театр „Модерн“, я бы закрыл, разумеется, Театр наций, „Гоголь-центр“, Центр имени Мейерхольда мой любимый тоже, скрепя сердце, закрыл бы. На их месте я бы ничего нового не открывал, а оставил бы здания заброшенными, чтобы петербургский „Театр. На вынос“ мог в них делать свои прекрасные спектакли».

Новый театр в 2019-м, однако, будет придумывать не только Вилисов, который в прошедшем году выпустил несколько независимых спектаклей, но и, в первую очередь, Владимир Мединский. Каким он будет, можно представить, во-первых, по роману «Смута», который в прошлом году был поставлен в Малом театре. «Лучшее, точнее, единственно хорошее, что там есть, — две борзые собаки», — говорит Хитров. А во-вторых, по смене власти, которая осуществилась в «двуглавой чайке» из МХТ имени Чехова и МХАТа имени Горького: «Одна голова — близкая эстетически, это Сергей Женовач, сменивший Табакова. Другая — идеологически, это Эдуард Бояков, которого в начале декабря назначили на место Татьяны Дорониной».

Впрочем, с последней рокировкой, в которой участвовал также Захар Прилепин (теперь — заместитель Боякова), все не так просто. «Как ставили душистые спектакли для домохозяек, так и будут», — предполагает Киселев. «Бояков, который уже после своего и общегосударственного консервативного поворота ставил спектакли по роману Айн Рэнд о художнике, который в гробу видел государство, — лицемер, но не шизофреник. Он будет совмещать постпостмодерн и премодерн, как его кумир из нулевых, композитор Владимир Мартынов», — не соглашается Ковальская.

Харрасмент, избиения и фельетоны

«Нет секса, нет соло»: один из крупнейших театральных скандалов этого года развернулся вокруг режиссера и хореографа Яна Фабра. 20 перформеров из компании Фабра обвинили его в изнасилованиях, оскорблениях и шантаже. Проблема скорее социальная, существующая в контексте #янебоюсьсказать и #metoo, и отчасти внутрицеховая. Но она ставит и перед зрителями важный вопрос, отчетливо артикулировать который до 2018-го было трудно. Можно ли, собственно, теперь платить за спектакли Фабра — или другого художника, которого подозревают в неэтичных действиях?

«Можно, конечно. Запрещать ничего нельзя. Но я бы не платил и не ходил бы», — говорит Хитров. «Я бы заплатил. Но если бы жил в Бельгии, то не платил бы. Хотя, как мне рассказывали люди оттуда, часть фаброгейта искусственно раздувалась совсем бессмысленными его хейтерами», — говорит Вилисов. «Это вопрос индивидуального выбора, и объединяться нужно только ради защиты жертв, а не чтобы кого-то замочить», — считает Ковальская. «Хочется поддержать мнение, что произведение искусства нельзя рассматривать в отрыве от его производства и что в современном театре не должно быть такого, чтобы судьбы людей калечили ради красивой картинки на сцене», — говорит Козонина. «Хороший спектакль может поставить даже шовинист, мизогин и человеконенавистник. Но открыто обсуждать подобные случаи необходимо», — говорит Зайцев. «Это сложный вопрос. У меня нет на него однозначного ответа», — сказал Киселев. «К каждому случаю нужно подходить индивидуально. Но у нас больше нет безбарьерного входа в них», — говорит Бедерова.

В России на фестивале «Территория» уже после появления письма безо всяких о нем упоминаний показали спектакль Фабра и провели презентацию его книжки, а многие критики и кураторы публично защищали право режиссера на насилие и писали фельетоны о сексуально озабоченных жертвах. А в похожем местном случае предполагаемого избиения журналистки Андреем Могучим и Светланой Щагиной из БДТ театр никак не отреагировал на запросы комментариев от «Афиши».

«Я в БДТ не хожу и не пишу про них ни строчки нейтрального текста, пока от театра не поступит ответ на официальный запрос. Если вы как крысы сходили тихонечко в редакцию канала и все порешали с администрацией губернатора, а потом — как мне передали — „Могучий решил не отвечать на письмо“, чем вы от коллективного Путина с маленькой буквы концептуально отличаетесь? Вообще ничем», — говорит Вилисов. Пока в российских медиа это скорее исключение, чем правило. Это следует иметь в виду, читая рецензии на спектакли уже в 2019-м и ожидая, когда сформируется «коллегиальное», как говорит Бедерова, не навязанное сверху решение.


Фотографии: обложка, 2 — пресс-служба Электротеатра «Станиславский» / Олимпия Орлова, 1 — «Гоголь-центр», 3 — Екатерина Краева / ЦИМ

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Воин качества»: Кто такой Рустем Бегенов
«Воин качества»: Кто такой Рустем Бегенов Как гитарист кавер-группы и автор саундтреков к фильмам стал хедлайнером фестиваля Центра имени Мейерхольда, выпустив всего один спектакль
«Воин качества»: Кто такой Рустем Бегенов

«Воин качества»: Кто такой Рустем Бегенов
Как гитарист кавер-группы и автор саундтреков к фильмам стал хедлайнером фестиваля Центра имени Мейерхольда, выпустив всего один спектакль

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C
Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C Смешивая театр и современное искусство
Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C

Как «Театр взаимных действий» захватил «Гараж» и V-A-C
Смешивая театр и современное искусство

«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова
«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова Новое имя в молодом российском театре — наконец, женское
«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова

«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова
Новое имя в молодом российском театре — наконец, женское

«Как я была волонтером в „Родине“»
«Как я была волонтером в „Родине“» Почему вам нужно посмотреть спектакль в апреле
«Как я была волонтером в „Родине“»

«Как я была волонтером в „Родине“»
Почему вам нужно посмотреть спектакль в апреле

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?