Казаки, дельфины, грибы и крабы: Из чего сделана вселенная арт-группы «ЗИП» Путеводитель по четырехэтажной тотальной инсталляции в ММСИ

 Казаки, дельфины, грибы и крабы: Из чего сделана вселенная арт-группы «ЗИП»

В Московском музее современного искусства до 1 мая открыта выставка краснодарской арт-группы «ЗИП». Это ретроспектива семи лет коллективного творчества четырех художников — братьев Василия и Степана Субботиных, Евгения Римкевича и Эльдара Ганеева. Степан Субботин провел персональную экскурсию для автора The Village Натальи Носовой.

Особняк музея в Ермолаевском переулке арт-группа «ЗИП» полностью застроила деревянными конструкциями. Фактически это очередной макет «ЗИПов» — правда, на этот раз по-настоящему гигантский: желтый школьный автобус сделан в натуральную величину, а синее море с островами-утопиями разливается на ползала.

Развернутая на четыре этажа музея инсталляция моментально всасывает зрителя: стоит войти, и ты сам уже часть придуманного художниками макета — многоуровневого мира с краснодарским «сейчас», заводским «позавчера», утопическим «потом» и вневременной «БАРселоной». Нарочито наивная, простая и смешная выставка маскируется под понятную детям — у группы есть собственная мифология с казаками и крабами, дельфинами и грибами, — но скрытая там злободневность рождает взрослые разговоры в этой как будто детской истории.

Этаж «Сейчас»

Большой школьный автобус пробивает стену выставочного зала и тормозит перед пешеходным переходом: точно такую же «зебру» «ЗИПы» рисовали на трассе под Анапой — инсталляция называлась «Пятнадцать белых прямоугольников». В свете автобусных фар заметен дельфин на самодельном самокате. Остановились вроде бы из-за него, а может, случилась авария — неясно. Из автобуса уже высыпали художники с учениками, собирают агитационные транспаранты в духе авангарда с призывами заняться творчеством. Здесь же — рядом, на обочине — свалившийся на землю от усталости усатый казак.

Первый этаж инсталляции — это условное «сейчас», школьный автобус — та форма, которую приобрела культурная жизнь Краснодара за последние годы. Образовавшись в 2009 году, арт-группа «ЗИП» стала собирать воедино осколки современного искусства, затерявшиеся в родном городе. «ЗИПы» самоорганизовались в КИСИ — Краснодарский институт современного искусства, до сих пор никак не зарегистрированный. А потом, с приходом меценатов, разрослись до культурного центра «Типография», где проводят художественные мастер-классы для детей и взрослых или учат «искусству быстрого реагирования»: рассказывают о перформативных практиках, социальном искусстве и стрит-арте — высвобождают современное искусство из оков маргинализации. Для «ЗИПов» зритель — это всегда соучастник, вместе с ним художники что-то изучают, вместе что-то строят, собирают, рисуют. Они исходят из позиции, что творчество доступно всем — как средство самовыражения в первую очередь, а вместе с тем как путь освобождения и всякого рода борьбы, в том числе политической.

Каждое лето «ЗИПы» едут на дачу братьев Субботиных в поселок Пятихатки возле Анапы, где они создали арт-резиденцию. В августе туда съезжаются все желающие — художники, искусствоведы, кураторы — и делают site-specific проекты. В 2015 году они захватили заброшенный детский лагерь и устроили там биеннале современного искусства, которую через 15 минут разогнали охранники. Из-за их страсти к захвату и экспресс-изменению «чужих территорий» «ЗИПов» часто отовсюду гоняют, крадут их объекты (об этом — дальше) или забирают в полицию. Однажды Эльдара Ганеева увезли в отделение, когда он тестировал на площади перед краснодарской мэрией «будку одиночного пикета», созданную арт-группой для уличных протестов. Разработка защищает пикетчика от погоды и прохожих, а заодно позволяет брать с собой семь транспарантов одновременно — они все крепятся к многорукой деревянной конструкции. Вообще, такое укрытие может сколотить для себя любой — «ЗИПы» задумывали, что проект уйдет в народ, но на практике разработкой так никто и не воспользовался.

Мифология «ЗИП»

Казаки

Степан Субботин: «На первом этаже смешивается несколько пространств: с одной стороны, есть автобус, из которого выходят художники, поскольку искусство не может быть всегда замкнуто в стенах автобуса, с другой — есть казак, тоже обитающий в городском пространстве и воплощающий собой все консервативные проявления Краснодара. Здесь казак уже немножко в ужасе и прячется в музейном камине».

Дельфины

Степан Субботин: «В Анапе очень много дельфинов. Мы часто их встречаем, когда идем на море с утра. Дельфины гораздо развитее людей, это новая стадия эволюции, до которой человеку далеко. Мы придумали легенду, что дельфины, видя, как люди страдают, выходят к ним, чтобы помочь. Они устраиваются на работу в кафе или собирают мусор на побережье. У нас дельфин — это еще и образ свободного художника».

Этаж «Позавчера»

На втором этаже музея толпа казаков во главе с крабом сталкивается с войском грибов под командованием дельфина — все это на шахматной доске. Партия уже расписана. Казаки сдадутся.

Шахматы стоят в окружении схематичных деревьев, которые изображают рощу возле Краснодарского завода измерительных приборов. Там в обеденный перерыв сидели за шахматами рабочие в далеком «позавчера» — в советское время, когда завод еще функционировал. В 2009 году на территории заброшенного ЗИП братья Степан и Василий Субботины, Евгений Римкевич и Эльдар Ганеев обустроили мастерскую. Сейчас их оттуда уже выгнали — за панк-концерт. Но из заводского прошлого берется все — и название группы, и свойственная им коллективность в творчестве, и любовь к труду, и материал для создания искусства. Его художники в изобилии выгребали из куч заводского мусора под присмотром бдительных местных охранников, которые впоследствии подружились с художниками. Среди найденных там советских артефактов есть, например, портрет Ленина без носа — его «ЗИПы» присвоили себе, подписав на обратной стороне холста «„ЗИП“, 2010», а самому вождю пролетариата заново нарисовав нос и обновив рубашку. Эту коллекцию художники выставили в роще рядом с заводом, назвав ее «Музеем „ЗИП“». Среди деревьев они установили большой белый куб и выставили в нем, по словам Степана Субботина, «все то, что было выкинуто, не имело никакой ценности, кроме той, что было сделано людьми с любовью». Это послания на Новый год, которые рабочие рисовали друг другу, шахматная доска, залитая каким-то едким веществом, и самодельный молоток. Музей проработал три дня, а потом белый куб украли. Но сами артефакты остались: художники собирали экспозицию каждое утро и прятали каждый вечер.

Советское заводское «позавчера» так и норовит стать эклектичным «сегодня». На доске то ли почета, то ли позора (вроде тех, что были на каждом советском предприятии) симпатичное и страшное, настоящее и прошлое, реальное и нереальное перемешано в «кашу медиаобразов»: Ганди, Сталин, Стив Джобс, Рамзан Кадыров, Игорь Николаев, Фредди Крюгер — все в кучу. Это герои, которые, по словам Степана Субботина, захватили медиапространство и через него забрались к нам в голову.

Рядом с воссозданным специально для выставки «Музеем „ЗИП“» — устремившееся в небо сооружение, собранное из найденных на заводе дощечек. Некоторые из них подписаны фамилиями рабочих, но как их использовали в деле — не разобрать. «ЗИПы» эти именные дощечки собирают в коллективный «Тотем труду» (важная для группировки тема). Попав на завод, художники обнаружили там груды мусора, с которыми надо было что-то делать: тогда-то им и пришлось научиться забивать гвозди и пилить доски. С тех пор все свои инсталляции «ЗИПы» делают сами, выставки монтируют тоже самостоятельно. «Обычно мы сами строим пространство, — объясняет Степан Субботин, — чтобы там была нужная нам атмосфера. Нам нравится работать с материалом, и мы не хотим никого заставлять делать ту работу, которая им не принадлежит». Исключения из этого бывают редко — например, в этот раз художникам помогали с рощей на втором этаже и с самим «Музеем „ЗИП“».

Мифология «ЗИП»

Грибы

Степан Субботин: «Грибы — это единая сеть. Это множество, которое действительно обладает властью, но ею не пользуется. И эта тема множества, тема объединения грибов, нравится нам — люди когда-нибудь тоже должны наконец-таки объединиться в единую силу».

Краб

Краб, отсылающий к известному мему про Путина, появился в творчестве «ЗИП» в 2011 году, когда художники выпустили на пляж в Анапе картонную машину пропаганды — то ли ракообразное, то ли танк. Краб раздавал листовки и выкрикивал: «Вода теплая — благодарите краба, солнце горячее — благодарите краба. Краб обеспечивает надежный отдых и полное благополучие каждого из вас…»

Этаж «Потом» и этаж «БАРселона»

«ЗИПы» любят утопии: вспомнить хотя бы их макет завода под названием «Утопия», с которым художники стали финалистами премии Кандинского в 2012 году. Тогда они предложили проект завода-государства, в котором живут и трудятся художники. Они обменивают свое искусство на все необходимое для творчества и еду, и чем больше создают работ, тем лучше живут. Попасть на этот завод может любой человек, называющий себя художником, главное — чтобы он создавал произведения искусства не реже, чем раз в полгода.

Для уровня «потом» «ЗИПы» придумали больше десятка утопических автономий и поместили их на острова в море. Это большой, занимающий половину зала голубой стол; крошечные острова-утопии находятся в центре стола, к ним нельзя подойти вплотную, но можно разглядывать в подзорную трубу. Словно в тумане здесь виднеется остров-шаурма, свернутый соответствующим образом, в его начинке образовалась своя экосистема: реки и озера, животные и обильная растительность. Здесь же в море есть остров с «Домом критики», где люди собираются, чтобы критически осмыслять общество: они так стараются, что на деревьях возле дома вместо плодов растут портреты философов — Кропоткина и Фуко. Совсем вдалеке — остров-город, управлением которого занимается огромный гриб. Через грибную сеть он контролирует все — радиовышки, метро, мэрию, полицию. Согласно задумке художников, грибная власть гуманнее человеческой.

Под макетом «утопического» моря «ЗИПы» размещают реальность: простенькое жилище с полосатым матрасом, старенькой микроволновкой и горящей лампой.

Над всем этим — краснодарским «сейчас», заводским «позавчера» и утопическим «потом» — в буквальном и переносном смысле возвышается художественная стратегия. Ей посвящен весь четвертый этаж под названием «БАРселона». На вернисаже все толпились именно здесь, в воссозданном краснодарском баре, где, по рассказам, очень демократичные цены и можно курить. В музейной «БАРселоне», конечно, курить нельзя, но на открытии наливали. Правда, по словам Степана Субботина, здесь должно быть немного скучно — то ли оттого, что так порой и бывает в барах, то ли оттого, что обстановка располагает говорить лишь о стратегии, а вместе с тем о труде. Отвлечь от серьезных разговоров способны клипы группы «РИП», их крутят тут же по телевизору. Несложно догадаться, что это те же самые «ЗИП», только в своем музыкальном воплощении. Все те же — братья Субботины, Евгений Римкевич и Эльдар Ганеев, а также Глеб Ростовцев назвали группу в честь завода радиоизмерительных приборов — такой тоже есть в Краснодаре. Играют «психоделик-джипси-панк-рок», а точнее, пропевают рифмованные байки вроде той, где злобный краб послал рапанов на катамаранах за братаном, который плыл по морю на банане, чтобы посмотреть на бело-сине-красный буек.


Изображения: обложка, 1, 2, 3, 5, 7, 8 – Никита Бережной/ММОМА, ММОМА, 4, 6 – Дмитрий Смирнов/ММОМА

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Что нужно знать о московском концептуализме
Что нужно знать о московском концептуализме Объясняем один из главных феноменов советского андерграунда по случаю выставки Ирины Наховой в Пушкинском музее
Что нужно знать о московском концептуализме

Что нужно знать о московском концептуализме
Объясняем один из главных феноменов советского андерграунда по случаю выставки Ирины Наховой в Пушкинском музее

Дизайнер оценивает НЛО из фильмов
Дизайнер оценивает НЛО из фильмов Почему инопланетные корабли выглядят так, а не иначе
Дизайнер оценивает НЛО из фильмов

Дизайнер оценивает НЛО из фильмов
Почему инопланетные корабли выглядят так, а не иначе

15 самых важных московских выставок весны
15 самых важных московских выставок весны Метафизическая живопись Джорджо де Кирико, персональная выставка Дэмиена Хёрста, Триеннале от «Гаража» и послевоенное искусство Европы
15 самых важных московских выставок весны

15 самых важных московских выставок весны
Метафизическая живопись Джорджо де Кирико, персональная выставка Дэмиена Хёрста, Триеннале от «Гаража» и послевоенное искусство Европы

Взрослые фанаты Lego
Взрослые фанаты Lego «Из-за растущей коллекции мне пришлось сменить квартиру»: Поклонники датского конструктора рассказывают о своем увлечении
Взрослые фанаты Lego

Взрослые фанаты Lego
«Из-за растущей коллекции мне пришлось сменить квартиру»: Поклонники датского конструктора рассказывают о своем увлечении

Тэги

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

«Она сделала для моей сексуальной жизни больше, чем все мои партнеры»: Как Татьяна Никонова меняла представления о сексе

Приходим в себя после майских: Как провести неделю

К вам едет ревизор

Весна в городе: 20+ отличных веранд Москвы

«Я объездила весь мир в инвалидной коляске и теперь помогаю другим»

Первая полоса

«Она сделала для моей сексуальной жизни больше, чем все мои партнеры»: Как Татьяна Никонова меняла представления о сексе
«Она сделала для моей сексуальной жизни больше, чем все мои партнеры»: Как Татьяна Никонова меняла представления о сексе
«Она сделала для моей сексуальной жизни больше, чем все мои партнеры»: Как Татьяна Никонова меняла представления о сексе

«Она сделала для моей сексуальной жизни больше, чем все мои партнеры»: Как Татьяна Никонова меняла представления о сексе

Приходим в себя после майских: Как провести неделю
Приходим в себя после майских: Как провести неделю Лучшие концерты, выставки и кинопоказы в Москве
Приходим в себя после майских: Как провести неделю

Приходим в себя после майских: Как провести неделю
Лучшие концерты, выставки и кинопоказы в Москве

К вам едет ревизор
Спецпроект
К вам едет ревизор Сдали в лабораторию образцы пыли из салона красоты и узнали, чем мы там дышим
К вам едет ревизор
Спецпроект

К вам едет ревизор
Сдали в лабораторию образцы пыли из салона красоты и узнали, чем мы там дышим

Весна в городе: 20+ отличных веранд Москвы
Весна в городе: 20+ отличных веранд Москвы
Весна в городе: 20+ отличных веранд Москвы

Весна в городе: 20+ отличных веранд Москвы

«Я объездила весь мир в инвалидной коляске и теперь помогаю другим»
«Я объездила весь мир в инвалидной коляске и теперь помогаю другим» Светлана Нигматуллина посетила больше 30 стран, а потом запустила туры в Калининград
«Я объездила весь мир в инвалидной коляске и теперь помогаю другим»

«Я объездила весь мир в инвалидной коляске и теперь помогаю другим»
Светлана Нигматуллина посетила больше 30 стран, а потом запустила туры в Калининград

Только полюбили сквиши? А пора покупать попыты и симплы-димплы!
Только полюбили сквиши? А пора покупать попыты и симплы-димплы! Релакс-гаджеты или бесконечная пупырка из TikTok?
Только полюбили сквиши? А пора покупать попыты и симплы-димплы!

Только полюбили сквиши? А пора покупать попыты и симплы-димплы!
Релакс-гаджеты или бесконечная пупырка из TikTok?

Ресторан Niki в кинотеатре «Художественный»: Россия без катастроф XX века
Ресторан Niki в кинотеатре «Художественный»: Россия без катастроф XX века
Ресторан Niki в кинотеатре «Художественный»: Россия без катастроф XX века

Ресторан Niki в кинотеатре «Художественный»: Россия без катастроф XX века

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках «Жить нужно так, как хотим мы»
Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках

Как гуляют арестованные редакторы DOXA. День первый — Армен Арамян в Котельниках
«Жить нужно так, как хотим мы»

«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова
«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова
«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова

«Людоед»: Мрачный хардкор-панк из Кирова

«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос
«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос От школьных экспериментов до постановки на учет в полиции
«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос

«За год у меня было больше 25 цветов»: Разные люди — о ярком окрашивании волос
От школьных экспериментов до постановки на учет в полиции

Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем
Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем Который уже можно найти повсюду
Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем

Первые сезонные травы: 3 блюда со щавелем
Который уже можно найти повсюду

Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!
Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все! И даже больше
Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!

Zara выпустила первую большую коллекцию косметики. В ней есть все!
И даже больше

Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами
Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами Новые трассы только усилят пробки
Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами

Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами
Новые трассы только усилят пробки

Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ
Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ
Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ

Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ

Где есть сэндвичи с пастрами в Москве
Где есть сэндвичи с пастрами в Москве
Где есть сэндвичи с пастрами в Москве

Где есть сэндвичи с пастрами в Москве

Сколько на самом деле стоит вылечить зуб
Сколько на самом деле стоит вылечить зуб Мы узнали, почему так дорого
Сколько на самом деле стоит вылечить зуб

Сколько на самом деле стоит вылечить зуб
Мы узнали, почему так дорого

Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут
Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут А зарплата — нет
Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут

Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут
А зарплата — нет

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom

Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни

Как сделать квартиру удобной для жизни

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах

Подпишитесь на рассылку