6 марта, суббота
Москва
Войти

Адвокат в музыкальной сфере — о нелегальной работе диджеев и плагиате хитов Как доказать, что это твой трек, и заставить клуб платить

Адвокат в музыкальной сфере — о нелегальной работе диджеев и плагиате хитов

Многочисленные отмены концертов в 2018 году заставили всех разбираться в тонкостях, по которым мероприятие легко могут прикрыть в последний момент. А благодаря ситуации, когда неизвестные артисты попали в топ чартов, многие узнали, что в стриминге существует индустрия накруток.

The Village встретился с адвокатом, защищающей интересы музыкантов, и преподавательницей курса Music Business в Moscow Music School Александрой Шульц, чтобы узнать, в чем должен разбираться музыкант, чтобы стабильно зарабатывать на своих треках, выигрывать суды и противостоять органам власти при отмене концертов.

Фотографии

Дарья Трофимова

Как авторское общество помогает музыкантам зарабатывать

— Расскажите, как музыкант может зарегистрировать авторские права произведения и зачем ему это?

— Авторские права зарегистрировать нельзя, можно — только само произведение. Его вносят в реестр авторского общества с указанием авторов, правообладателей, исполнителей и так далее (в зависимости от государства). Это нужно, чтобы авторское общество могло начать распределять автору или иному правообладателю собранное вознаграждение за публичное исполнение.

У нас авторским обществом, получившим государственную аккредитацию, является Российское авторское общество (РАО). Если музыкальное произведение не зарегистрировано, то денежные средства поступают и остаются в РАО, если РАО самостоятельно не находит автора. РАО хранит невостребованные поступления в течение трех лет.

Еще в РАО можно депонировать произведение. Регистрация — это чисто словесные признаки произведения, а депонирование — передача его экземпляра на физическом носителе. Эта процедура имеет больший вес, так как подтверждает авторство. Это стоит денег, и если произведений много, то для музыканта депонирование может выйти довольно дорогим.


Нельзя зарегистрировать бит или гармонию, которая повторяется из песни в песню. Чем менее значимую часть композиции вы будете заверять, тем большая вероятность, что ее смогут оспорить у вас в суде.


— Мы говорим о целой музыкальной композиции, а на какую самую минимальную часть произведения можно подтвердить авторство? Можно ли зарегистрировать, к примеру, гитарный рифф?

— Да, можно. Минимальной части нет. Главное, чтобы она носила творческий характер. Нельзя зарегистрировать бит или гармонию, которая повторяется из песни в песню. Чем менее значимую часть композиции вы будете заверять, тем большая вероятность, что ее смогут оспорить у вас в суде.

Kraftwerk 20 лет судились с немецкой хип-хоп-исполнительницей Сабриной Сетлур из-за использования куска своего бита. В конце концов немецкий суд встал на ее сторону. Там шла речь буквально о трех-четырех ударах, которые, несмотря на сбитую ритмику, были сильно узнаваемы. Однако решение было обжаловано в Европейском суде справедливости, и вполне возможно, что оно будет пересмотрено — в соответствии с опубликованным мнением адвоката суда копирование даже такой малой части фонограммы без согласия правообладателя недопустимо.

— Вы говорили, что РАО собирает деньги за публичное воспроизведение зарегистрированных песен. Как они за этим следят?

— Обычно пользователь (кафе, клуб, парк, иное общественное пространство) заключает договор с РАО и Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) — институцией, занимающейся смежными правами. В ВОИС пользователи платят за исполнение конкретной записи — фонограммы.

После заключения договора деньги перечисляются в РАО и ВОИС на регулярной основе по количеству проигрышей произведения. В таком случае у организаций нет необходимости контролировать этот процесс.

Если договора нет или заведение не перечисляет деньги, РАО приходит туда с проверкой. Обычно в таких ситуациях выписывают большие штрафы заведению или сразу подают в суд. Но владелец заведения может использовать различные процессуальные уловки: к примеру, была серия дел, когда пользователи выигрывали споры в связи с тем, что ВОИС не доказала, что фонограмма, проигранная в кафе, и фонограмма в реестре ВОИС, — это одна и та же фонограмма.

— Могу ли я самостоятельно узнать, легально ли использует трек кафе?

— Если вы автор, то чисто гипотетически вы можете запомнить, в каком кафе и когда вы слышали свое произведение, а потом прийти в РАО и попросить его проверить заведение. В том случае, если вас, как автора этой песни, интересуют деньги, лучше прийти в РАО через полгода, когда там уже обработают все данные по договорам, и потребовать законную выплату.

— Имеют ли право диджеи использовать чужие треки в своих сетах или в ремиксах?

— Это вопрос из серой зоны. Если подходить к диджей-сетам и ремиксам по закону, то они должны создаваться с согласия автора. По большому счету диджей, который просто ставит треки один за другим, может заплатить за них и легально проигрывать. Если делается ремикс непосредственно во время выступления, то чисто формально это нарушение авторских прав. Но, как мы видим, индустрия не заинтересована в преследовании диджеев — диджей-культура продолжает существовать.

Но, как и в целом в индустрии, уровень толерантности к нарушениям понижается с повышением коммерческого статуса и известности как диджея, так и мероприятия. Конечно, диджеи высокого уровня за все платят, чтобы подстраховаться. Когда ты становишься известным, то все начинают искать у тебя нарушения, чтобы получить с тебя деньги. Это общее правило даже не в музыке, а в бизнесе.

Как судятся музыканты

— Насколько часто в России судятся за авторство?

— У нас такая правовая культура, что судов в принципе не так много, в отличие от США. Там люди подают в суд друг на друга по любому поводу.

В России не распространены судебные споры из-за авторства. Возможно, потому, что музыканты часто не уделяют должного внимания оформлению прав, что лишает их в дальнейшем возможности отстаивать свою позицию. Например, музыканты не договариваются перед написанием песни, как будут распределяться доходы, кто будет распоряжаться исключительными правами, выступать от имени всех авторов при подписании лицензионного договора. Не обговариваются на берегу права аранжировщика, отчуждение им исключительных прав, а у аранжировщика, если он делает творческий вклад в песню, тоже возникают авторские права. Авторы не фиксируют свои произведения так, чтобы можно было в дальнейшем доказать создание произведения в определенный период и так далее. 

Я не буду называть имен, но я знаю, что даже у самых известных российских певцов в бумагах полный бардак. У нас не принято этим заниматься.

— Что должно измениться, чтобы музыканты начали больше думать об этом?

— Должно измениться отношение к формальной стороне творчества. Появление цифровых сервисов сильно помогает этому. Чтобы загрузить в них свое произведение, музыкантам обязательно надо документально оформить передачу прав между субъектами. Необходимость проводить подобные практики сильно способствует тому, чтобы они вошли в норму.

— Есть ли какие-то тенденции в развитии индустрии?

— Развитие цифровых сервисов упрощает и удешевляет такие процессы, как, например, депонирование, ведение реестра произведений и прав, лицензирование, учет использования произведений и так далее. В дальнейшем это упорядочит взаимоотношения на музыкальном рынке.

— Как обычно доказывают авторство в суде?

— Прежде всего, доказывают, что произведение существовало на более раннюю дату, чем у противника. Важно фиксировать свои произведения так, чтобы имелась независимая метка времени (дата депонирования в РАО или ином авторском обществе, почтовый штемпель, запись нотариуса, время размещения на независимом сервисе).

Когда возникает спор, поднимают все, что есть: файлы на компьютере, записи, черновики, записи исполнения, посты в соцсетях, переписку, показания свидетелей и так далее. К примеру, песню исполнили среди друзей, кто-то записал на телефон, выложил. Появляется метка времени. Значит, произведение уже существовало. Иногда опытные адвокаты даже в таком случае ищут дополнительные подтверждения — заказывают экспертизу телефона. Потому что метки времени можно изменить, я видела это в последних судебных решениях.

В моем недавнем деле мы представляли записи со стены во «ВКонтакте», переписку между соавторами и со звукорежиссером: в переписке упоминались названия песен, части текста, элементы аранжировки, которые можно было узнать на фонограмме. Сложно сказать, готов ли был суд это воспринять, стороны в итоге заключили мировое соглашение. Но я считаю это правильным подходом: суд принимает решение, оценивая совокупность доказательств, и любая деталь является частью общей картины.

— Можно ли как-то замаскировать украденную часть чужого произведения, чтобы в суде нельзя было ничего доказать?

— Можно попытаться. Все будет зависеть от профессионализма эксперта, который занимается доказательством авторства. В любом музыкальном редакторе одним движением мышки можно сильно изменить звук, поэтому эксперт должен хорошо разбираться в подобных программах.

Я допускаю, что серьезный профессионал с развитым слухом и соответствующими навыками сможет восстановить историю изменения звука в программе и доказать, что были сдвинуты определенные параметры, возвратив которые на прежнее место можно получить ту же песню. 

Как в России отменяют концерты

— Я хочу коснуться темы отмены концертов российских музыкантов прошедшей осенью. Как это происходило с юридической точки зрения? Куда обращались люди? На какие законы ссылались?

— Тут очень сложно систематизировать все случаи, каждый раз сценарии были разные: внеплановые проверки площадок, вынесение предупреждений, вызовы в прокуратуру, массовая проверка документов у зрителей, личные досмотры, остановка мероприятия.

Чаще всего проблемы были связаны с неверной, с точки зрения властей, возрастной маркировкой, которая присваивается в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Другие претензии были связаны с экстремистским содержанием текстов, пропагандой наркотиков.


Понятие экстремизма сформулировано в законе очень широко, формально под него подпадает и исполнение песни. В-третьих, в борьбе с экстремизмом участвует больше органов — к полиции и прокуратуре добавляются ФСБ и Росгвардия.


Если с возрастной маркировкой проблема решается проставлением маркировки «18+», то с обвинениями в экстремизме сложнее. Во-первых, он является преступлением, соответственно, власти высоко оценивают общественную опасность деятельности, подпадающей под экстремизм. Во-вторых, понятие экстремизма сформулировано в законе очень широко, формально под него подпадает и исполнение песни. В-третьих, в борьбе с экстремизмом участвует больше органов — к полиции и прокуратуре добавляются ФСБ и Росгвардия. К счастью, пока борьба с экстремизмом в отношении музыкантов ограничилась самим процессом борьбы, без возбуждения уголовных дел.

— Кто проверяет песни на соответствие закону? Есть ли специальные органы?

— Единственным универсальным органом такой проверки является суд. Точнее, суд принимает окончательное решение, но для его вынесения может быть назначена судебная экспертиза. Важно отметить, что после того, как процедура была проведена, ее уже не спрятать. Она публикуется на сайте Роскомнадзора.

Экспертизу может использовать и организатор концерта, чтобы подстраховаться. Если к нему поступят претензии по поводу возрастной маркировки, он может подтвердить ее с помощью эксперта еще до начала концерта. После этого по закону к нему не будет никаких вопросов. Суждения правоохранительных органов о несоответствии текста закону будут носить предварительный характер и могут быть опровергнуты упомянутыми выше способами.

Но родительский комитет на этом вряд ли остановится. На крайний случай они позвонят и скажут, что на концертной площадке бомба. Как я говорила ранее, когда есть массовая инициатива, люди найдут, на что повлиять.

— На какие еще законы ссылаются, когда пытаются отменять концерты?

— Также ссылаются на закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Кодекс об административных правонарушениях, закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Основной смысл — обосновать запрет на исполнение песен с тем или иным содержанием: пропаганда наркотиков, призывы к совершению самоубийства.

— Как действовать музыканту, чтобы не оказаться в подобной ситуации?

— Самое простое решение — применить верную возрастную маркировку. Второе — вести диалог, а не противостоять. Можно искать на месте союзников в департаменте культуры или по делам молодежи. К примеру, если у артиста разный репертуар, то можно пообещать не исполнять жесткие песни, заменить нецензурные слова в текстах. Главное в этой ситуации — диалог.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как сделать успешный лейбл кавказской музыки
Как сделать успешный лейбл кавказской музыкиOred Recordings — об обрядовых песнях, лекциях в НИИ и архаичных музыкантах
Как сделать успешный лейбл кавказской музыки

Как сделать успешный лейбл кавказской музыки
Ored Recordings — об обрядовых песнях, лекциях в НИИ и архаичных музыкантах

Как разобраться в японской музыке: Инструкция Japan Blues
Как разобраться в японской музыке: Инструкция Japan BluesОдин из главных знатоков японской музыки в Европе — о культурной апроприации, джазе и восточном фольклоре
Как разобраться в японской музыке: Инструкция Japan Blues

Как разобраться в японской музыке: Инструкция Japan Blues
Один из главных знатоков японской музыки в Европе — о культурной апроприации, джазе и восточном фольклоре

Как вечеринки «Бухай–танцуй» привлекли внимание Маликова и Меладзе
Как вечеринки «Бухай–танцуй» привлекли внимание Маликова и МеладзеИ кто устраивает ивенты на тысячи человек
Как вечеринки «Бухай–танцуй» привлекли внимание Маликова и Меладзе

Как вечеринки «Бухай–танцуй» привлекли внимание Маликова и Меладзе
И кто устраивает ивенты на тысячи человек

Комики — о шутках, за которые им стыдно, и запретных темах
Комики — о шутках, за которые им стыдно, и запретных темах «Главное — просто хотеть шутить, а не пытаться сделать кому-то больно»
Комики — о шутках, за которые им стыдно, и запретных темах

Комики — о шутках, за которые им стыдно, и запретных темах
«Главное — просто хотеть шутить, а не пытаться сделать кому-то больно»

Тэги

Сюжет

Событие

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

10 фильмов весны

Новые Mujuice и Arab Strap, фильм про Билли Айлиш и «Периодическая таблица феминизма»

Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения

«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х

Изящный ресторан Artest в Трубниковском переулке, завтраки в Gentle, ужин Esthetic Joys в «Стрелке»

Первая полоса

10 фильмов весны

10 фильмов весны

10 фильмов весны

10 фильмов весны

Новые Mujuice и Arab Strap, фильм про Билли Айлиш и «Периодическая таблица феминизма»
Новые Mujuice и Arab Strap, фильм про Билли Айлиш и «Периодическая таблица феминизма»Что смотреть, слушать и читать прямо сейчас
Новые Mujuice и Arab Strap, фильм про Билли Айлиш и «Периодическая таблица феминизма»

Новые Mujuice и Arab Strap, фильм про Билли Айлиш и «Периодическая таблица феминизма»
Что смотреть, слушать и читать прямо сейчас

Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения
Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения А также о новых функциях приложения и независимости музыкальных редакторов
Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения

Вице-президент Spotify Чарли Хеллман — О заработке музыкантов и алгоритмах автовоспроизведения
А также о новых функциях приложения и независимости музыкальных редакторов

«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х
«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х
«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х

«Рок-н-рольщики»: Чудный ню-вейв-мюзикл о первой любви в Дублине 80-х

Изящный ресторан Artest в Трубниковском переулке, завтраки в Gentle, ужин Esthetic Joys в «Стрелке»
Изящный ресторан Artest в Трубниковском переулке, завтраки в Gentle, ужин Esthetic Joys в «Стрелке»
Изящный ресторан Artest в Трубниковском переулке, завтраки в Gentle, ужин Esthetic Joys в «Стрелке»

Изящный ресторан Artest в Трубниковском переулке, завтраки в Gentle, ужин Esthetic Joys в «Стрелке»

Документ эпохи: 23 истории о несправедливости на московских митингах
Документ эпохи: 23 истории о несправедливости на московских митингах«Время решимости и время заключения»
Документ эпохи: 23 истории о несправедливости на московских митингах

Документ эпохи: 23 истории о несправедливости на московских митингах
«Время решимости и время заключения»

За меня говорит моя кожа
Спецпроект
За меня говорит моя кожаМожно ли по одной фотографии определить, где мы живем и чем занимаемся
За меня говорит моя кожа
Спецпроект

За меня говорит моя кожа
Можно ли по одной фотографии определить, где мы живем и чем занимаемся

Билл Виола в Пушкинском музее: Что нужно знать о творчестве «Рембрандта эпохи видео»
Билл Виола в Пушкинском музее: Что нужно знать о творчестве «Рембрандта эпохи видео»
Билл Виола в Пушкинском музее: Что нужно знать о творчестве «Рембрандта эпохи видео»

Билл Виола в Пушкинском музее: Что нужно знать о творчестве «Рембрандта эпохи видео»

Самые интересные события этой недели
Самые интересные события этой неделиПремьеры в кино, музейный бранч и лучшие вечеринки
Самые интересные события этой недели

Самые интересные события этой недели
Премьеры в кино, музейный бранч и лучшие вечеринки

На что живут подкастеры
На что живут подкастерыПринятие своего голоса, реклама среди задушевных разговоров и три работы
На что живут подкастеры

На что живут подкастеры
Принятие своего голоса, реклама среди задушевных разговоров и три работы

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей
Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей
Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

Тени, пудры и фломастеры-трезубцы: 12 средств для бровей

 Этикет подарков
Спецпроект
Этикет подарков7 негласных правил хороших презентов
 Этикет подарков
Спецпроект

Этикет подарков
7 негласных правил хороших презентов

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке
Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке Как объединить рабочее пространство и квартиру
Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке

Двухэтажный лофт и офис под одной крышей в Столярном переулке
Как объединить рабочее пространство и квартиру

Для нежных, солнечных и колючих:
Как выбрать идеальный букет
Промо
Для нежных, солнечных и колючих: Как выбрать идеальный букетВместо важных слов, которые порой сложно сказать
Для нежных, солнечных и колючих:
Как выбрать идеальный букет
Промо

Для нежных, солнечных и колючих: Как выбрать идеальный букет
Вместо важных слов, которые порой сложно сказать

18 театральных событий весны

18 театральных событий весныИ все, что вы могли пропустить из-за локдауна

18 театральных событий весны

18 театральных событий весны И все, что вы могли пропустить из-за локдауна

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Современные мусульманки — о Рафе Симонсе, моде и ношении хиджаба

Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве
Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве
Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве

Как в Берлине (ну почти!): Где есть настоящий донер-кебаб в Москве

Офисное экобинго
Спецпроект
Офисное экобингоПроверьте, насколько зеленое ваше рабочее место
Офисное экобинго
Спецпроект

Офисное экобинго
Проверьте, насколько зеленое ваше рабочее место

Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Однажды… в Голливуде», доки про пандемию и новый фильм Литвиновой
Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах

Что смотреть в марте на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
«Однажды… в Голливуде», доки про пандемию и новый фильм Литвиновой

«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма
«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма
«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма

«Том и Джерри»: Хлоя Морец против капитализма в новой киноверсии приключений героев детского мультфильма

Подпишитесь на рассылку