«Яндекс» нашел новое применение огромному массиву данных, которые он собирает внутри своих сервисов. По запросам партнеров компания будет давать своим пользователям оценку, на основе которой банки смогут принимать решение о выдаче или отказе по кредиту.

Как это работает

Новый проект «Яндекс» запустил вместе с Объединенным кредитным бюро (ОКБ) и «Эквифаксом» — крупнейшими кредитными бюро страны. По их запросу IT-компания будет в автоматическом режиме обрабатывать данные конкретного клиента и выдавать одно итоговое число. Этот балл партнеры смогут использовать вместе с собственной оценкой для определения платежеспособности заемщика.

Какие именно данные будут анализироваться, «Яндекс» не раскрывает. Но возможности компании огромны: ее аудитория пользуется поисковиком и браузером, онлайн-картами, такси и каршерингом, заказывает еду, слушает музыку, переводит деньги, ищет работу, покупает товары и билеты. Всего при оценке используется более тысячи факторов, но неизвестно каких. В теории алгоритмы могут снижать баллы пользователям, которые слушают в «Яндекс.Музыке» песни Михаила Круга — подобный критерий два года назад предлагал вице-президент Сбербанка Александр Ведяхин.

По оценке ОКБ, их совместная с «Яндексом» модель способна оценить почти всех заемщиков — более 95 %. Несколько банков уже используют сервис в тестовом режиме, хотя Сбербанка среди них пока нет, рассказал «РБК» гендиректор Национального рейтингового агентства Алексей Богомолов.

Есть ли риски

В «Яндексе» уверяют, что никому не передают данные пользователей: партнеры получают лишь итоговый балл. Число выдают алгоритмы, когда им в зашифрованном виде приходит адрес электронной почты и мобильный телефон клиента, пояснил источник «РБК», близкий к одному из участников проекта. Предположительно, даже сам «Яндекс» не может понять, по какому пользователю компания получила запрос.

Опрошенные «РБК» эксперты полагают, что для реализации проекта потребуется согласие клиентов на обработку персональных данных. Сама IT-компания называет анализируемые сведения обезличенными. Однако, как заметил юрист Александр Пахомов, при оценке информация перестает быть обезличенной, поскольку описывает поведение конкретного человека.

В любом случае использование таких данных грозит «Яндексу» судебными тяжбами, считает другой специалист Владислав Кочерин. «Если гражданину отказали в кредите, потому что он часто ищет в поисковике „Яндекса“ бары, клиент может это посчитать поводом для иска», — отметил юрист.


Источник: «РБК»